ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Три базовых вида социальной стратификации современного общества - экономический, политический, социально-профессиональный.
основными измерениями (критериями) социальной стратификации являются:
а) размеры доходов и собственности,
б) ранги во властной иерархии,
в) статус, определяемый родом занятий и квалификацией (образованием).
Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой
Флуктуации (от лат. fluctuatio колебание) - отклонения от средних (нормальных) значений, происходящие в политических, социальных, экономических процессах.
Основными каналами вертикальной мобильности являются:
-
Армия -
Церковь -
Школа -
Семья -
Собственность
23. Опишите социальную связь как социальный контакт и как социальное взаимодействие
Социальная связь — это зависимость, реализуемая через социальное действие.
Социальный контакт — это единичное, случайное, мимолетное действие, не оказывающее существенного влияния на жизнь и деятельность людей.
Социальное взаимодействие — регулярный, систематический,
возобновляемый обмен действиями, ориентированными на ответную реакцию партнера, сопровождающийся усложнением социальных связей.
24. Назовите виды социальной стратификации+
25.Дайте краткую характеристику понятию «социальный статус личности»; дайте краткую характеристику понятию «социальная роль личности».
Социальный статус — это положение человека в обществе или отдельной подсистеме общества.
Социальный статус можно определить по специфическим для конкретного общества признакам, например, экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.
Это понятие существует только в процессе сравнения позиции одного человека с другими. Он показывает определенное место в иерархической лестнице, отражая организацию общественной структуры.
Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.
26. Определите понятие «девиантное поведение»
Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio — отклонение) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Основные формы девиантного поведения:
1) пьянство;
2) наркомания;
3) преступность;
4) проституция;
5) самоубийство (суицид).
27. Определите понятие «социализация»
Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.
Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом. Расширение и углубление социализации происходит в сфере деятельности, сфере общения и сфере самосознания.
28. Охарактеризуйте смысловое содержание понятий «индивид» и «личность». Назовите основные концепции структуры личности в социологии.
Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».
Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
Концепция личности З. Фрейда (1856-1939).
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические противоречат нормам культуры и развитие личности есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").
Ид ("Оно") – бессознательное - источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия.
Эго ("Я") -сознание и самосознание личности - контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами: рациональности (разумности) и реальности.
Супер-Эго (Сверх-Я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.Суперэго формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и оценки деятельности индивида.
29. Перечислите показатели структурного анализа личности в социологии
Под социальной структурой личностипонимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.
Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.
Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:
а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;
б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;
в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.
В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:
1) в объективном плане – как система статусов и ролей;
2) в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.
При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:
целенаправленной деятельности;
сознания/мышления;
потребностей и способностей;
статусов и ролей;
ценностных ориентаций (диспозиций);
культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.
Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.
30. Дайте краткую характеристику процессу социализации в социологии.
социализация (от лат. socialis — общественный) — это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду и, во-вторых, активное воспроизводство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. В результате этого процесса индивид становится полноправным членом общества.
31. Назовите виды статусов в социологии.
1) Предписанный. Дается при рождении независимо от личных качеств и умений.
2) Приобретенный. Является достигаемым, когда человек усердно трудится и может конкурировать с другими. Этот статус говорит об образовании, успехах и связях личности.
3) Смешанный. Подразумевает объединение двух предыдущих.
32. Опишите социальные связи, их внутреннее строение
социальная связь – зависимость между субъектами связи, которая возникает в результате совершения социальных действий с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.Социальная связь имеет свою структуру, состоящую из трех основных элементов:
1) Субъекты связи – индивиды или группы, участвующие во взаимодействии.
2) Предмет связи – то, по поводу чего осуществляется связь.
3) Механизм сознательного регулирования связи: своеобразные “правила игры”, негласно устанав-ливаемые партнерами, соблюдение или несоблюдение которых может привести к продолжению отношений или к их разрыву. При этом большую роль играют взаимные ожидания. Так, например, в зависимости от постановки вопроса, тона голоса, от того, как вопрос задан, вежливо или грубо, человек, к которому он обращен, может ответить или не ответить на него. Именно оценка отвечающим поведения спрашивающего субъекта по перечисленным критериям и соотнесение его со своей шкалой ценностей и является механизмом регу-лирования связи.
В социологии различают 3 вида социальных связей:
-Социальные контакты.
-Социальные взаимодействия или интеракции.
-Социальные отношения.
33. Опишите регуляцию социальной связи
Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания, деятельности. Но его потребности, ценности, нормы — результат социализации.
Регулятором социальных связей выступает, прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации, в результате чего создается их запас (память).
Большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.
34. Перечислите основные законы социологии, опишите их специфику
-
Закон социальной дифференциации и интеграции, который проявляется в процессе постоянного расслоения общества и его последующем объединении; -
Закон социальной мобильности, который проявляется в непрекращающейся смене ролей, статусов, положения личности в обществе. -
Закон интернационализации общественной жизни, который имеет свое проявление в постоянном обмене народами стран и государств своими достижениями в области социальной жизни, культуры, научного прогресса. -
Закон социализации индивида, которые проявляется в постоянном процессе адаптации человека к различным сферам жизнедеятельности общества: социально – экономической, культурной, политической и овладения правилами, нормами и ценностями данного общества. -
Закон урбанизации общества, который зависит от постоянного роста и развития городов, смены жительства сельского населения на городское. -
Закон однокачественности компонентов социальной организации – это закон предусматривающий соответствие социальной организации особенностям населения страны, культурным ценностям, геополитическим условиям.
35. Какой вклад внесли российские социологи в развитие мировой социологии?
Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор.Лавров утверждал, что в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, которые выходят в свет, когда общество готово их понять и принять,также как в других науках.
Николай Михайловский (1842—1904) — другой представитель субъективизма — утверждал, что коренная и ничем не изгладимая разница между отношением человека к человеку и человека к остальной природе, состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к определенной цели, тогда как во втором, цель эта не существует. Различие между ними до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к «двум великим областям человеческого ведения». Мы не можем общественные явления оценивать иначе, чем субъективно.