Файл: Борисов, О. Г. Экструзии и связанные с ними газо-гидротермальные процессы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вулкана

 

наступил

 

период

покоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

В следующий период активного со­

 

 

 

 

 

 

 

 

стояния (1886—1888 гг.) рост купо­

 

 

 

 

 

 

 

 

ла возобновился и продолжался до

 

 

 

 

 

 

 

 

1888 г. Последующий рост купола

 

 

 

 

 

 

 

 

возобновился лишь в период актив­

 

 

 

 

 

 

 

 

ного состояния вулкана с 1900 по

 

 

 

 

 

 

 

 

1907 г., хотя перед этим он находил­

 

 

 

 

 

 

 

 

ся в активном состоянии в 1890—

 

 

 

 

 

 

 

 

1891

гг.,

1892—1894 гг. и

1898—

 

 

 

 

 

 

 

 

1899 гг. В период очередной актив­

 

 

 

 

 

 

 

 

ности (1908—1913 гг.) купол лишь

 

 

 

 

 

 

 

 

незначительно увеличил свой объем,

 

 

 

 

 

 

 

 

но его

экструзия

 

сопровождалась

 

 

 

 

 

 

 

 

излиянием короткого лавового пото­

 

 

 

 

 

 

 

 

ка; аналогичное явление отмечалось

 

 

 

 

 

 

 

 

и в 1905 г., т. е. купол полностью

 

 

 

 

 

 

 

 

заполнил кратер вулкана и относи­

 

 

 

 

 

 

 

 

тельно

текучая экструзивная лава

 

 

 

 

 

 

 

 

стала

перетекать

кромку

 

кратера

 

 

 

 

 

 

 

 

вулкана.

Два

очередных

активных

Рис. 14. Развитие выжатого ку­

периода

 

состояния

вулкана

(1914—

 

пола

Мерапи

(по А. Ритману,

1915

гг.

 

и 1917— 1918 гг.)

не

со­

 

 

 

 

1964).

 

 

провождались

экструзией

лавы.

В

1 — начало

образования

выжатого

период

активного состояния

1920—

купола

(Q)

в

кратере

в

апреле

1883 г.;

2 — купол Мерапн в

1909 г.

1924 гг. началось формирование но­

с выжатым

куполом Гунунг-Ан-

жар;

3 — в 1911—1913 гг. образовал­

вого купола в западной части кра­

ся новый выжатый купол (Запад­

тера. Последующее эксплозивное из­

ный);

 

4 — у

подножия

Западного

купола в 1922 г. прорвался на по­

вержение в декабре

1930 г. (1930—

большое

эксплозивное извержение

1935

гг.)

взорвало

часть

старого

верхность

потока

вязкой

лавы; 5 —

18—19

декабря

1930 г .. взорвало

выжатого купола, и образовался но­

часть старого выжатого купола н

образовался

новый выжатый

купол

вый выжатый

купол на

западном

(купол

набухания) на

западном

краю кратера; в 1934 г. образовал­

 

 

 

краю

кратера.

 

 

ся купол на внешнем склоне кратера.

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1940 г. (1939—1940 гг.)

экструзия лавы возобновилась и возник

новый купол. В 1942 г.

(1942— 1943

гг.)

 

на

склоне

этого

купола образовался

 

побочный купол.

Наконец,

в

апреле

1943 г.

между куполами 1940 и 1942 гг.,

образовался разлом и централь­

ное жерло снова приоткрылось. В проломе кратера начал образо­ вываться новый лавовый купол, который у своего основания дал короткий лавовый язык.

Изучение динамики активности вулкана Мерапи показываем что средняя продолжительность активного состояния с 1806 по 1948 гг. (Ван-Беммелен, 1957) длилась 2,58+0,32 года, а периоды покоя составляли 3,29+0,59 года. Периоды активности длились от 1 до 7 лет, а покоя-— от 1 до 12 лет. Формирование экструзивного купола Мерапи падает на наиболее длительные периоды активного состояния: от 3 до 7 лет. Исключение составляют лишь последние годы.

73


Формирование купола вулкана Безымянного продолжается 15 лет без перерыва. Однако время его роста приурочено к перио-

дам нахождения

вулкана в относительно активном

состоянии.

А оно регулярно,

но в различной степени интенсивности

проявля­

ется два раза в год — весной и осенью. Вулкан как бы отмечает дни своего рождения: активизация его деятельности после столетий покоя началась осенью 1955 г., а извержение произошло весной 1956 г. И с тех пор в эти два периода вулкан «оживает».,

Можно привести еще ряд примеров унаследованного развития куполов. К ним относится и вулкан Шивелуч. Вулканическое со­ оружение «Центральный Шивелуч», или «кратерная вершина», об­ разовано десятками куполов, последним из которых является купол Суелич, уничтоженный взрывом при извержении вулкана в 1964 г.

Возможны случаи, когда при закупорке центрального кратера экструзивной лавой вулкан возобновляет свою активность с обра­ зованием бокового кратера. В этом случае возможно зарождение на склоне старой вулканической постройки нового вулкана, нача­ ло которому часто дает экструзия лавы. Так было с вулканами Безымянным, возникшим на склоне вулкана Камень; Большая Зи­ мина, возникшим на склоне вулкана Горный Зуб; Желтым, воз­ никшим на склоне вулкана Кихпиныч и др.

Приведенные примеры вполне убедительно показывают, что экструзивные куполы могут быть как одноактными, так и много­ актными вулканическими образованиями, а экструзия лавы есть

вполне нормальное проявление обычного вулканического

извер­

жения.

 

Г Л А В А 8

 

ВЯЗКОСТЬ И ГАЗОНАСЫЩЕННОСТЬ

 

ЭКСТРУЗИВНОЙ ЛАВЫ

;

Одним из важнейших свойств, влияющих на условия образова­ ния экструзивных куполов, является вязкость лавы, т. е. сопротивле­ ние, которое жидкая среда оказывает усилиям разъединения частиц. Вязкость определяют иногда как внутреннее трение. Вязкость при­ родных магм зависит от температуры, давления и химического со­ става. При одинаковой температуре основные, а также богатые летучими магмы имеют более низкую вязкость, чем кислые магмы. Отсюда следует, что экструзивные куполы должны быть сложены кислыми породами.

Вязкость как функция химического

и минералогического состава экструзивных лав

Дациты, риолиты (липариты), трахиты и фонолиты являются преобладающими лавами куполов. Не менее значительна и роль андезитов. В то же время при сравнительно низкой температуре,


медленном затвердевании и незначительном содержании летучих могут образоваться куполы и из андезито-базальтовых лав. Очевид­ но, общий химический состав и, в частности, общая кислотность экструзивной лавы не является решающим фактором при формиро­ вании куполов. Так, например, содержание кремнекислоты в лавах куполов колеблется от 76,6% в липаритовом куполе Тенза-Сан (Япония) до 48,97% в базальтовом куполе Грейхем. А. Ритман (1964) полагает, что решающим для экструзии лавы является хи­ мический состав не всей магмы, а только ее остаточного расплава. Насколько велико может быть различие между химическим со­ ставом магмы в делом и составом остаточного расплава, определя­ ющим извержение, показывают два анализа горных пород выдавлен­ ного купола Мон-Пеле. Вулканит содержит 61,65% кремнекислоты, а стекловатая основная масса, отвечающая остаточному распла­ ву,—72,40%. Среднее содержание кремнекислоты интрателлурических вкрапленников той же горной породы, наоборот, едва до­ стигает 52%. Далее А. Ритман пишет, что если при определении вулканической породы принимать во взимание только вкраплен­ ники, среди которых плагиоклаз преобладает над гиперстеном вместе с небольшим количеством оливина и рудных минералов, то горная порода должна быть названа феноандезит. Однако общий химический состав породы показывает, что это дацит почти с 20 объемными процентами потенциального кварца. Застывший в виде стекла остаточный расплав, наоборот, отвечает очень кислому дациту, содержащему 36% кварца и необычно много глинозема. В этом заключается причина исключительно высокой вязкости пелейской магмы.

Аналогичные соотношения обнаруживают горные породы мно­ гих выжатых куполов. Лаву экструзивных куполов Геогиос на Санторине, Турамаи в Японии, Невада-де-Толука в Мексике и дру­ гие относят к андезитам. В действительности же они являются дацнтами или рио-дацитами, у которых остаточный расплав, обу­ словивший экструзию, был гораздо богаче кремнекислотой и более вязким, чем это можно заключить по общему химическому со­ ставу горной породы, а тем более по порфировым выделениям. Подобное явление отмечается и для феноандезитов и феноанде- зито-дацитов ряда вулканов Камчатки и Курильских островов:

вулканы Зимина, Безымянный, Шивелуч, Семячики;

экструзии

района Долина Гейзеров — кальдера Узон — вулкан

Кихпиныч;

экструзии о. Кунашир и ряд других, природное стекло которых имеет более низкий показатель преломления (1,505—1,515), чем искусственное стекло всей породы в целом (1,515—1,525). Но в то же время встречаются и исключения.

Интересные данные были получены при плавлении эффузивного дацита со сферотакситовой текстурой и сферолитовой структурой из кальдеры Узон. Стекло основной массы начинает плавиться при температуре 1100° С. Полное плавление наступает при температуре 1200° С. Показатель преломления полученного стекла 1,556. Сферолоиды (гороховидные включения) начинают плавиться при тем­


пературе 1320° С, а заканчивается плавление при 1440° С. Показа­ тель преломления стекла 1,484—1,492. Таким образом, по показа­ телю преломления стекла основной массы порода должна быть отнесена к андезито-базальтам, а по сферолитам — к липаритам. Стекло, полученное при плавлении средневзвешенного образца, имеет показатель преломления, равный 1,525, что отвечает андези- то-дацитам.

Лавы дацитового потока с вулкана Зимина начинают плавить­ ся при 1050° С, показатель преломления 1,510—1,530; экструзивные лавы начинают плавиться при температуре 1215° С и имеют пока­ затель преломления стекла 1,530—1,535. Показатель преломления стекла андезитовых лавовых потоков 1,550—1,575, а андезитовых куполов—1,560. Таким образом, показатель преломления стекла отражает состав пород, но не тип лавы. А вот температура начала плавления четко разграничивает тип лав, однозначных по химиче­ скому составу.

Расчет

субмодального состава всех пород лавовых

потоков

и куполов

Камчатки и Курильских островов (см. табл.

6) пока­

зывает, что действительно доля потенциального кварца в породах

куполов на

треть выше, чем в породах лавовых потоков—18,19

и 13,37 вес.

%, соответственно, чего, однако, нельзя сказать о гли­

ноземе. Среди андезитовых куполов пироксеновые преобладают над роговообманковыми, а среди пироксеновых андезитов — гипер­ стеновые над авгитовыми. Дациты, в противоположность андезитам, более богаты порфировыми выделениями роговой обманки и слюды, чем пироксена. По нашему мнению, и эти минералогические осо­ бенности не определяют вязкости экструзивной лавы.

Отметим одну деталь. Различие в вязкости эффузивной и эк­ струзивной лав тем меньше, чем выше общая плотность лавы. В чем причина? Пока ответить на этот вопрос весьма затрудни­ тельно. Большинство исследователей сходятся на том, что на вяз­ кость лав в значительной степени влияет содержание кремнекислоты и глинозема. Так, например, опыты по изучению влияния закономерного изменения состава шлака при постоянной температу­ ре на его вязкость (Гинзберг, 1951) показали, что примесь окиси магния в шлаках может значительно понизить вязкость. Точно так же глинозем, вводимый как примесь в небольшом количестве, понижает вязкость; наоборот, значительное увеличение его со­ держания резко повышает вязкость, как и кремнекислота. Особен­ но это заметно при уменьшении содержания окиси магния.

Авторы провели опыты по плавлению пород для получения искусственных стекол. Базальты с низким содержанием кремнекислоты (48,0—52,0%) и глинозема (14,0—-15,0%) и высоким со­ держанием железа (до 12%) легко образовывали шарик из жид­ кого стекла. В то же время базальты с содержанием глинозема около 18,0% и железа 8,0—9,0% капли не образовывали, а «раз­ мазывались» по поверхности электрода. Дациты с содержанием 64,5% кремнезема, 19,0% глинозема и 3,4% железа вообще не растекались, а образовывали шлакообразные скопления.

7G


Некоторые авторы характеризуют изменение вязкости лав, образующих вулканические постройки, индексом вязкости (Лейден, 1936), который является сложной функцией всего состава породы. Однако, как показывает в своей работе В. И. Влодавец (1958), этим индексом невозможно воспользоваться для определения влия­ ния химического состава лав на вязкость потоков и куполов.

Таким образом, ни общий химический, ни минералогический составы эффузивной лавы не могут служить надежным индикато­ ром различия лавовых потоков и экструзивных куполов.

Температура и газонасыщенность экструзивной лавы

Различные по химическому и минералогическому составу лавы становятся твердыми при одном и том же коэффициенте вязкости. Но этого состояния основные лавы достигают при более низкой температуре, а кислые — при более высокой (рис. 15), а это значит, что при прочих равных условиях на поверхности температура становления (а соответственно и увеличение вязкости) кислых лав значительно выше, чем у основных. Но в таком случае, почему же не все основные лавы дают потоки, а кислые — куполы?

По данным Ф. Вольфа (Wol'lf, 1940), переход базальтовой лавы Килауэа, содержащей 22,74% газов, из жидкого состояния в пластичное происходит при температуре 740° С и при коэффициен­ те вязкости (lgr)), равном 7, а переход из пластичного состояния

Рис. 15. Зависимость

вязкости лав от

химического состава и температу­

 

 

 

ры (по А. С. Гинзбергу, 1951).

а — вязкость

лав горы

Алагез:

1 — базальт;

2 — андезнто-базальт; 3 — андезит; 4

дац,ит; 5 — щелочной

дацит; б — температурная зависимость вязкости расплавлен­

ных горных

пород:

/ — стекло;

2 — базальт;

3 — диабаз; 4 — олнвнновый базальт;

 

ц — трахитовое стекло; 6 — тешеннт; 7 — андезит.

77