Файл: Лекции по темам Онтология учение о бытии, Гносеология учение о познании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II
«Основные проблемы философии».
Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 3.
-
Заполните таблицу опираясь на лекции по темам «Онтология: учение о бытии», «Гносеология: учение о познании», «Аксиология: учение о ценностях».
Понятие | Определение понятия |
Бытие | Всеохватывающая реальность в своей совокупности, т.е. это все, что существует. Это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все существующее. |
Время | Мера небытия, неустойчивости, изменчивости в движении. |
Пространство | Время бытия, устойчивости, неизменности движения. |
Движение | Способ существования материи, ее атрибут; в общем виде — изменение материи, любое взаимодействие объектов. |
Развитие | Необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью. |
Знание | Результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов. |
Информация | Одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. |
Истина | Это адекватная информация о воспринимаемом объекте, которая получена через чувственное или интеллектуальное постижение и характеризуется с позиции ее достоверности. |
Ценность | Термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. |
Нигилизм | Философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры |
-
Ответьте на вопросы опираясь на лекцию по теме «Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество».
- Что такое общество, для чего оно необходимо человеку?
- Как решался в истории философии вопрос о соотношение биологического и социального при формировании человека? С Вашей точки зрения, что важнее социальное или природное, биологическое начало?
Общество – совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.
4 характеристики общества:
1. самодеятельность;
2. самоорганизация;
3. саморазвитие;
4. самодостаточность.
Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь.
Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная и деятельность обслуживания.
Человек не может обойтись без общества, также как общество без человека. Каждый индивид подстраивается под социальные нормы поведения для удовлетворения своих потребностей. Ими могут быть и необходимость в общении, и материальная нужда. Каждому человеку необходимо общение, поддержка. Общество дает возможность развивать навыки общения, поведения, дает возможность реализовать себя как хорошего собеседника, друга, и помогает развивать личность. Когда человек находится в обществе, то чувствует себя более защищенным и уверенным.
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное, в то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку.
Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма.
Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов получаемых от родителей. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качества. Однако, отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека.
По моему мнению, биологическое и социальное в человеке находится между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации.
3. Ответьте на вопросы, опираясь на лекцию по теме «Философия история»:
- Что такое процесс глобализации и каковы его причины?
- Выделите положительные и отрицательные последствия глобализации.
Глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.
Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации: электронные средства коммуникации, позволяющие преодолевать разделяющие людей время и пространство; технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию; формирование глобальных идеологий, например экологического или правозащитного движения.
Глобализация имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные моменты можно увидеть в том, что границы становятся все более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети — промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека — способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В качестве отрицательных моментов можно отметить, что процесс глобализации неотделим от процесса унификации, включая утрату национальной самобытности и культуры.