Файл: Институт гражданства в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, не выходя при этом из гражданства РФ.

Согласно Закону РФ от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию" гражданин РФ может быть временно ограничен в праве на выезд из РФ по некоторым основаниям. Такими как:

  1. при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям - на 5 лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на 10 лет;

  2. при призыве на военную службу - до ее окончания; при задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

  3. при осуждении за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

  4. при сообщении о себе ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

Для иностранного гражданина право на выезд из РФ может быть ограничено в случаях: задержания по подозрению в совершении преступления или привлечения в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осуждения за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; не выполнения предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов - до выполнения этих обязательств.

В соответствии со ст. 16 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

При прекращении гражданства Российской Федерации лицо утрачивает статус гражданина Российской Федерации
, что влечет прекращение реализации производных от гражданства Российской Федерации прав и свобод, выполнения обязанностей. Главой III Закона о гражданстве предусматриваются основания прекращения гражданства РФ.

В частности, ст. 18 относит к ним: – выход из гражданства РФ или экспатриация, – иные основания, предусмотренные положениями федерального законодательства или нормами международного права. Как и прием в гражданство Российской Федерации выход из него связан с соблюдением обратившимся лицом ряда требований, которые установлены государством. То есть физическое лицо, желающее прекратить отношения гражданства, должно соответствовать определенным условиям, в противном случае выход из гражданства запрещается. Таким образом, государство обеспечивает себя от не выполненных гражданином обязательств и исключает возможность за совершение правонарушений на территории государства уйти от ответственности.

Выход из гражданства строго регламентирован. Процедура выхода из гражданства определена Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 6 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» [4].

Так, например, физическое лицо при выходе из гражданства обязано предоставить справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, что предусмотрено Приказом МНС РФ от 12.03.2004 N БГ-3-23/192a [3].

Вместе с тем, немаловажным является то, что гражданин не может произвольно совершить выход из гражданства, отказавшись от своих прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, став лицом без гражданства. Безусловно, его добровольное волеизъявление является основанием для выхода из гражданства РФ, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства. Данное законоположение нашло свое отражение в существующей судебной практике. В частности, на это указывается в Решении Верховного Суда РФ от 30.01.2012 N ГКПИ11-2219 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325» [5]. Интересным также является еще одно судебное дело, рассмотренное Московским городским судом [6].

Так, С. обжаловал действия УФМС России по г. Москва сославшись на то, что ему было незаконно отказано в удовлетворении заявления о выходе из гражданства. Суд оставил жалобу заявителя без удовлетворения, указав следующее. Конституцией РФ [1] гражданам РФ гарантировано право на изменение гражданства, но не право на отказ от него в одностороннем порядке. Согласно ст. ст. 19, 20 Закона о гражданстве выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. При этом, по нашему мнению, судом правильно указано на то, что данным отказом УФМС России по г. Москва не нарушается право заявителя на свободу вероисповедания любой религии, а также на свободу выбирать и иметь религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.



Ст. 20 Закона о гражданстве детализирует основания отказа гражданину РФ в выходе из гражданства в нижеперечисленных случаях: – если имеется обязательство, не выполненное перед Российской Федерацией; – если гражданин РФ привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда [7]; – если гражданин не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Заключение

По итогам изучения и проведения анализа выбранной мною темы, я пришла к выводу, что проблема гражданства исключительно важна, как для науки международного права, так и для практической государственно-правовой деятельности.

Гражданство является одним из основных признаков государственного суверенитета, а в суверенитете отдельного государства, в свою очередь, содержится источник существования и развития гражданства.


Институт гражданства связан не только с реализацией государственного суверенитета, но и с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан данного государства.

Рассмотрев правовые основы гражданства Российской Федерации, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство. Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

Важнейшей проблемой на современном этапе является проблема категории лиц, называемых "соотечественниками", т.е. граждан бывшего СССР, принадлежащих к русскому или одному из других основных народов РФ, оказавшихся сейчас на территории других стран, и не признанных в силу местного законодательства гражданами страны проживания.

Российская Федерация содействует лицам, состоявшим в гражданстве СССР, в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на гражданство и права на свободу его выбора, оказывает им помощь и поддержку на основании Федерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательства государств их проживания. ч.2ст.8 ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999г.

Важное значение приобретают проблемы гражданства, связанные с государственной безопасностью РФ. Незапланированные формы проявления некоторых политических и экономических процессов на территории РФ способствовали тому, что выезд российских граждан за ее пределы на постоянное место жительства приобрел массовый и устойчивый характер.

При этом неоднозначность ряда положений российского законодательства, регламентирующего вопросы населения и порядок изменения оказывает отрицательное воздействие на систему национальной безопасности. Одним из таких проявлений является использование каналов выезда российских граждан на постоянное место жительства иностранными спецслужбами, международными корпорациями, частными фирмами и др., в интересах сбора конфиденциальной информации в политической и других сферах. В силу этого необходимой является разработка способов правового воздействия на процессы внешней миграции с целью защиты национальных интересов.

Другим проявлением является свободный въезд на территорию РФ на постоянное место жительства лиц с преступным прошлым, замешанных в деятельности различных международных террористических организаций с целью скрыться от правосудия своих стран или продолжения своей деятельности на территории РФ. В связи с этим необходима более тщательная проверка всех лиц, пытающихся получить гражданство РФ. Отдельные авторы предлагают внести в связи с этим изменения в закон РФ "О гражданстве", чтобы предусмотреть в нем отказ в приеме в гражданство РФ лицам, которые могут нанести ущерб национальной безопасности государства или связаны с террористической деятельностью.

В целом необходимо отметить, что проблема гражданства в настоящее время является одной из самых актуальных. Этим можно объяснить достаточно значительное число посвященных данной теме работ, вышедших в последнее время. Причины такого положения были уже мною изложены выше. Более комплексная оценка выявленных проблем требует дополнительных исследований.

Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - право двойного гражданства. Ранее это право отвергалось. Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.

Таким образом, государство не вправе допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета - № 237. – 25.12.1993.

  2. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24.

  3. Приказ МНС РФ от 12.03.2004 N БГ-3-23/192 «Об утверждении Порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2004 N 5698)

  4. Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 (ред. от 29.04.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 N 11493) // «Российская газета», N 82, 16.04.2008.

  5. Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 201-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бриля Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом «б» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

  6. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2013 по делу N 11-5634 // СПС «Консультант Плюс»

  7. Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 201-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бриля Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом «б» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»


Учебная и научная литература

  1. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации: Учебник / – 10-е изд., изм. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФА-М, 2019. – 784 с.

  2. Бутакова О.Ф. Особенности принципа единого гражданства в Российской Федерации // В сборнике статей IV Международной научно-практической конференции: Научные достижения и открытия современной молодежи. – 2018. – с. 230-232.

  3. Гришина В.К., Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации // В.К. Гришина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук: - 2020 г. - № 6-3 (45) – с. 62 - 65

  4. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008 – 608 с.

  5. Лампадова С.С. О некоторых вопросах приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке // В сборнике статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. – 2019. – С. 184-188.

  6. Одинцова О.В. Проблемные аспекты института гражданства в Российской Федерации // В сборнике научных статей: Актуальные проблемы административного и финансового права. – 2018. – С. 171-174.

  7. Самойленко А.А., Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // А.А. Самойленко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук: - 2020 г. - № 1-2 (40) – с. 207 - 209

  8. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003 - 447 с.