Файл: Исследование как алгоритм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Три базовых вида социальной стратификации современного общества - экономический, политический, социально-профессиональный.

основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются:

а) размеры доходов и собственности,

б) ранги во властной иерархии,

в) статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием).

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой

Флуктуации (от лат. fluctuatio колебание) - отклонения от средних (нормальных) значений, происходящие в политических, социальных, экономических процессах.



Основными каналами вертикальной мобильности являются:

  • Армия

  • Церковь

  • Школа

  • Семья

  • Собственность

23. Опишите социальную связь как социальный контакт и как социальное взаимодействие

Социальная связь — это зависимость, реализуемая через социальное действие.

Социальный контакт — это единичное, случайное, мимолетное действие, не оказывающее существенного влияния на жизнь и деятельность людей.

Социальное взаимодействие — регулярный, систематический,

возобновляемый обмен действиями, ориентированными на ответную реакцию партнера, сопровождающийся усложнением социальных связей.

24. Назовите виды социальной стратификации+



25.Дайте краткую характеристику понятию «социальный статус личности»; дайте краткую характеристику понятию «социальная роль личности».

Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.

Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры.

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.


26. Определите понятие «девиантное поведение»

Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio — отклонение) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

 Основные формы девиантного поведения:

1) пьянство;

2) наркомания;

3) преступность;

4) проституция;

5) самоубийство (суицид).
27. Определите понятие «социализация»

Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом. Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.

28. Охарактеризуйте смысловое содержание понятий «индивид» и «личность». Назовите основные концепции структуры личности в социологии.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».
Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
 Концепция личности З. Фрейда (1856-1939).

Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические противоречат нормам культуры и развитие личности есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").



Ид ("Оно") – бессознательное - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.

Эго ("Я") -сознание и самосознание личности - контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами: рациональности (разумности) и реальности.

Супер-Эго (Сверх-Я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.Суперэго формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и оценки деятельности индивида.

29. Перечислите показатели структурного анализа личности в социологии

Под социальной структурой личностипонимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.
Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.

Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:
а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;

б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;

в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.
В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:

1) в объективном плане – как система статусов и ролей;

2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.
При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:

целенаправленной деятельности;

сознания/мышления;

потребностей и способностей;

статусов и ролей;

ценностных ориентаций (диспозиций);

культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.
Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.

30. Дайте краткую характеристику процессу социализации в социологии.

социализация (от лат. socialis — общественный) — это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. В результате этого процесса индивид становится полноправным членом общества.

31. Назовите виды статусов в социологии.

1) Предписанный. Дается при рождении независимо от личных качеств и умений.

2) Приобретенный. Является достигаемым, когда человек усердно трудится и может конкурировать с другими. Этот статус говорит об образовании, успехах и связях личности.

3) Смешанный. Подразумевает объединение двух предыдущих.

32. Опишите социальные связи, их внутреннее строение

социальная связь – зависимость между субъектами связи, которая возникает в результате совершения социальных действий с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.Социальная связь имеет свою структуру, состоящую из трех основных элементов:

1) Субъекты связи – индивиды или группы, участвующие во взаимодействии.

2) Предмет связи – то, по поводу чего осуществляется связь.

3) Механизм сознательного регулирования связи: своеобразные “правила игры”, негласно устанав-ливаемые партнерами, соблюдение или несоблюдение которых может привести к продолжению отношений или к их разрыву. При этом большую роль играют взаимные ожидания. Так, например, в зависимости от постановки вопроса, тона голоса, от того, как вопрос задан, вежливо или грубо, человек, к которому он обращен, может ответить или не ответить на него. Именно оценка отвечающим поведения спрашивающего субъекта по перечисленным критериям и соотнесение его со своей шкалой ценностей и является механизмом регу-лирования связи.

В социологии различают 3 вида социальных связей:

-Социальные контакты.

-Социальные взаимодействия или интеракции.

-Социальные отношения.

33. Опишите регуляцию социальной связи

Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания, деятельности. Но его потребности, ценности, нормы — результат социализации.

Регулятором социальных связей выступает, прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации, в результате чего создается их запас (память).


Большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.

34. Перечислите основные законы социологии, опишите их специфику

  1. Закон социальной дифференциации и интеграции, который проявляется в процессе постоянного расслоения общества и его последующем объединении;

  2. Закон социальной мобильности, который проявляется в непрекращающейся смене ролей, статусов, положения личности в обществе.

  3. Закон интернационализации общественной жизни, который имеет свое проявление в постоянном обмене народами стран и государств своими достижениями в области социальной жизни, культуры, научного прогресса.

  4. Закон социализации индивида, которые проявляется в постоянном процессе адаптации человека к различным сферам жизнедеятельности общества: социально – экономической, культурной, политической и овладения правилами, нормами и ценностями данного общества.

  5. Закон урбанизации общества, который зависит от постоянного роста и развития городов, смены жительства сельского населения на городское.

  6. Закон однокачественности компонентов социальной организации – это закон предусматривающий соответствие социальной организации особенностям населения страны, культурным ценностям, геополитическим условиям.

35. Какой вклад внесли российские социологи в развитие мировой социологии?

Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор.Лавров утверждал, что в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, которые выходят в свет, когда общество готово их понять и принять,также как в других науках.

Николай Михайловский (1842—1904) — другой представитель субъективизма — утверждал, что коренная и ничем не изгладимая разница между отношением человека к человеку и человека к остальной природе, состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к определенной цели, тогда как во втором, цель эта не существует. Различие между ними до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к «двум великим областям человеческого ведения». Мы не можем общественные явления оценивать иначе, чем субъективно.