Файл: Государственное устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное устройство

Система публичной власти сложилась лишь в эпоху Древнего царства, когда возникло централизованное государство. Государственный строй в Древнем Египте представлял собой восточную деспотию – форму единоличного правления фараона, сосредоточившего в своих руках всю верховную светскую и духовную власть и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат. Специфика восточной деспотии как формы правления состояла в том, что фараон не только концентрировал в своих руках верховную власть, но и объявлялся живым богом на земле, т.е. обожествлялся. Власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного происхождения, носил священный титул «сын Солнца» и только он совершал наиболее важные религиозные обряды. Его имя нельзя было произносить вслух. Слово «фараон» означает «высокий дом». В официальном обращении к нему его следовало называть в третьем лице. Решения фараона по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для него сооружались колоссальные усыпальницы – пирамиды, призванные внушить подданным идею внеземного величия и безмерного могущества царской власти, мысль о том, что единственным земным богом является фараон, который обеспечит народу хороший урожай, гарантирует справедливость и обеспечивает защиту государства от набегов иноземцев. Даже целовать башмаки фараона считалось честью, которой удостаивались немногие. Мелкие чиновники приближались к его особе на животе ползком. Перед лицом деспота даже знатные лица были на положении рабов, в любой момент по его произволу они могли потерять жизнь, имущество. Все, что было приобретено, считалось результатом милости фараона.

Фараон опирался на дворцовую систему управления, которая не была специализирована с точки зрения разграничения функций между чиновниками, ведомствами. Одни и те же чиновники управляли и дворцовым хозяйством, и государством в целом. Бюрократический аппарат возглавлял верховный сановник – джати, назначаемый фараоном обычно из своих сыновей. Полномочия его были очень широки: он был первым помощником фараона по управлению страной; возглавлял судебное ведомство, которое называлось «шесть судебных палат», и носил особый титул «жрец богини справедливости»; в его ведении были государственная сокровищница и архив фараона.


В эпоху Древнего царства появляются центральные ведомства:

 1) государственная сокровищница (налоговое ведомство);

2) верховные судебные палаты (судебное ведомство);

3) «дом оружия» (поенное ведомство) и

4) государственное хозяйственное управление (ведомство общественных работ). Деятельность ведомств была основана на принципе централизма и строгой субординации.

Судебное ведомство возглавлял сам фараон. Начальником высшей судебной коллегии, состоящей из 30 судей, был джати. Одновременно он считался начальником особой палаты – «шести великих домов». Джати решал наиболее важные дела в присутствии «десяти великих юга», также судебный орган, состоящий из 10 знатных вельмож и чиновников. В каждой области высшая судебная власть принадлежала номарху, носившему титул «жрец богини истины». Сохранялись общинные суды «именитых» (сару), которые разрешали споры в сфере семейного, наследственного права, опираясь на обычаи. Высшее военное ведомство – «дом оружия» – ведало вооружением армии, постройкой крепостей, сооружением кораблей, снабжением войск провиантом. Во главе его был сын фараона.

Система централизованной бюрократии продолжала развиваться в период Нового царства. Организация власти также представляла собой пирамиду, на вершине которой находился фараон – верховный светский и духовный правитель, опиравшийся на строго централизованный аппарат управления. Но система управления в огромной по размерам империи Нового царства могла быть эффективной лишь при полном подчинении областей центру. Прежние самостоятельные правители областей – номархи теряют свою независимость, а их бывшие владения – номы превращаются в административные единицы, полностью подвластные фараону. По форме государственного устройства Древний Египет представлял собой унитарное государство, состоящее из двух округов, 44 номов и многочисленных сельских общин. В целях централизации управления страна была поделена на два больших округа – Северный Египет и Южный Египет. Во главе каждого округа стоял особый чиновник – наместник. Управление номами от наследственных номархов переходит в руки назначаемых фараоном царских чиновников, при которых находились писец и особая палата. Города и крепости возглавляли особые начальники, присланные из центра.

Первичной клеточкой местного управления являлась сельская община. Во главе ее стояли органы судебной, хозяйственной и административной власти на местах – общинные советы – джаджаты и общинные старосты – кенбеты. Они

наблюдали за сетью ирригационного орошения, регистрировали акты продажи земли, выполняли судебные функции в области семейного права, решали гражданские споры о собственности и наследстве. Однако в период Нового царства члены общинных советов были подчинены центральной власти и превратились в царских чиновников.

Особенностью организации управления в эпоху Нового царства был ярко выраженный военный характер. Активная внешняя политика наложила отпечаток на всю систему государственного управления. В этот период в Египте существовала военная монархия. Военачальники были наделены функциями гражданских чиновников: они руководили строительством каналов, снабжением населения продуктами. Изменились место и роль армии. Если прежде армия комплектовалась из свободных общинников на случай военных походов, то уже в эпоху Среднего царства появилось кадровое офицерство, пополнявшее специальные формирования «спутников правителя», выполнявших особо важные поручения фараона. Были учреждены царская гвардия, личная охрана царя, в структуре армии появились конница и боевые колесницы. Заметно возрос в армии удельный вес наемников, завербованных среди соседних племен Нубии, что ослабило значение египетской части армии и дисциплину в ней. В эпоху Нового царства для обеспечения общественного порядка, охраны столицы, каналов, дамб, зернохранилищ, храмов создаются отряды охраны.

Общественный строй

Понятие общественный строй используется в историко-правовой науке для выявления правового положения социальных групп, их прав, свобод, обязанностей, объем которых определяет характер взаимодействия между ними в различных сферах общественной жизни. Общественный строй Древнего Египта не оставался неизменным на протяжении всей истории египетской цивилизации. Особенностью социальной стратификации Древнего Египта является то, что она относится к этакратическим системам (от фр. Etat – государство и греч. Kratos – государственная власть); различия между ее социальными группами происходят, в первую очередь, но их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов и, наконец, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Два фактора оказывали существенное влияние на правовое положение социальных групп.


  1. Безраздельное господство государственной собственности. Оно обусловливало всеобщую вовлеченность населения в государственное хозяйство, что нивелировало различия в правовом статусе групп, положение которых определялось термином «мерат», т.е. простолюдин. Это превращало государство в решающий фактор классообразования: само государство определяло, например, какое количество ювелиров, каменотесов, писцов и др. необходимо.

  2. Основной формой социальной организации, влияющей на процессы классовой дифференциации, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. На территории сельской общины жили большие патриархальные семьи. В значительной мере процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения определял характер политической власти в этих обществах и регулятивно-контрольные функции древнеегипетского государства и его правовой системы.

В эпоху Раннего царства можно выделить условно два «класса»: управляющие и производители. Более точно эти социальные группы следует называть сословиями, поскольку они выделяются в соответствии с выполняемыми функциями, а не по размерам собственности. Поэтому понятие «класс» в данном случае будет использоваться в значении «сословие».

В господствующий класс управляющих входили племенная номовая аристократия, жрецы, разбогатевшие крестьяне-общинники, которые сосредоточили в своих руках функции управления и организации ирригационными работами и сооружениями. Используя свои властные полномочия, они стали присваивать прибавочный продукт, произведенный общинниками. Второй класс – класс производителей – составляли свободные общинники, которые привлекались к строительству каналов, дамб, платили налоги в казну.

В период централизованной деспотии Древнего царства сформировалась более сложная социальная структура. Господствующий класс включал фараона и его окружение, местную знать, вельмож, правителей номов. Вельможи получали от фараона царские пожалования за службу с земельными угодьями и слугами. Нередко они имели свои частные хозяйства, которыми распоряжались свободно. Особую группу в господствующем классе составляли жречество и многочисленное чиновничество. В руках крупных чиновников часто сосредоточивались различные гражданские, военные и жреческие функции, что позволяло им оказывать существенное влияние на все стороны жизни общества. Класс производителей древнеегипетского общества составляли свободные общинники, имевшие статус полноправных граждан. Наконец, наиболее многочисленным классом древнеегипетского общества был класс подневольных, зависимых работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В класс зависимых людей входили рабы (бывшие
военнопленные и общинники, проданные в рабство за долги). Однако основную массу зависимых людей составляли слуги царя, лишенные средств производства (инвентаря, тяглового скота) и земли и поэтому вынужденные трудиться за скудное пропитание в царских хозяйствах под надзором надсмотрщиков. «Слуги царя» были обязаны выполнять точно определенные виды и объемы работ. Различия в правовом положении рабов и «слуг царя» не были четко выражены. Рабов в Древнем Египте было мало, их можно было продавать, дарить, передавать по наследству, но иногда их сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Статус «слуг царя» был более высоким с точки зрения объема прав, чем у рабов. «Слуги царя» обеспечивались всем необходимым для работы в царском хозяйстве (инвентарь, зерно, скот), они могли иметь личное имущество, правда, только во владении, а не в собственности.

В эпоху Среднего царства происходят существенные изменения в социальной структуре древнеегипетского общества, которые касаются всех групп населения. Они связаны с развитием городов, ремесел, торговли, успешными завоевательными войнами. С одной стороны, это привело к росту царско-храмового хозяйства, с другой – к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. При этом рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствовала широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации зависимых производителей. Землю стали отдавать «слугам царя» в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. Наряду с этим номовая знать, имевшая кроме пожалованных за службу земель («дом номарха») наследственные земли («дом отца моего»), стремилась превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер. Следовательно, социальная дифференциация эпохи Среднего царства была основана не только на положении группы во властно-государственной иерархии, но и обусловлена экономическим неравенством.

В соответствии с этими критериями социальная структура приобретает четкие очертания. В ней выделяются господствующий класс рабовладельцев, класс мелких свободных производителей, класс зависимых работников и рабов.