Файл: Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими дисциплинами.

Гигиена –наука, которая изучает закономерности влияния факторов внешней среды и окружающей среды на здоровье людей, а также физиологической, бытовой и производственной деятельности людей на внешнюю и окружающую среду.

Предмет (объект ) гигиены – практически здоровые люди, их индивидуальное ,коллективное здоровье.

Задачи:

  1. Изучение природных и искусствненных факторов внешней среды, социальных условий на организм человека или популяции.

  2. Изучение закономерностей влияния факторов внешней среды и соц.условий на организм человека/популяции.

  3. Научное обоснование и разработки гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов внешней среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих.

  4. Внедрение в практику здравоохр.и народное хозяйство разработанных гигиенич. Рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

  5. Прогнозирование сан.ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития научно-технического прогресса,экологии, культурного уровня.


В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.
В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.
В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.


  1. Понятие о здоровье человека, профилактика нарушений состояния здоровья. Первичная, вторичная и третичная профилактика.

По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»

Первичная профилактика состоит в предупреждении заболеваний путем устранения или нейтрализации причинных и предрасполагающих факторов. Она включает комплекс социальных, экономических, гигиенических, медицинских и воспитательных мер, которые должны выполняться не только учреждениями здравоохранения, но также государственными и общественными организациями. Первичная профилактика заболеваний составляет не только медицинскую, но и социальную проблему.


Вторичная профилактика предусматривает активное раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их прогрессирования и возможных осложнений. Вторичная профилактика обеспечивается оптимальной организацией лечебно-оздоровительной работы, диспансерным наблюдением и проведением противорецидивного лечения заболеваний.

Третичная профилактика предусматривает динамическое наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями


  1. Взаимодействие организма и окружающей среды. Влияние социальных и природных факторов на здоровье населения.

Природные факторы в этой системе делят на:

физические,влияющие своими физическими своиствами: гипобария, ветровой режим изменение электростатического напряжения воздуха и его ионизации, колебание электромагнитного и гравитационного полей, чистота и разнообразие стихийных явлений и т.д.;

геохимические, влияющие аномалиями качественного и количественного соотношения элементов сельскохозяйственных продуктов местного производства;

биологические,проявляющиеся в изменении фауны и флоры, наличии эндемичных очагов болезней животных и растений, появлении новых аллегренов естественно-природного происхождения и т.п.

Социальные же элементы среды включают труд, быт, социально -экономический уклад, информацию и ряд других. Среди них важнейшими являются:

Социально-экономические, в том числе:

-нормативно-правовые, включающие закон о труде, правила, нормы, стандарты и т.п.;

-социально-психологические - отношение работника к труду, престижу своей специальности, психологический климат в коллективе;

-экономические - система льгот и компенсации, материальное стимулирование и т.п.

Технические- средства, предметы, орудия труда, технологические процессы.

Организационные- режим труда и отдыха.
Все это привело к:

- ускорился темп динамики всех показателей состояния здоровья, в том числе заболеваемости, смертности, инвалидности и др.

- произошли существенные демографические изменения - постарение, сдвиги в структуре смертности;

- определился ряд заболеваний, имеющих высокие уровни смертности (злокачественные новообразования), болезни системы органов кровообращения;



- выделилась группа ранее редко встречавшихся заболеваний - ВИЧ, аллергические и т.п.;

- увеличилось количество инфекционных заболеваний – гепатит Б (с наркоманией), аденовирусами и др.;

- сложилась тенденция формирования множественной патологии и, как следствие, определилась многофакторность влияний и необходимость системного подхода к профилактике.

  1. Характеристика содержания основных разделов гигиены, основных методов исследования и приборов, которые используются в гигиене.

Общая гигиена (гигиена окружающей среды) — раздел гигиены, в которой изучаются общие вопросы влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, разрабатываются методы их исследования, профилактические мероприятия против их негативных воздействий на организм человека, принимаются гигиенические нормативы и требования, проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Коммунальная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния на человека окружающей среды населенных пунктов, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения сохранения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

    • гигиена воздуха населенных мест — раздел коммунальной гигиены;

    • гигиена воды и водоснабжения, пробы воды — раздел коммунальной гигиены;

    • гигиена почвы — раздел коммунальной гигиены;

    • гигиена жилищ и общественных зданий — раздел коммунальной гигиены.

Гигиена труда (устар. профессиональная) — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы воздействия трудовых процессов и факторов производственной среды на человека, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения благориятных условий труда.

Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий окружающей среды
, с учётом возрастных особенностей детского и подросткового организма, процессов обучения и воспитания, разрабатываются профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования с целью укрепления их здоровья и нормального развития.

Санитарная микробиология — раздел гигиены и микробиологии, в которой изучается санитарно-микробиологическое состояние объектов окружающей среды, пищевых продуктов и напитков, и разрабатывается санитарно-микробиологические нормативы и методы индикации патогенных микроорганизмов в различных объектах и продуктах

Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в которой изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения

Психогигиена — раздел гигиены,изучающий психическое благополучие человека.

Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

Методы лабораторных исследований:

  • А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

  • Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

  • В) микробиологический метод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

  • Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

  • Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.


Методы второй группы составляют:

  • А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

  • Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;

  • В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

  • Г) социологические исследования и санитарно-статистическиеметоды – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

  • Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Приборы для измерения температуры воздуха: Максимальный (ртутный) термометр, Минимальный (спиртовый) термометр.

Приборы для измерения давления воздуха: Ртутный чашечный барометр, Барометр-анероид, барограф

Приборы для определения влажности воздуха: Станционный психрометр Августа ,Гигрометр, Гигрограф


  1. Понятие температурно-влажностного режима, факторы, которые его формируют.

— один из физических параметров, характеризующих микроклимат помещений. В жилых и общественных зданиях температура воздуха в помещении определяется условно как температура, замеренная на высоте 150 см от пола в центре комнаты, а т. к. она изменяется во времени, то различают темп-ры по срочным замерам и средние (за определ. отрезок времени, напр. сутки). В последнем случае отмечают предельные и средние отклонения от средней темп-ры за этот период. Распределение темпператур по вертикали — одна из важнейших санитарно-гигиенич. характеристик температурно-влажностного режима  — зависит от многих разнородных факторов: разности темп-р в помещении tn и снаружи tH; теплозащитной способности наружных ограждений (гл. обр. стен и покрытий) и их воздухопроницаемости; наличия токов воздуха на определенных горизонтах и воздухообмена; вида и расположения отопит.приборов в плане и по вертикали;