Файл: Лекции по темам Онтология учение о бытии, Гносеология учение о познании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13). Необходимо выполнить один из вариантов задания, ответив на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.
Вариант 3.

  1. Заполните таблицу опираясь на лекции по темам «Онтология: учение о бытии», «Гносеология: учение о познании», «Аксиология: учение о ценностях».

Понятие

Определение понятия

Бытие

Всеохватывающая реальность в своей совокупности, т.е. это все, что существует.

Это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все существующее.

Время

Мера небытия, неустойчивости, изменчивости в движении.

Пространство

Время бытия, устойчивости, неизменности движения.

Движение

Способ существования материи, ее атрибут; в общем виде — изменение материи, любое взаимодействие объектов.

Развитие

Необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью.

Знание

Результат процесса познания действительности; знаково оформленная система идеальных образов.

Информация

Одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Истина

Это адекватная информация о воспринимаемом объекте, которая получена через чувственное или интеллектуальное постижение и характеризуется с позиции ее достоверности.

Ценность

Термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

Нигилизм

Философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры





  1. Ответьте на вопросы опираясь на лекцию по теме «Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество».

- Что такое общество, для чего оно необходимо человеку?

- Как решался в истории философии вопрос о соотношение биологического и социального при формировании человека? С Вашей точки зрения, что важнее социальное или природное, биологическое начало?
Общество – совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

4 характеристики общества:

1. самодеятельность;

2. самоорганизация;

3. саморазвитие;

4. самодостаточность.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь.

Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности: материальная, духовная, регулятивная и деятельность обслуживания.

Человек не может обойтись без общества, также как общество без человека. Каждый индивид подстраивается под социальные нормы поведения для удовлетворения своих потребностей. Ими могут быть и необходимость в общении, и материальная нужда. Каждому человеку необходимо общение, поддержка. Общество дает возможность развивать навыки общения, поведения, дает возможность реализовать себя как хорошего собеседника, друга, и помогает развивать личность. Когда человек находится в обществе, то чувствует себя более защищенным и уверенным.
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное, в то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку.

Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма.

Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.



Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов получаемых от родителей. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида, на его психические качества. Однако, отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека.

По моему мнению, биологическое и социальное в человеке находится между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации.
3. Ответьте на вопросы, опираясь на лекцию по теме «Философия история»:

- Что такое процесс глобализации и каковы его причины?

- Выделите положительные и отрицательные последствия глобализации.
Глобализация — это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации: электронные средства коммуникации, позволяющие преодолевать разделяющие людей время и пространство; технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию; формирование глобальных идеологий, например экологического или правозащитного движения.

Глобализация имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные моменты можно увидеть в том, что границы становятся все более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети — промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека — способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В качестве отрицательных моментов можно отметить, что процесс глобализации неотделим от процесса унификации, включая утрату национальной самобытности и культуры.