Файл: 1. Гражданское право (предмет, метод, функции, принципы) Место гражданского права в системе Российского права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11. Опека и попечительство. Права и обязанности опекунов и попечителей. Доверительное управление имуществом подопечного. Патронаж.
Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителе.
Опека устанавливается над лишёнными родительского попечения малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). Опекуны выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Попечительство устанавливается над лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители не совершают сделок вместо подопечного, но осуществляют контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. При этом согласие попечителя должно быть письменным, особенно если сама сделка требует письменной формы. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблении со стороны третьих лиц. попечитель не является законным представителем подопечного.
Таким образом, основное различие опеки и попечительства состоит в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей, исходя из объёма дееспособности их подопечных.
Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний гражданин при условии его согласия на это. Согласие подопечного не является обязательным для назначения опекуна (попечителя), но в случае, когда это возможно, его желание выявляется и учитывается. Опекунами (попечителями) назначаются преимущественно лица, близкие подопечному, а при их отсутствии – по выбору органов опеки и попечительства. Закон запрещает назначение опекунами, попечителями лиц, лишённых родительских прав (ст. 35 ГК РФ). Ещё более жёсткие требования к личности опекунов и попечителей установил Семейный кодекс РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 146 СК, не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребёнка.
Для того, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), закон устанавливает определённые рамки его деятельности в этом качестве. Так, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества, сдаче его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства), а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ).
Опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением безвозмездных сделок, направленных к выгоде подопечного. Только с согласия органов опеки и попечительства опекуном могут расходоваться доходы подопечного, за исключением сумм, необходимых для содержания самого подопечного.
В случае ненадлежащего использования опекуном (попечителем) своих прав и обязанностей он отстраняется органом опеки и попечительства от их исполнения.
Опека прекращается:
- над несовершеннолетними – автоматически по достижению ими 14 лет (заменяется попечительством);
- Над недееспособными душевнобольными – на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления.
Попечительство прекращается:
- над несовершеннолетними – по достижении ими 18 лет, при вступлении несовершеннолетнего в брак и в случае эмансипации;
- над совершеннолетними ограниченно дееспособными – на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности.
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти подопечного либо объявления его умершим.
Разновидностью попечительства является патронаж (ст. 41 ГК РФ). Спецификой этого вида попечительства является то, что оно устанавливается над дееспособными гражданином, с его согласия и даже по его инициативе.
В силу п.1 ст. 41 ГК под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья: из-за болезни, физических недостатков, немощи по старости. Попечитель (помощник) назначается в таком случае органом опеки и попечительства по заявлению данного дееспособного гражданина. Обязательным является согласие гражданина на установление над ним патронажа и назначение в качестве попечителя конкретного лица.
Особенность правового положения попечителя-помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.
Патронаж прекращается:
- по просьбе лица, находящегося под патронажем;
- по просьбе попечителя-помощника при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (болезнь, изменение места жительства, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.);
- при освобождении попечителя от его обязанностей из-за ненадлежащего их исполнения, в том числе при использовании патронажа в корыстных целях (ст. 39 ГК РФ).
Во всех этих случаях прекращение патронажа оформляется решением органа опеки и попечительства. Патронаж прекращается также в связи со смертью подопечного или попечителя.
12.Понятие и сущность юридического лица. Его правосубъектность.
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, отвечать по своим обязанностям, быть истцом и ответчиком в суде.
Под правосубъектностью юридического лица — наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности. В гражданском праве различается общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность согласно п. 1 ст. 49 ГК - это возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности.
13.Возникновение юридического лица.
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания устанавливая требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
Способы создания юридических лиц.
1.явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный либо регистрационный) исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц.
2.уведомительный - юридическое лицо должно считаться созданным уже с момента представления его учредительных документов на регистрацию (например, путем отправки их по почте или даже сообщения об этом по телефону), а последующий отказ в государственной регистрации влечет появление «юридических лиц defacto», статус которых может быть подтвержден в судебном порядке..
3.разрешительный порядок связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица – унитарные предприятия, учреждения, банки, страховые организации, возможные монополисты.
Статья 50.1. Решение об учреждении ю. лица
Ю. лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении ю. лица.
В случае учреждения ю. лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.
В случае учреждения ю. лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
В решении об учреждении ю. лица указываются сведения об учреждении ю. лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества ю. лица, об избрании (назначении) органов ю. лица.
В решении об учреждении корпоративного ю. лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения ю. лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию ю. лица.
Статья 52. Учредительные документы ю. лиц
Ю. лица, за искл. хозяйственных товариществ, действуют на основании 1.уставов, кот.утв. их учредителями (участниками).
Устав ю. лица должен содержать сведения о наименовании ю. лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью ю. лица, а также другие сведения, предусм. законом для ю. лиц соотв. организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусм. законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности ю. лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусм. уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
Хоз. товарищество действует на основании 2.учредительного договора, кот. заключается его учредителями (участниками) и к кот. прим. правила ГК об уставе ю. лица.
Для гос. рег. ю. лиц могут исп. типовые уставы, формы которых утв. уполномоченным гос. органом в порядке, уст.законом о гос. Рег. Ю. лиц. В этих случаях сведения, предусм. п. 4 статьи 52 и п. 5 ст. 54, не включаются в устав ю. лица и указываются в ЕГРЮЛ.
В случаях, предусм. законом, учреждение может действовать на основании 3.единого типового устава, утв. его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осущ. деятельности в определенных сферах.
(участники) ю. лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы ю..
Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах ю. лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу ю. лица.
Изменения, внесенные в учр. док.ю. лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента гос. регистрации учр. документов, а в случаях, уст. законом, с момента уведомления органа, осуществляющего гос. регистрацию, о таких изменениях. Однако ю. лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений
Наименование - содержит указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой орг. и в предусм. законом случаях наименование коммерческой орг. должны содержать указание на характер деятельности ю. лица. (например, гос. внешнеторговое предприятие, профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства, общество защиты животных).
Включение в наименование ю. лица официального наименования РФ или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, уст. Правительством РФ.
Полные или сокращенные наименования ФОИВ не могут использоваться в наименованиях ю. лиц, за исключением случаев, предусм. законом, указами Президента РФ актами Правительства РФ.
Нпа актами субъектов РФ может быть уст.порядок использования в наименованиях ю. лиц официального наименования субъектов РФ.