Файл: Доклад Дорфман Л. Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях Вестник Пермского государственного педагогического университета..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад

Дорфман Л. Я. Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия 1. Психология, 2000.  № 12.  С. 114122.


Обозревая монографию Jeffrey Stamps «Холономия: теория человеческих систем» изданной в 1980 г, автор сообщения Дофман Л.Я выделяет, что специальное внимание уделено эволюционному подходу к психике. Stamps рассматривает эволюционный подход как ключевой критерий, задающий логику перевода общесистемных понятий в собственно психологические. Кроме того, эволюционный подход использован для выделения уровней психики и сознания как холономных образований. Так же он отмечает, что автором рассмотрены не только свои взгляды, но разные подходы других исследователей в области теории холономности.

Так же в сообщение дается определение «холон», которое ввел Koestler (1967) для описания комплексных сущностей, таких, например, как организмы и люди. Термин «холон» образован комбинацией греческого слова холос (holos) для обозначения целого и прибавленного суффикса «-он» («-on»), как в терминах «протон» или «электрон», обозначающего часть. Холон есть характеристика индивидуального одновременно (а) как целого и (б) как активной части более широкого, чем индивидуальное, целого. Указывается, что в основу теории холономности входит систематизированное знание о холоне.

Дофман Л.Я. отмечает в монографии Stamps часто приводимые холистами примеры: с водой, компьютерной программой WINDOWS, языком, человеком. Допустим каждый человек есть целое и часть семьи, в свою очередь семья есть целое и часть семьи в нескольких поколениях. Далее понятие «структура» описывается, как взаимоотношения между частью и целым, но это не части в составе целого, а часть и целое в составе холона. Кроме того, понятие структуры рассматривается в контексте иерархии: уровни сложно организованных систем рассматриваются как холоны.

Так же в сообщении говорится что, рассматривая понятия «холон и иерархия» в ученый оборот, был введен термин «холонарчи» ("holonarchy"), нейрофизиологом MacLean (1969), но в последующих главах монографии Stamps употребляет оба термина, «иерархия» и «холонарчи», как взаимозаменяемые, поскольку «холонарчи» не стал общепринятым термином. А иерархия … является одной из центральных структурных схем, которую архитектор применяет для описания комплексности. Далее указывается, что в настоящее время общепризнанно, что комплексные организации имеют уровневое строение.


Так же рассматривается модель человеческого мозга, по MacLean (1969), как пример развития гипотезы о том, что жизнь организована по разным уровням сложности. В сообщении говорится о том, что эта модель человеческого мозга является холонарчической и эволюционной. 200 миллионов лет назад, когда на Земле господствовали рептилии, началась работа по созданию мозга человека. Возможно мозг человека унаследовал структуру и организацию трех базовых церебральных типов, которые условно можно соотнести с мозгом рептилий, древних млекопитающих и новых млекопитающих. В мозге человека эти три базовых церебральных типа возникали на разных этапах эволюции как относительно независимые друг от друга типы. В настоящее время они образуют уровни, из которых складывается иерархия. Каждый уровень функционирует как холон. Разные уровни живого возникают по лестнице эволюции в разные периоды времени. Это обстоятельство порождает качественное своеобразие каждого из уровней и обусловливает существенные различия между ними. Автор указывает что, по Koestler (1978), более высокие уровни в иерархии живого являются более сложными, более гибкими, характеризуются менее предсказуемыми паттернами активности с большими степенями свободы и большим разнообразием стратегических выборов. И, наоборот, чем более низкие уровни в иерархии, тем в большей степени их активность имеет механический, стереотипный и предсказуемый характер.

Дофман Л.Я. пишет, что в монографии Stamps рассматривая человека как холономную систему, выделяет в ней «механистический», «органический» и «личностный» уровни. Наиболее явственно эти уровни человеческого существования проявляются в материи, жизни и сознании. Stamps предостерегает, что деление человека на уровни не может быть абсолютным. Жизнь обнаруживается в широком диапазоне форм – от простых клеток до млекопитающих животных, но у жизни нет четких границ.

Так же согласно Stamps, концепция холона постулирует, во-первых, принцип уровневой структуры холона, во-вторых, принцип дополнительности целого и частей. Динамике существования целого сопутствует динамика существования частей. Целое и части являются противоположными сущностями, которые не столько противостоят, сколько дополняют друг друга. Дополнительность легко узнается в тех бинарных взаимоотношениях, которые бессмысленны вне учета одного из полюсов. Целое и часть дополняют особенности одного и того же уровня. В то же время понятия целого и части являются реляционными, т.е. функции уровня как целого и как части обнаруживаются не в его абсолютных свойствах, а в его

реляционных связях с другими уровнями.

В заключении в сообщение говорится о том, что, анализируя теории Fraser, Koestler и Laszlo, Stamps обнаруживает взаимозависимость принципов уровней и дополнительности. Эти принципы определяют процессы эволюции и существования. Поэтому последние могут быть определены через взаимосоотносящиеся и дополнительные дефиниции, а именно:

  1. эволюция есть стремящийся к единству процесс взаимодействующих дополнительностей, которые порождают уровневую структуру;

  2. существование есть уровневая структура последовательного включения тенденций, взаимодополняющих друг друга.

  3. . Он приходит к идее эволюционной психологии и на основе детального анализа археологических и других данных приводит эволюционную хронологию физических, биологических и человеческих систем, каждая из которых порождает новые качества.

Затем Stamps выделяет 4 уровня человеческой ментальности по критерию их возникновения в разные хронологические периоды эволюции: аутогенная психика, бикамеральная психика, современное сознание, постмодернистское сознание. Далее в сообщении подводиться итог, что современная человеческая психика образовались в виде холона, в котором представлены обозначенные выше уровни как иерархия и каждый уровень также функционирует как холон.