Файл: Натурфилософия ф. В. Й. Шеллинга как единственно возможное изучение природы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СЕКЦИЯ «ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»

НАТУРФИЛОСОФИЯ Ф. В. Й. ШЕЛЛИНГА

КАК ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ

Кленин П.В.

студент 4 курса факультета философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Россия, г. Санкт-Петербург

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг - выдающийся представитель немецкой классической философской традиции ещё в 19 веке смог ограничить круг проблем и об­ласть поиска их решения в естественнонаучных дисциплинах, или как их, обобщая, назы­вал он сам - в натурфилософии. Натурфилософия - является существенной составляющей частью всех знаний, то есть, не ответив на вопросы к природе - невозможно завершение системы знания вообще.

Ключевые слова: натурфилософия, природа, философия, теоретическая физика, эм­пирическая физика.

Всякое знание, которым обладает человек - совпадение субъективного и объективного, иначе говоря, совпадение представлений о предметах с са­мими предметами. Совокупность всего исключительно субъективного - ин­теллигенция, мыслительные процессы, а всего объективного - природа. [1, c. 232] Так становится понятно, что в системе знания интеллигенция - пред­ставляющее, а природа представляемое и выделять из них доминанту или главенствующую часть нет смысла, так как обе эти части знания неотъемле­мы и одинаково необходимы. И, тем не менее, для начала познания необхо­дима некоторая предпосылка, исходя из которой, объясняется все ей проти­волежащее. Иначе говоря, нужно определить изначальное основание: объяс­няется субъективное через объективное или объективное через субъективное. Эти вопросы являются основаниями для двух направлений в философии, ко­торые в совокупности есть наиболее полное знание. Поскольку эти направле­ния движутся к одной цели - к познанию, но их посылки разные, чтобы от­талкиваться от предельных оснований. Так трансцендентальная философия, объясняющая объективное через субъективное, занимается вопросами соот­ветствия представлений и представляемого и причинами этого соответствия в субъекте. Натурфилософия же, объясняющая субъективное через объектив­ное, отвечает на вопросы природы как данной для познания, в чём причина, закономерность и связь всех её проявлений, которые фиксирует человек.


Главным отличием натурфилософии от трансцендентальной филосо­фии Шеллинг считает то, что трансцендентальная философия полагает при­роду только продуктом - завершённым объектом, в то время как натурфило­софия полагает природу как продукт и продуктивность одновременно - объ­ект, обладающий субъективными качествами. В каждый момент природа представляет собой завершённый продукт, имеет форму, которую мы можем фиксировать, но этот продукт не статичен и посредством продуктивности он видоизменяется в следующий продукт и так до бесконечности, потому что абсолютный переход продуктивности в продукт означал бы абсолютный по­кой, а абсолютный переход продукта в продуктивность означал бы отсут­ствие всякой материи и любых конечных форм. Объяснение же реального через идеальное чаще всего упирается в телеологию и фантазии, искажая этим науку о природе [2, c. 184]. И здесь Шеллинг выводит первую максиму натурфилософии - объяснять природу только силами природы.

Эта реалистичная (в противоположность идеалистичной) наука имеет сходства с физикой, но физикой умозрительной, теоретической, а не эмпири­ческой. Тем не менее, умозрительной физикой её можно назвать тоже только с некоторыми оговорками: первая проблема науки физики - что есть движе­ние, не может быть решена механическим путём исходя из сил природы, так как каждое движение, таким образом, вытекает из предыдущего движения - получается «дурная бесконечность». Но, Шеллинг предлагает другой метод - представление динамической системы, где движение возникает не только из движения, но и из состояния покоя, в котором движение таится и только да­лее развивается в механистическое движение. Различие же эмпирической и умозрительной физики заключается в том, что умозрительная изучает изна­чальные причины всякого движения в природе, только динамические явле­ния. Эмпирическая никогда не достигает первоисточника движения в приро­де - занимается вторичными движениями. Так - умозрительная физика об­ращает внимание на внутренние движущие силы в природе, на её продуктив­ность, а эмпирическая - на внешние, объективные, на продукт природы.

Следовательно, сама натурфилософия обращена не столько на явления природы, сколько на причины этих явлений. Но поскольку увидеть внутрен­ние причины действий природы невозможно, то исследователю требуется со­единяющее звено природного и субъективного - эксперимент. Исследователь в эксперименте вынуждает природу действовать в каких-то определённых условиях. А предпосылка любого эксперимента - гипотеза, иначе говоря, во­прос природе, в котором уже в скрытой форме содержится суждение, которое природе нужно подтвердить или опровергнуть. То есть объект для умозри­тельной физики априорен и становится объектом исследования только благо­даря субъекту, который ставит перед природой суждение в вопросительной форме. Эмпирическая физика обращена на ровно противоположное - на яв­ления природы, но отношение к ним у неё несознательное. Она опирается ис­ключительно на созерцание, то есть, на собирание фактов о природе, между которыми нет внутренней связи.



Таким образом, желающий знать природу, а не созерцать её только лишь и копить эти сведения должен, по крайней мере, сознательно относить­ся к своей исследовательской деятельности и к её предмету, который отнюдь не ограничивается внешними проявлениями природы. Сознательно не озна­чает, что он должен исходить из позиций сознания, но не без него, иначе объектом исследования всегда будет являться нечто абстрактное и неполное или в противном случае что-то исключительно очевидное и не дополняемое. Поэтому результат исследования, как и его предмет, не сможет соответство­вать критериям объективности.

Список литературы

  1. Шеллинг Ф.В.Й. - Система трансцендентального идеализма. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1987. Т.1.

  2. Шеллинг Ф.В.Й. - Введение к наброску системы натурфилософии, или о поня­тии умозрительной физики и о внутренней организации системы этой науки. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1987. Т.1.

СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТОРОЕНИЯ ДИАЛОГА

И ВИДЫ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Черепанова Н.В.

доцент кафедры «Философия» НАЧОУ ВПО СГА, кандидат философских наук, доцент, Россия, г. Москва

Черепанов И.В.

преподаватель кафедры «Философия» НАЧОУ ВПО СГА,

Россия, г. Москва

В статье рассматриваются структурные принципы построения диалога: речевые акты как коммуникативные единицы диалога.

Ключевые слова: диалог, межъязыковой диалог, локутивный акт, иллокутивный акт, перлокутивный акт, диалогическое единство, пять категорий речевых актов по Остину, пять базисных типов речевых актов

В условиях прогресса, особенно в современном мире, роль диалога неуклонно растет. Прежде всего, это проявляется в тех возможностях, которые дает человеку новый этап НТР, этап компьютеризации, который породил виртуальность не только как способ функционирования машины, но и как феномен мышления, с его уникальной спецификой и уже складывающимися языком, нормами, ценностями и традициями, то есть - новой, особой культурой виртуального мира.


Наконец, речь может и должна идти о тех возможностях, которые предзадаёт умение вести диалог на языках, не являющихся для него родными, тех которые он изучил. Межъязыковой диалог - основа современной межкультурной коммуникации.