Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине история России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История России
| ||||||
| ||||||
|
МОСКВА 2023
Вопрос № 1 Причины и предпосылки начала «Холодной войны».
Ответ: Согласно мнению историков, причины холодной войны были заложены Октябрьской революцией в России, в результате которой к власти в стране пришли большевики. Отношения между Советским Союзом и Западом на протяжении длительного времени (вплоть до начала Второй мировой войны) были весьма напряженными. Дух соперничества сменился совместной борьбой против фашистской Германии. Это, в свою очередь, в определенном смысле сплотило союзников и дало надежду нормализовать отношение между сторонами. После победы Советского Союза во Второй мировой войне, международный авторитет СССР существенно вырос, а сама страна превратилась в сверхдержаву.
Главные причины противостояния, которым был обусловлен весь период холодной войны, сводятся к кардинальным различиям двух политических систем (капиталистической и социалистической). В частности, речь идет об имевшихся между странами-победительницами во Второй мировой войне противоречиях. Эти противоречия затрагивали три основных сферы – идеологию, политику и экономику. Рассмотрим же идеологические, политические и экономические причины начала холодной войны более подробно. Начнем с причин идеологического толка.
Каждое государство-победитель Второй мировой войны проповедовало свои идеи и ценности. Великобритания обвиняла Советский Союз в навязывании коммунистических идей и методов другим странам, а также во вмешательстве в их внутреннюю политику. Сталин же считал, что Великобритания хочет установить мировое господство.
Что касается причин политического толка, то определяющую роль здесь сыграла борьба двух режимов – демократического с коммунистическим . Премьер-министр Великобритании открыто заявлял, что коммунистические страны во главе с СССР строят тоталитаризм, противоречащий демократии, а сам Советский Союз стремится занять господствующие позиции в мире. Каждое государство-победитель опасалось, что бывшие союзники при помощи силы будут принуждать другие страны к следованию их политике. Отдельного внимания заслуживают противоречия между США и советским Союзом на дипломатическом уровне. В частности, речь идет об их неспособности договорить о послевоенном устройстве мире, вылившейся в споры при создании ООН.
Причины экономического толка сводились к борьбе за рынки сбыта, нефть и военные базы. Кроме того, тогда шло активное развитие идей геополитического контроля. Действовал принцип: «чем больше территория, тем сильнее государство». Именно поэтому страны антигитлеровской коалиции не спешили с выводом своих войск из других государств. Вывод войск означал потерю контроля над территорией и ресурсами.
Вопрос № 2 Особенности проведения реформ в России в первой половине XIX в. Бюрократы – реформаторы.
Ответ: В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в
законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать "представления" императору по поводу устаревших законов.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.
Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.
Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 - 1839), которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.
Задача № 1. Александр II вошел в истории России как «царь-освободитель». Действительно, отменив в 1861 г. крепостное право, царь даровал свободу многомиллионному крестьянству. При этом
само многомиллионное крестьянство осталось настолько
недовольным своим освобождением, что после опубликования
Манифеста об отмене крепостного права по всей центральной
России вспыхивали крестьянские волнения. Об их масштабе говорит
тот факт, что для «успокоения» населения властям пришлось
использовать войска. Как можно объяснить подобное недовольство крестьян?
Ответ: Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права.
Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян.
За полученную в надел землю крестьяне должны были нести в пользу помещика повинности: барщину или оброк. Это носило название Временно обязанные крестьяне. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться». Это вызывало недовольство у многих крестьян . Также, помещики давали землю крестьянам так, как удобно было им самим; так, чтобы вся земля крестьянина не была в сосредоточена в одном месте, а была разбросана. Это еще один фактор недовольства крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы.
Задача № 2. США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР
вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?
Ответ: Ведущие страны Запада ответили отказом, посчитав, что коварная Москва добивается членства лишь для того, чтобы подорвать альянс изнутри. Правительства не поверили Москве, предположив популистскую природу советских предложений. Возобладало мнение о том, что истинные замыслы Советского Союза нацелены, во-первых, на вытеснение США из Европы, а, во-вторых, на подрыв НАТО изнутри. Чтобы хотя бы начать дискуссии по обоим вопросам, от СССР потребовали уйти из Германии и Австрии, отказаться от военных баз на Дальнем Востоке и подписать соглашения о разоружении. В ответ СССР уличил НАТО в несоблюдении заявленных целей проекта и учредил собственный военный блок, в который, помимо него, вошли семь социалистических стран Европы.
Задание № 1 «Город и деревня противостоят друг другу прежде всего не как два типа населенных мест, но как два принципа организации
социальной жизни, а переход от «сельских» общества и человека к
«городским» образует один из главных векторов движения общества
к новому качественному состоянию. Современный город плохо
сочетается с остатками средневековья, он по сути враждебен всякой
патриархальности и потому постоянно порождает и воспитывает все
новых и новых агентов модернизации. Городская свобода – это
особый способ существования человека в системе социальной
регуляции городской жизнедеятельности, которая порождает и
делает массовым новый тип личности – человека, несравненно более
универсального и более инициативного, чем прежде … Такому
человеку становится тесно в рамках традиционных «сельских»
правил … Урбанизация, таким образом, несет с собой очень
большие перемены, а потому становится одним из источников
конфликта внутри общества, особенно если протекает стремительно,
не оставляя времени на постепенное освоение связанных с ней
социальных нововведений» (А.Г. Вишневский «Серп и рубль.
Консервативная модернизация в СССР». М., 2010).
Ответьте на следующие вопросы к тексту:
1. О каком противостоянии города и деревни идет речь?
2. Что такое «патриархальность» и почему современный город не сочетается с этим явлением?
3. Почему фигура «инициативной личности» так важна для современного общества?
4. Почему современной личности тесно в рамках традиционного общества?
5. Что такое урбанизация?
6. Какие проблемы могут возникнуть в обществе в результате ускоренной урбанизации?
Ответы:
1. Разница города от деревни заключается в том что, городские люди принимают всё новое первыми.