Файл: Урок физики по теме Решение задач на нахождение силы тока, напряжения и сопротивления.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Борковская школа, филиал МОУ «Пореченская средняя общеобразовательная школа имени К.С. Заслонова»
Урок физики по теме
«Решение задач на нахождение силы тока, напряжения и сопротивления».
Исполнитель: Дмитриева Ольга Михайловна
Великолукский район, д. Борки, 2019г.
Содержание урока
Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель,
а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную.
Б. Паскаль
I. Орг. момент (1 минута) Наличие в классе учащихся. Готовность к уроку.
Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что сегодня у вас хорошее настроение. Оно нам просто необходимо для сохранения работоспособности.
II. Создание эмоционального настроя (3 минуты)
Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество!»
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И не забудем мы про напряжение.
Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
Ответы учеников.
И так, тема нашего урока «решение задач на нахождение силы тока, напряжения и сопротивления».
Кто мне скажет, какова цель нашего урока?
Цель урока: Научиться решать задачи, повторив основной программный материал.
III. Повторение (5 минут)
Учитель. Перед тем как решать задачи нужно повторить теоретический материал. Приступим к повторению.
Скажите, что такое сила тока?
Учитель. В каких величинах измеряется сила тока?
Учитель. От чего зависит электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника?
Учитель. Что характеризует напряжение?
Учитель. Дайте определение напряжения.
Учитель. Как рассчитать напряжение.
Учитель. Назовите единицу напряжения.
Учитель. Что называют электрическим сопротивлением?
Учитель. От чего зависит сопротивление проводника?
Учитель. А как рассчитать сопротивление проводника?
Учитель. Какую величину принимают за единицу сопротивления?
Учитель. Я прошу желающего выйти к доске и записать формулы для расчёта силы тока, сопротивления и напряжения.
Учитель. Молодцы. Я вижу, что вы готовы приступить к решению задач, так что запускайте свой «вечный думатель» и вперед!
IV. Решение задач (27 минут)
Учитель. В древнем эстонском эпосе «Калевипоэг» можно найти такие строки:
Разыгралась ширь морская,
Гребни с грохотом вздымая.
Эйке-гром в телеге медной
Прогремел мостом железным,
На скаку огонь метал он,
Искры сыпал, пролетая.
Налетел и старый Пикне,
Грохотал он, наступая;
Бросил что-то он на землю.
Тут, карателей заслышав,
Духи зла перепугались,
Со всех ног они от Пикне
Улепетывали в море...
Чего же испугались злые духи?
1. Известно, что средняя длительность разряда молнии 0,2 мс. Типичная сила тока 20кА. Определите заряд, протекающий при разряде.
Учитель. Хорошо. Перед тем как приступить к решению, давайте ещё раз уясним для себя, что нам известно в задаче и что нужно найти.
Учитель. Запишем дано задачи.
Дано:
I = 20 кА
t = 0,2 мс
q -?
Учитель. Нужно ли нам что-то переводить в систему СИ?
Учитель. Переведите и продиктуйте мне.
Учитель. Чему равен заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за время t?
Учитель:
Д ано: СИ Решение:
I = 20 кА=20 А заряд, проходящий через поперечное
t = 0,2 мс=0,2 с сечение проводника за время t равен:
q -? q=It
подставим численные значения
q=20 0,2 =4 (Кл)
Ответ: заряд, протекающий при разряде молнии
равен 4 (Кл).
Учитель. Мы справились с этой задачей. Вот ещё одна.
«На Большой Пушкинской Ипполита Матвеевича удивили никогда не виданные им в Старгороде рельсы и трамвайные столбы с проводами. Ипполит Матвеевич не читал газет и не знал, что к Первому мая в Старгороде собираются открыть две трамвайные линии» (И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев).
2.Какую работу совершают двигатели трамвая за 10 минут, если сила тока двигателя 70 А, а напряжение в контактной сети 600 В?
Учитель. Я прошу желающего к доске.
Учитель. С чего начнём?
Д ано: СИ Решение:
I = 70 А Учитель: как мы можем определить работу?
t =10мин = 600 с Ученик: мы знаем, что напряжение равно
U = 600 В отношению работы электрического поля
А - ? по перемещению заряда к величине этого заряда
Учитель: хорошо, что дальше?
Ученик: выразим отсюда работу
Учитель: можем ли мы сейчас рассчитать работу?
Ученик: нет.
Учитель: а почему?
Ученик: нам неизвестен заряд. Протекающий через двигатель за 10 минут.
Учитель: а можем ли мы его найти?
Ученик: да.
Учитель: Как?
Ученик: мы знаем силу тока двигателя, время его работы и можем посчитать заряд:
q=It
Учитель: тогда как будет выглядеть расчётная формула работы?
Ученик:
Подставим численные значения
Учитель: переведи пожалуйста в мега джоули.
Ученик: 25,2 МДж.
Ответ: работа двигателя равна 25,2 МДж.
Учитель: Молодец, присаживайся.
Учитель. Переходим к следующей задаче.
3.Определите сопротивление платиновой проволочки длиной l = 0,10 м и площадью поперечного сечения S = 1,0 мм2. Есть желающие решить эту задачу у доски?
(выходит ученик)
Д ано: СИ Решение:
S = 1,0 мм2 Учитель: что нам нужно найти?
l = 0,10 м ученик: сопротивление проводника
ρ = 0,10 (Ом*мм2 )/м учитель: как мы можем это сделать?
Ученик: Сопротивление проводника
R - ? прямо пропорционально длине проводника,
обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от материала, из которого он изготовлен:
Ответ: сопротивление проволочки R=
Учитель:Хорошо, садись.
4.
Ученик собрал электрическую цепь, которая изображена на рисунке. Ваша задача начертить схему. Составить самостоятельно задачу и решить её. Желающие вам слово.
Всех этих задач могло и не быть, если бы в своё время люди не занимались наукой и не делали открытий. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы дорогие друзья подумайте о каком ученом, по – вашему мнению, идет речь.
-
Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Ампер.) -
О нем великий Максвелл сказал: «Исследования…, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда – либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер) -
Он открыл один из важнейших законов – количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом) -
Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1867 году. (Георг Ом) -
Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.) -
Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон)
А теперь прослушайте задачи для самостоятельного решения. Условия этих задач я раздала каждому на парту.
Задача№1
Грозы возникают, когда тёплый и влажный воздух очень быстро поднимаются вверх и формируют огромные кучево-дождевые облака. Внутри этих облаков кристаллики и капельки воды находятся в вихревом движении. Взаимодействуя, они получают слабый электрический заряд. Постепенно эти заряды увеличиваются, пока не произойдёт гигантский искровой разряд между соседними облаками или между облаком и землёй, и обратно. Этот яркий разряд называется молнией.
Длительность отдельных зарядов молнии 50-100 мкс. Количество электричества, протекающего по каналу молнии около 20 Кл. Какова при этом сила тока?
Задача№2
Определите удельное сопротивление материала, если провод длиной l =0,50м с площадью поперечного сечения S = 0,10 мм2 имеет электрическое сопротивление R = 2,5 Ом.
Задача№3
Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Задача№4
Какова сила тока в лампочке велосипедного фонарика, если при напряжении 4 В в ней за 1 с расходуется 0,8 Дж электроэнергии?
V. Рефлексия. (2 минуты)
«Физика языком поэзии»
Учащимся предлагается раскрыть физический смысл стихотворения Роберта Бернса «Золотое кольцо».
«Зачем надевают кольцо золотое
На палец, когда обручаются двое?» -
Меня любопытная дева спросила.
Не став пред вопросом в тупик,
Ответил я так собеседнице милой:
- Владеет любовь электрической силой,
А золото – проводник!
VI. Подведение итогов урока и комментарий домашнего задания.(2 минуты)
Вот и подошёл к концу наш урок. Каков результат урока для каждого из вас? Запишите его в тетради с помощью 2-3 предложений, используя фразы: «Я научился…», «Я могу объяснить…», «Я знаю, что …».
Домашнее задание:
-
повторить параграфы 38-45; -
решить задачу: Через нить лампы накаливания течёт ток 2 А. При каком напряжении работает лампа, если за 1 мин электрическое поле в нити лампы выполняет работу 1,44 кДж? -
составить свою задачу на применение формул силы тока, напряжения или электрического сопротивления и решить её.
За вашу работу на уроке я выставлю оценки. Не забудьте сдать листочки с самостоятельно решёнными вами задачами. Кто не успел всё сделать, могут принести мне задания в понедельник с утра.