Файл: Тест по обществознанию. Подготовка к егэ задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тест по обществознанию. Подготовка к ЕГЭ
Задание 1 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации.
1) доход
2) социальная роль
3) престиж
4) власть
5) авторитет
6) образование
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 1 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) умозаключение
2) ощущение
3) представление
4) суждение
5) планирование
6) описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 1 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель».
1) амортизация; 2) источники финансирования; 3) инвестиции; 4) спрос на конечные товары; 5) конкуренция; 6) принятие экономических законов
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 2 Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет сознательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Задание 3 Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | | ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ |
А) насаждение единого стандарта потребления глобализации Б) сближение народов и государств В) навязывание определённого образа жизни Г) стимулирование экономического развития Д) возникновение социокультурного единства | | 1) позитивные последствия 2) негативные последствия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Ответ: 21211.
A | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 4 Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Задание 5 Выберите верные суждения о занятости и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Безработица — это социально-экономическое явление, которое отражает невозможность для экономически активного населения найти работу.
2) В соответствии с причинами выделяют фрикционную, циклическую и структурную безработицу.
3) Занятость — это законная деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящая доход.
4) Естественный уровень безработицы предполагает стопроцентную занятость населения.
5) Активная государственная политика занятости — это меры по снижению отрицательных последствий безработицы.
Задание 6 Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА |
А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами. Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами. В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию. Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено. Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции. | | 1) чистая конкуренция 2) монополистическая конкуренция 3) олигополия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ответ: 13132
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 6 Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЦЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ | | ФУНКЦИИ НАЛОГОВ |
А) обеспечение развития научно-технического прогресса Б) снижение безработицы В) обеспечение финансирования государственных расходов Г) сглаживание социального неравенства в обществе Д) снижение различий в уровне жизни в разных регионах страны | | 1) фискальная 2) распределительная 3) стимулирующая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ответ: 33122
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 7 Правительство страны Х проводит политику протекционизма. Найдите в приведённом ниже списке черты, характерные для политики протекционизма, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установление высоких таможенных пошлин на определённые группы импортных товаров
2) отказ от выделения субсидий местным автопроизводителям
3) беспрепятственное открытие филиалов иностранных компаний
4) установление квот на ввоз определённых категорий товаров
5) осуществление курса на вступление в ВТО
6) осуществление программ по льготному кредитованию экспорта некоторых групп отечественных товаров
Задание 8 Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Задание 8 Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
Задание 9 Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провёл сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик.
Результаты проведённого исследования были обобщены и представлены на диаграмме.
Сравнение структуры мировой экономики и экономики страны Н.
Какие выводы непосредственно следуют из приведённой информации?
1) В лидерах развития в мировой экономике — энергетическая отрасль.
2) Для экономики страны Н. характерно приоритетное внедрение наукоёмких технологий.
3) Страна Н. поставляет на мировой рынок топливные ресурсы и сырьё мировой экономики.
4) Финансы и отрасли хайтек — ведущие в структуре экономики страны Н.
5) В лидерах развития в мировой экономике — хайтек.
Задание 17 Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. В Д. Камаев
1. Укажите два определения инфляции, которые приводит автор?
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие определения:
1) дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен;
2) непрерывный общий рост цен.
2. Приведите два критерия, лежащие в основе выделения различных видов инфляции и перечислите виды инфляции им соответствующие. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите еще один любой критерий выделения типов инфляции и приведите два вида инфляции, выделяемых на основании данного критерия.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) В ответе должны быть указаны следующие критерии и соответствующие им типы инфляции:
— темпы роста цен (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);
— проявления инфляции (открытая и подавленная).
2) Указан еще один критерий, которого нет в тексте, и приведены типы инфляции, например:
— причины инфляции (инфляция спроса, инфляция предложения (издержек))
3. В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны быть
1) названы два фактора, ведущие к росту цен, например:
— излишняя эмиссия денег Центральным Банком страны;
— Понижение учетной ставки Центральным Банком.
2) Приведен один конкретизирующий пример, допустим: ЦБ государства Х понизил учетную ставку, что привело к удешевлению кредитов и росту объема денежной массы в стране, это сказалось на увеличении нормы инфляции.
4. Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены, к примеру, такие аргументы:
1) обесценение денег в условиях гиперинфляции ведет к бартерному обмену и нарушению связей между предприятиями в рамках производственного цикла;
2) в силу неустойчивости и непредсказуемости экономических процессов при гиперинфляции становится невозможным планировать производство на длительный срок;
3) обесценивание денег ведет к резким диспропорциям между оплатой труда и ценами на произведенную продукцию.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке цветов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке в период Международного женского дня, когда жители страны по традиции дарят женщинам цветы при прочих равных условиях?
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена выросла;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: из-за роста налогов на прибыль организаций производство цветов стало менее выгодным, что привело к сокращению их предложения;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: традиция дарить цветы женщинам на праздник приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
Задание 22 Премьер-министр страны Х объявил о начале масштабной реформы образования. С этой целью для оснащения мультимедийным оборудованием школ увеличивается целевое финансирование, создаются региональные платформы для ведения электронных дневников и журналов. Какая тенденция образования реализуется в ходе данной реформы? Укажите два признака, по которым вы определили эту тенденцию. Приведите две любые другие тенденции современного образования. Какой тип общества существует в стране Х?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: информатизация / компьютеризация;
2) два признака:
— проводится оснащение школ мультимедийным оборудованием;
— в процесс обучения вводятся электронные журналы и дневники;
(Ответ засчитывается только при указании двух признаков.)
3) две тенденции:
— гуманитаризация;
— гуманизация;
(Ответ засчитывается только при указании двух тенденций.)
4) ответ на четвёртый вопрос: постиндустриальное (информационное).
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа
Задание 24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие глобализация.
2. Многообразие мира и единство человечества:
а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.).
3. Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран;
в) вестернизация национальной культуры и др.
4. Основные пути преодоления противоречий современного мира:
а) создание глобальных институтов регулирования;
б) формирование планетарного сознания;
в) подписание международных соглашений, направленных на решение глобальных вызовов и т.д.
Тест по обществознанию. Подготовка к ЕГЭ
Задание 1 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются критериями социальной стратификации.
1) доход
2) социальная роль
3) престиж
4) власть
5) авторитет
6) образование
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 1 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) умозаключение
2) ощущение
3) представление
4) суждение
5) планирование
6) описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 1 Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель».
1) амортизация; 2) источники финансирования; 3) инвестиции; 4) спрос на конечные товары; 5) конкуренция; 6) принятие экономических законов
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 2 Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет сознательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Задание 3 Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | | ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ |
А) насаждение единого стандарта потребления глобализации Б) сближение народов и государств В) навязывание определённого образа жизни Г) стимулирование экономического развития Д) возникновение социокультурного единства | | 1) позитивные последствия 2) негативные последствия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 4 Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Задание 5 Выберите верные суждения о занятости и безработице и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Безработица — это социально-экономическое явление, которое отражает невозможность для экономически активного населения найти работу.
2) В соответствии с причинами выделяют фрикционную, циклическую и структурную безработицу.
3) Занятость — это законная деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей и приносящая доход.
4) Естественный уровень безработицы предполагает стопроцентную занятость населения.
5) Активная государственная политика занятости — это меры по снижению отрицательных последствий безработицы.
Задание 6 Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА |
А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами. Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами. В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию. Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено. Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции. | | 1) чистая конкуренция 2) монополистическая конкуренция 3) олигополия |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 6 Установите соответствие между целями налогообложения и функциями налогов. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЦЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ | | ФУНКЦИИ НАЛОГОВ |
А) обеспечение развития научно-технического прогресса Б) снижение безработицы В) обеспечение финансирования государственных расходов Г) сглаживание социального неравенства в обществе Д) снижение различий в уровне жизни в разных регионах страны | | 1) фискальная 2) распределительная 3) стимулирующая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 7 Правительство страны Х проводит политику протекционизма. Найдите в приведённом ниже списке черты, характерные для политики протекционизма, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установление высоких таможенных пошлин на определённые группы импортных товаров
2) отказ от выделения субсидий местным автопроизводителям
3) беспрепятственное открытие филиалов иностранных компаний
4) установление квот на ввоз определённых категорий товаров
5) осуществление курса на вступление в ВТО
6) осуществление программ по льготному кредитованию экспорта некоторых групп отечественных товаров
Задание 8 Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Задание 8 Найдите в приведенных ниже примерах социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
Задание 9 Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провёл сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик.
Результаты проведённого исследования были обобщены и представлены на диаграмме.
Сравнение структуры мировой экономики и экономики страны Н.
Какие выводы непосредственно следуют из приведённой информации?
1) В лидерах развития в мировой экономике — энергетическая отрасль.
2) Для экономики страны Н. характерно приоритетное внедрение наукоёмких технологий.
3) Страна Н. поставляет на мировой рынок топливные ресурсы и сырьё мировой экономики.
4) Финансы и отрасли хайтек — ведущие в структуре экономики страны Н.
5) В лидерах развития в мировой экономике — хайтек.
Прочитайте текст и выполните задания 1—4.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушение общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие могут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И в этом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящий постоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.
Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции...
С точки зрения проявления различают открытую и подавленную инфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Вторая — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем за ценами и доходами...
С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:
— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;
— галопирующая инфляция — рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиифляционных мер;
— гиперинфляция — цены растут астрономическими темпами. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. В Д. Камаев
Задание 17 Укажите два определения инфляции, которые приводит автор?
Задание 18 Приведите два критерия, лежащие в основе выделения различных видов инфляции и перечислите виды инфляции им соответствующие. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите еще один любой критерий выделения типов инфляции и приведите два вида инфляции, выделяемых на основании данного критерия.
Задание 19 В тексте отмечается, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два фактора, которые могут привести к росту цен. Проиллюстрируйте один из них примером.
Задание 20 Автор подчеркивает, что в условиях гиперинфляции вести успешный бизнес невозможно. Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в обоснование этого вывода.
Задание 21
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке цветов в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке в период Международного женского дня, когда жители страны по традиции дарят женщинам цветы при прочих равных условиях?
Задание 22 Премьер-министр страны Х объявил о начале масштабной реформы образования. С этой целью для оснащения мультимедийным оборудованием школ увеличивается целевое финансирование, создаются региональные платформы для ведения электронных дневников и журналов. Какая тенденция образования реализуется в ходе данной реформы? Укажите два признака, по которым вы определили эту тенденцию. Приведите две любые другие тенденции современного образования. Какой тип общества существует в стране Х?
Задание 24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Тест «Человек и общество». Подготовка к ЕГЭ.
Задание 1 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение; 2) восприятие; 3) гипотеза; 4) представление; 5) практика; 6) суждение
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 1 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».
1) гипотеза
2) эксперимент
3) доказательность
4) рациональность
5) чувственность
6) теория
7) концепции
8) субъективность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 1 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество».
1) наука
2) промышленная революция
3) информация
4) глобализация
5) традиционализм
6) интернет
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1 2 3 4
Задание 1 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) умозаключение
2) ощущение
3) представление
4) суждение
5) планирование
6) описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Задание 2 Выберите верные суждения о таких видах деятельности, как игра и общение, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В структуру общения как вида деятельности включают социальные нормы и ценности.
2) Общение как деятельность предполагает взаимную заинтересованность участников.
3) Игровая деятельность прекращается с завершением первичной социализации подрастающего поколения и не осуществляется людьми зрелого возраста.
4) По формам объединения участников игры выделяют коллективную и индивидуальную игровую деятельность.
5) Мотивация общения обусловлена потребностями, интересами, идеалами человека.
Задание 2 Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
2) Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.
3) Мышление человека тесно связано с речью.
4) Мышление имеет исключительно коллективный характер.
5) Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.
Задание 2 Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результатом научного познания является знание, соответствующее нравственным идеалам.
2) В научном познании используются экспериментальные методы.
3) Научное познание — это конкретно-образное отражение реального мира.
4) Научное познание обогащает социальный опыт человечества.
5) Научное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.
Задание 2 Выберите верные суждения о духовной культуре и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура проявляется в индивидуальном и общественном сознании.
2) Искусство, язык, письменность относят к духовной культуре.
3) Духовная культура — это совокупность знаний, идей, идеалов и иных духовных ценностей, созданных человечеством.
4) Основные категории духовной культуры — объективность и необходимость.
5) На формирование духовной культуры не влияет социально-экономическое развитие общества.
Задание 3 Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) постепенное истощение запасов нефти и металлов Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | | 1) угроза мирового терроризма 2) угроза экологического кризиса 3) проблема «Север — Юг» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Ответ: 21332.
A | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 3 Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФУНКЦИИ НАУКИ |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара | | 1) производственная 2) прогностическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Ответ: 21212.
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 3 Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ |
A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе | | 1) социальные 2) личностные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Ответ: 11221.
A | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 4 Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
Задание 4 Лидеры стран — членов международной организации провели конференцию, на которой обсуждались глобальные проблемы и пути их решения. Найдите в приведенном ниже списке положения, которые свидетельствуют о выработанных лидерами способах решения экологической проблемы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Развитые страны обязуются выделять средства в специальный фонд для помощи странам с развивающейся экономикой в борьбе с последствиями климатических изменений.
2) Страны-участницы должны выделять средства на финансирование обустройства лагерей беженцев.
3) Правительства всех стран-участниц должны выработать пакет законопроектов, направленный на ужесточение ответственности за экологические правонарушения.
4) Страны-участницы обязуются внести предложения по координации усилий своих правительств, направленных на борьбу с терроризмом.
5) Страны-участницы обязуются организовать рабочие группы по исследованию возможностей сокращения выбросов парниковых газов.
6) Лидеры стран-участниц подписали новое соглашение о совместном противодействии цифровому терроризму.
Задание 4 В государстве Z в ХХ в . произошли значительные перемены. Какие из перечисленных изменений могли проявиться только в условиях глобализации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Развивается международная торговля.
2) За последние годы снизилась безработица.
3) Государство участвует в борьбе с международным терроризмом.
4) Проведена реформа образования.
5) Созданы дочерние фирмы международных корпораций.
6) Государство вступило в международный таможенный союз и подписало соглашение о сокращении вредных выбросов в атмосферу.
Задание 4 В стране Х проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Начиная с уровня начального образования, учащиеся занимаются индивидуальной и групповой проектной деятельностью.
2) В рамках программы модернизации образования правительство финансирует закупку школами современного мультимедийного оборудования.
3) Учащимся с ограниченными возможностями предоставляется доступ к образовательным программам на онлайн-платформах.
4) В старших классах создаются условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными интересами.
5) В школьной программе увеличено число часов, отведённых на изучение основ социальных наук.
6) Школьные программы корректируются с учётом международных стандартов.
Задание 17 Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
Прочитайте текст и выполните задания 17-20
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы) <...>
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Б. Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
К факторам органического развития автор относит:
1) образ жизни формирующегося человека;
2) способы его деятельности — игровой, спортивной, учебной;
3) трудовое и общественное поведение;
4) гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования;
5) наличие или отсутствие стрессоров;
6) умственную деятельность;
7) социальную активность;
8) труд и творчество.
Задания 18 Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1. Ответ должен содержать указание на то, что выделенные факторы могут играть роль
1) стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания),
2) стрессоров и депрессоров (задерживающих; даже извращающих эти процессы),
3) катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических).
2. Раскрыт смысл понятие личность, например: личность — индивид как активный участник социальных отношений, обладающий совокупностью социально значимых качеств и ролевым набором.
Задание 19 Автор утверждает, что: «Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность)». Проиллюстрируйте конкретными примерами, как каждый из данных факторов влияет на развитие человека и его свойства. Всего укажите три фактора и три развернутых примера.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Указаны факторы и конкретные примеры:
1) характерологические особенности. Например, Иван с детства обладал флегматичным темпераментом, спокойным характером, это во многом определило его интерес к шахматам, которые стали его увлечением на протяжении всей жизни.
2) специальные способности. Например, Семен от рождения обладал хорошим голосом, он стал заниматься вокалом, что помогло сделать ему карьеру певца.
3) индивидуальный уровень общей одаренности. Галина с детства была интеллектуально одаренным ребенком, она много времени посвящала дополнительным занятиям, в результате у нее выработалось высокая работоспособность, она стала очень ценным и уважаемым сотрудником крупной фирмы.
Задание 20 Автор утверждает, что конфликты являются главнейшим из факторов становления личности человека. Приведите три аргумента, которые обосновывают данное утверждение.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В обоснования могут быть приведены следующие аргументы:
1) Частые конфликты (семейные, в школе) могут привести к формированию агрессивного поведения у подростка;
2) Конфликт, участником или свидетелем которого стал человек в раннем детстве, может сформировать у него фобии или комплексы, которые останутся у него на всю оставшуюся жизнь;
3) Благодаря участию в конфликтах человек учится отстаивать свою позицию, искать выходы из сложной ситуации, принимать ответственные решения.
Задание 22 Премьер-министр страны Х объявил о начале масштабной реформы образования. С этой целью для оснащения мультимедийным оборудованием школ увеличивается целевое финансирование, создаются региональные
платформы для ведения электронных дневников и журналов. Какая тенденция образования реализуется в ходе данной реформы? Укажите два признака, по которым вы определили эту тенденцию. Приведите две любые другие тенденции современного образования. Какой тип общества существует в стране Х?
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: информатизация / компьютеризация;
2) два признака:
— проводится оснащение школ мультимедийным оборудованием;
— в процесс обучения вводятся электронные журналы и дневники;
(Ответ засчитывается только при указании двух признаков.)
3) две тенденции:
— гуманитаризация;
— гуманизация;
(Ответ засчитывается только при указании двух тенденций.)
4) ответ на четвёртый вопрос: постиндустриальное (информационное).
1 2 3 4