Файл: Тема Диагностика, консультирование и профилактика виды профессиональной деятельности дефектолога (2 ч.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:
Тема 1. Диагностика, консультирование и профилактика – виды профессиональной деятельности дефектолога (2 ч.)
-
Составить словарь терминов по дисциплине «Диагностико-консультативная и профилактическая деятельность дефектолога».
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) - специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
Педагогическая диагностика - это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Психолого-педагогическое консультирование - обсуждение консультантом с получателем вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения психолого-педагогической компетентности взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами.
Педагогическая профилактика трактуется как комплексное социальное психолого-педагогическое воздействие педагога на воспитанника в образовательном процессе, представляющее собой синтез воспитательно-разъяснительной деятельности, медико-санитарного и правового просвещения, психолого-диагностической деятельности, психокоррекции и организационных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни.
Профессионально-педагогическая деятельность (ППД) – это инте-гративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. ППД направлена на обучение профессии и профессиональное развитие человека.
Профилактическая работа педагога-дефектолога предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Психолого-педагогическая характеристика – это документ, отражающий поведение и успеваемость воспитанников, их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.
-
Составить схему «Психолого-педагогическая деятельность дефектолога».
Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:
Консультативно-
просветительское
Аналитическое
Коррекционное
Диагностическое
-
Дать краткую характеристику видов психолого-педагогической диагностики, подобрать пример.
1) скрининг-диагностика; (основными задачами скрининг-диагностики являются: своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка,позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.)
2) дифференциальная диагностика; (основными задачами дифференциальной диагностики являются: разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка, выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения, оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, определение и обоснование педагогического прогноза.
)
3) углубленная диагностика (основными задачами углубленной диагностики являются: выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка. разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения, определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений, помощь в ситуациях с затруднениями в учебе, профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков, решение проблем социально-эмоционального плана.)
4. Охарактеризовать этические принципы проведения диагностико-консультативной и профилактической деятельности дефектолога.
«Учитель - ученик»
1. Принцип заботливого и уважительного отношения к детям
2. Принцип культуроориентированного воспитания.
3. Принцип познания воспитанников.
«Учитель - родитель»
-
Принцип открытости -
Принцип дружелюбности
«Учитель - общество»
-
Принцип открытости -
Принцип доступности
«Ученик - ученик»
-
Принцип толерантности -
Принцип культуры доброжелательности -
Принцип взаимопомощи
5.Сформировать библиографическое описание тематических статей специализированных журналов, посвященных исследованию проблематики диагностико-консультативной и профилактической деятельности дефектолога, за последние три года. Подготовить тезисы выступления по выбранному вопросу. Для этого: 1) составить аннотированный список источников по теме – в рамках работы с ЭБС (не менее 5); 2) подготовить тезисы (не более 2000 знаков с пробелами); 3) подготовить работу к представлению на семинаре / вебинаре.
-
Возрастные закономерности формирования речевого динамического стереотипа: статья в журнале - научная статья / Белякова Л.И., Филатова Ю.О. - Москва: 2022 г. - 52 с.
В статье описаны теоретические предпосылки, процедура и результаты исследования речедвигательного стереотипа как результата действия функциональной системы речи. Представлены данные изучения биоэлектрической активности мышц артикуляционного и дыхательного отделов периферического речевого аппарата, как показатели процесса формирования стереотипии в двигательном речевом действии. Выявлены определенные возрастные закономерности становления речевого динамического стереотипа в онтогенезе, что может способствовать разработке педагогических технологий формирования компенсаторных речевых механизмов.
-
Депривационный парааутизм вследствие жестокого образения с детьми. Методы психолого - педагогической коррекции: статья в журнале - научная статья / Марголина И.А., Платонова Н.В., Иванов М.В. - Москва: 2021 г. - 46 с.
В статье представлены результаты изучения парааутистических расстройств, описаны их отличия от эндогенных аутистических расстройств и методы их коррекции. В результате реализации психокоррекционных мероприятий положительный результат был отмечен в подавляющем большинстве случаев, что доказывает эффективность психолого-педагогической коррекции, применявшейся в комплексе с социальными и медицинскими мерами, в отношении большинства нарушений у детей-жертв раннего и дошкольного возраста, перенесших жестокое обращение.
3. Основы диагностико-консультативной деятельности педагогадефектолога в проектировании и организации деятельности обучающихся по освоению образовательных программ: сборник методических материалов / под ред. Исрафиловой Л.М. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017 г. – 24 с.
В содержании сборника обозначены актуальные задачи диагностикоконсультативной деятельности педагога-дефектолога в проектировании и организации деятельности обучающихся по освоению образовательных программ, представлено содержание психолого-педагогической диагностики, уточняющей структуру нарушения развития ребенка с ОВЗ и согласованный выбор индивидуальной образовательной траектории, сформулированы требования и принципы осуществления педагогом-дефектологом диагностико-консультативной деятельности. Методические материалы рекомендуются в помощь заместителям руководителей по инклюзивному образованию, педагогам-дефектологам, педагогическим работникам, воспитателям специальных или инклюзивных образовательных организаций при проектировании и реализации деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями по освоению образовательных программ.
По мере выполнения материал загружаем в папку ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ и отправляем по эл.почте svetlaj23@mail.ru
Основная литература |
1. Вечканова, О.В. Практикум по психолого-педагогической диагностике [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. В. Вечканова,А. Ф. Фазлыева. – Электрон. дан. – Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2012 – 182 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/49569. |
2. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. консультирование : учебное пособие : [16+] / Е. В. Неумоева-Колчеданцева ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018 – 308 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567491 |
3. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018 –202 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762. |
Дополнительная литература |
1. Ваньков, А.Б. Психодиагностика в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / А. Б. Ваньков, А. В. Топорнина, Т. В. Губарева. – Электрон. дан. – Тула : ТГПУ, 2018. – 65 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/113623. 2. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. – 248 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435603. |
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
1. https://alldef.ru/ - Альманах Института коррекционной педагогики. |
2. http://festival.1september.ru/ - Российский педагогический форум «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (контент – тематические публикации, отражающие авторские педагогические идеи, методические разработки, представления о преподавании, в том числе и в области логопедии). |
3. http://pedlib.ru - Педагогическая библиотека (контент – электронный формат литературы по логопедии, психологии, педагогике и близких к ним областей наук: книги отсутствующие в продаже и не переиздававшиеся более трех лет). |