Файл: Сапожников, В. М. Прочность и испытания трубопроводов гидросистем самолетов и вертолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
Прочность и испытания
трубопроводов
гидросистем
самолетов и вертолетов
В. М. САПОЖНИКОВ, Г. С. ЛАГОСЮК
Прочность
ииспытания
трубопроводов
гидросистем
самолетов
ивертолетов
Москва
МАШИНОСТРОЕНИЕ
1973
С19 УДК (629.735.33+ 629.735.45). 064.001.24
Г*о. яублячнм ■аучно - ТвХЯНн* 'Ш
библиотека СССР
ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЭАЯА
f 3, -ъ$3£0
Сапожников В. М., Лагосюк Г. С. Прочность и испытания тру бопроводов гидросистем самолетов и вертолетов. М. «Машино строение», 1973, 248 с.
В книге изложены методы расчета на прочность трубопроводов гидравлических систем самолетов и вертолетов. В ней обобщены вопросы влияния на прочность трубопроводов деформаций попе речного сечения, а также монтажных неточностей. Приведены некоторые сведения о машинах и стендах для испытаний на вы носливость трубопроводов и их соединений. Рассмотрены усло вия работы трубопроводов при различных случаях нагружения самолетов в условиях сложного спектра высоко- и низкочастот ных колебаний и напряженно-деформированного состояния типо вых деталей. В книге широко использованы результаты экспери ментальных исследований и испытаний.
Книга предназначена для инженеров-конструкторов и техноло гов авиационных заводов и конструкторских бюро, а также ин женеров, эксплуатирующих самолеты и вертолеты.
Табл. 35. Мл. 91. Список лит. 36 назв.
Рецензент канд. техн. паук Н. Г. Белый
/
3186-193
193-73
038(01) -73
) Издательство „Машиностроение“,1973г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Применение гидравлических передач и устройств в большинст ве случаев упрощает решение многих'технических задач, в част ности, упрощает автоматизацию производственных процессов, повышает качество машин, позволяет значительно уменьшить их вес и габариты. Благодаря этому гидравлические передачи по лучили чрезвычайно широкое применение во всех отраслях промышленности и видах транспорта.
Чтобы оценить широту применения гидропередач в современ ных машинах, достаточно указать, что в некоторых из них насчи тывается по нескольку сотен гидравлических агрегатов, про тяженность трубопроводов достигает нескольких десятков ты сяч метров и общая мощность насосов более 2000 л. с.
Развитие гидропередач в настоящее время идет по пути уве личения их мощности благодаря увеличению рабочего давления жидкости. Отечественной и зарубежной промышленностью се рийно выпускаются насосы для работы при давлениях 210— 350 кгс/см2.
Долговечность и надежность гидропередач в немалой степе ни зависят от способности трубопроводов, не разрушаясь, вос принимать нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации.
Проектирование трубопроводных систем гидропередач ле тательных аппаратов производится методом допускаемых на пряжений, которых до сих пор остается наиболее распростра ненным ів технике расчета и строительства магистральных и технологических трубопроводов различного назначения.
Сущность этого метода состоит в том, что размеры элементов той или иной конструкции выбирают исходя из условия, чтобы действующие в них напряжения не превышали допускаемых, ко торые составляют некоторую долю предела прочности материа лов.
Отношение предела прочности к допускаемым напряжениям называется коэффициентом запаса прочности. Величина этого коэффициента не имеет еще достаточного научного обоснова ния. Помимо этого, сами допускаемые напряжения могут иметь
3
смысл только при соблюдении пропорциональности между дей ствующей нагрузкой и напряжениями вплоть до разрушения, что происходит в редких случаях.
Одним из основных недостатков в существующей методике проектирования трубопроводов является то, что нормы запаса прочности обусловливаются только величиной внутреннего дав ления жидкости без учета иных видов нагружения.
В первой части настоящей книги описаны прочностные харак теристики типовых конструктивных элементов гидросистем и рассмотрены условия работы трубопроводов при различных ви дах нагрузок с учетом сложного спектра колебаний и неточно стей монтажа, вызывающих при эксплуатации напряженно-де формированное состояние.
Вторая часть книги посвящена изложению методики проведе ния прочностных испытаний, результатам лабораторных иссле дований, оценке надежности и рекомендациям по определению запаса прочности трубопроводов и их соединений; в ней также даны некоторые сведения по испытательному оборудованию.
Авторы выражают глубокую благодарность кандидатам тех нических наук Комову Н. Е., Савельеву Л. И., Лежину С. М., Авдошко М. Д,, Гвинтовкину И. Ф., Гранкину А. А., Иванен ко А. А., Кудряшову Б. Я., инженерам Самсоновой Е. И., Ку зину Г. В. за помощь, оказанную при подготовке рукописи, а также за любезно предоставленные материалы, которые ис пользованы в книге.
Замечания и рекомендации по содержанию книги следует на правлять в издательство «Машиностроение» по адресу: Моск ва, Б-78, 1-й Басманный пер., 3.
Часть первая
НАГРУЗКИ И ДЕФОРМАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ
Глава I. КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТРУБ И ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ
1.КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ
Внастоящее время разработано различными организациями не сколько типов классификации трубопроводов. Основными из них являются: классификация по нагрузкам, классификация по
группам точности, классификация по сложности конфигурации п классификация по функциональной значимости [29, 30].
Классификация по нагрузкам предусматривает деление уча стков гидравлических систем на три категории нагружения [табл. 1.1).
К первой группе (А) относятся трубопроводы, в которых воз буждаются напряжения от:
—сил внутреннего давления жидкости ор]
—пульсирующего потока жидкости алр;
—измерения рабочего давления от Рт т до Рт ах при сраба тывании автомата разгрузки 0 зЯ;
—вибраций, передающихся от двигателя огв.д;
—температурных нагрузок ай
—эксплуатационных нагрузок, возникающих под действием силы тяги, инерционных и аэродинамических сил <тэ;
—монтажных неточностей ам.
Эти трубопроводы устанавливаются |
на силовой |
установке, |
в зоне между двигателем и корпусом |
летательного |
■аппарата |
в линиях нагнетания участков источников давления, линиях на гнетания различных периодически функционирующих потреби телей, в линиях нагнетания бустерных систем и т. п.
К группе Б относятся трубопроводы, в которых возбужда ются напряжения от следующих нагрузок:
—сил внутреннего давления жидкости ар;
—периодически от пульсирующего потока жидкости вдр;
—изменения рабочего давления от Ртш До Рmax при сраба тывании регулирующих автоматических устройств и распредели
тельных механизмов орй
—температурных нагрузок ай
—эксплуатационных нагрузок от деформации корпуса лета тельного аппарата и его агрегатов: оэ;
—монтажных неточностей аы.
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1.1 |
|
|
|
|
Классификация трубопроводов по нагрузкам |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
К атегории |
н а г р у ж е н и я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
1 |
Б |
|
I |
В |
|
С тр у к ту р а |
гидравли |
|
|
|
Н а п р я ж е н и е |
в трубопроводах |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ческой |
систем ы |
°рІ |
°Лр; |
°пді |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
°h |
° р і 0 Л РІ ° { і ° 8 ' °М |
с в ’> |
а эі а м |
||||||
|
|
|
|
|
° Э І |
° м |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Наим ен ован ие линии |
|
|
|
||
Блок питания |
Линия нагнета |
Линия |
зарядки |
Линия |
слива |
|
|||||||
|
|
|
|
ния |
|
|
|
гндроаккумулято- |
Линия |
всасыва |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ров |
|
|
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Линия наддува |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гидробака |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Линия дистанци |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
онного контроля |
||
Подсистема |
уп |
Линия |
нагнета Рабочие линии от |
Линия |
слива |
от |
|||||||
равления |
выпус ния |
до командного командного агрега командного и вспо |
|||||||||||
ком— уборкой |
сто |
агрегата |
|
|
та до исполнитель могательного агре |
||||||||
ек |
шасси (основ |
|
|
|
|
ных цилиндров |
гатов |
аварийно |
|||||
ных и передней) |
|
|
|
|
|
|
|
Линии |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
го управления ■ |
||
Подсистема |
уп |
Линия нагнетания |
Рабочие линии от |
Линии |
слива |
от |
|||||||
равления |
основным до распределитель редукторов |
до ис редукторов и вспо |
|||||||||||
торможением колес ных кранов |
|
полнительных ме могательных агре |
|||||||||||
шасси (основных и |
|
|
|
|
ханизмов |
|
|
гатов |
|
|
|||
передних |
стоек) |
|
|
|
|
|
|
|
Линия дистанци |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
онного контроля |
||
Подсистема |
уп |
уінния нагнетания |
|
|
\ |
Линия |
аварийно |
||||||
|
|
|
|||||||||||
равления |
аварий до распределитель |
|
|
|
го торможения ко |
||||||||
ным |
торможением ных кранов |
|
|
|
|
лес |
|
|
|||||
колес шасси основ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ной стойки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Подсистема |
уп |
Линия |
нагнета |
Рабочая линия от |
Линия |
слива |
от |
||||||
равления |
механиз |
ния до командного командного |
агре командного и |
ис |
|||||||||
мом разворота |
пе |
агрегата |
|
|
гата до |
исполни полнительного |
ме |
||||||
редней стойки шас |
|
|
|
|
тельного |
механиз ханизмов |
|
|
|||||
си |
|
|
|
|
|
|
|
ма |
|
|
|
|
|
Подсистема |
уп |
Линия |
нагнета |
Линия |
зарядки |
Линия |
слива |
от |
|||||
равления |
клином |
нія и рабочие |
ли гидроаккумулятора командных агрега |
||||||||||
воздухозаборника |
нии |
исполнитель- |
|
|
тов |
|
|
||||||
|
|
|
|
іых |
агрегатов и |
|
|
|
|
|
|
гидроаккумулятора
б
Продолжение
|
|
|
|
|
|
Категории нагружения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
Б |
|
|
в |
|
|
Структура гндрав- |
|
|
Напряжения в трубопроводах |
|
|
|
|||||
лическоЯ системы |
£ор; адр; |
о„, D\ |
а,; |
ѵ> <JAP; <ц; аэ; бм |
апі °/і |
аэі |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
° Э І ° М |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
Наименование линии |
|
|
|
|
|
Подсистема |
уп |
Линия |
нагнета |
Рабочие линии от |
Линия |
слива |
от |
||||
равления |
створка |
ния и рабочие |
ли командного агрега командного |
агре |
|||||||
ми воздухозабор нии до |
исполни та до исполнитель гата |
аварийно |
|||||||||
ника |
|
|
тельных цилиндров ного цилиндра |
|
Линия |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
го управления |
|
||
Подсистема |
уп |
Линия |
нагнета |
Рабочие линии от |
Линия |
слива |
от |
||||
равления |
закрыл |
ния до командного командных агрега командного |
агре |
||||||||
ками |
|
|
агрегата |
|
|
тов до исполнитель гата |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
ных цилиндров |
|
|
|
|
|
Подсистемы |
уп |
Линия |
нагнета |
|
|
Линия |
слива |
от |
|||
равления |
стабили |
ния до исполнитель |
|
|
исполнительных |
|
|||||
затором, |
элерона |
ных цилиндров |
|
|
|
цилиндров |
|
|
|||
ми, рулем поворота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Подсистема |
уп |
Линия |
нагнета |
Рабочие линии от |
Линия |
слива |
от |
||||
равления |
тормоз ния до |
командного командных до |
ис командного |
агре |
|||||||
ными щитками |
|
агрегата |
|
полнительных |
аг гата |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
регатов |
|
|
|
|
|
Кэтой группе относятся трубопроводы, установленные в ли ниях нагнетания силовых приводов и гидроусилителей, располо женных в корпусе летательного аппарата за пределами силовых установок, трубопроводы в линии зарядки аккумуляторов, в тор мозной системе и т. п.
Ктретьей группе (В) относятся трубопроводы, в которых.воз буждаются напряжения от:
—механических вибраций сгв;
—температурных нагрузок at',
•— эксплуатационных деформаций 0 Э;
— монтажных неточностей <тм.
К этой группе относятся трубопроводы, установленные в ли ниях слива, системы дренажа и наддува, в линии всасывания гидронасосов.
Технологические трубопроводы и трубопроводы слива конден сата, патрубки забора воздуха и т. д. можно отнести к отдельной группе. В трубопроводах этой группы возбуждаются напряже ния от механических вибраций ав.
7
Такая классификация необходима для составления программы и методики испытаний трубопроводов с целью определения их фактической долговечности в лабораторных условиях.
Классификация по группам точности предусматривает деле ние трубопроводов на следующие группы [29, 31].
1. Повышенной точности. Эти трубопроводы, как правило, ог раниченной длины (до 500 мм) изготавливаются и контролиру ются на УСП (универсальных сборно-разборных приспособле ниях). Изготовление трубопроводов по этой технологии позво ляет свести к минимуму уровень монтажных напряжений за счет ужесточения допусков на несоосность, перекос и недотяг. Как правило, сюда относятся трубопроводы, которые входят в груп пу А.
2. Средней точности. Сюда относятся трубопроводы длиной более 500 мм. Их изготовление производится либо по шаблону, либо по образцу. Такие трубопроводы при монтаже можно под гонять по месту. К этой группе относятся трубопроводы, которые входят в группы Б и В.
3. К третьей группе относятся трубопроводы, при изготовле нии которых обычно задается только длина. При монтаже их на изделие допускается подгибка по месту с нарушением фор мы поперечного сечения.
Рассмотрим классификацию по группам сложности.
1. Трубопроводы, изогнутые в двух и более плоскостях, от носятся к группе особой сложности, так как их изготовление и контроль сопряжены с большими трудностями, связанными
ссуммированием погрешностей при переходе от одного участка
кдругому в процессе изготовления. Для обеспечения заданной
точности такие трубопроводы необходимо изготовлять только на универсальных сборно-разборных приспособлениях (УСП).
2. К группе повышенной сложности относятся трубопроводы, изогнутые в одной плоскости с участками гиба более двух.
3. К группе обычной сложности относятся трубопроводы пря мые и с одним изогнутым участком.
4. Трубопроводы со свободными допусками на длину и кон фигурацию относятся к простым трубопроводам. В этом случае на изготовление задаются только номинальные значения по дли не, углу и радиусу гиба.
Классификация по функциональной значимости. По функцио нальной значимости агрегаты, элементы, детали и узлы, в том числе и трубопроводы любой конструкции, можно разделить на четыре основные группы.
К первой группе относятся трубопроводы, выход из строя которых приводит к отказу гидросистемы и всего летательного аппарата в целом.. К ним относятся трубопроводы участков гид росистем, посредством которых осуществляется привод органов стабилизации и управления летательным аппаратом.
8