Файл: Психологическое сопровождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Термин «дети с особыми потребностями» является новым как для отечественной, так и зарубежной дефектологической науки. До недавнего времени он не обладал каким-либо конкретным содержанием. Впервые определенное значение у него появилось в «Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», которая была принята 1994 г. в Испании (г. Саламанка) на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями [20]. Конференция проходила под эгидой ЮНЕСКО (отдел Организации Объединенных Наций, курирующий вопросы науки, образования и культуры в мире).

В этом документе детьми с особыми потребностями определяются «дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения» [там же].

Таким образом, дети с особыми потребностями это дети, чье психическое, физическое развитие или социальное положение требует особых условий обучения. Этот контингент можно разделить на три основные группы:

  1. с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья (дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья));

  2. столкнувшиеся с трудностями при обучении (одаренные, дети-мигранты);

  3. находящиеся в социально-опасном положении.


Охарактеризуем основные категории детей с особыми потребностями. Так, дети с ОВЗ это те, чье состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий

обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до

18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Они могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, интеллекта, расстройства аутистического спектра и множественными нарушениями развития) в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга, имеющего диффузный, то есть «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.

Всемирная организация здравоохранения определяет

четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую [11].

Дети с УО отличаются качественным своеобразием интеллектуального и личностного развития и чем тяжелее состояние, тем быстрее исчерпывается запас развития. Устанавливая соответствие между патологией и нормой можно отметить, что при благоприятном прогнозе развития при легкой степени УО дети достигают уровня нормального развития 12-14 летних школьников, при умеренной УО – 9-10 лет, при тяжелой – 3-8 лет [5]. Дети с глубокой УО по своему уровню развития могут соответствовать нормально развивающимся новорожденным или детям младенческого и раннего возраста.

Дети с УО обучаемы по специальным адаптированным образовательным программам. Это свидетельствует о широких возможностях в плане

социализации и адаптации в обществе этой категории детей. Однако повреждения головного мозга, имеющиеся у этих детей, определяют специфичность их развития. Задержка психофизического развития отмечается с самого рождения: нарушение рефлексов, координации, позднее держание головы, сидения, ходьбы и т.п. Даже во взрослом возрасте у них сохраняется двигательная и моторная неловкость, отсутствие ловкости, меткости, нарушения мелкой моторики. В отличие от нормально развивающихся детей, у этих детей не развивается комплекс оживления в положенные сроки, т.е. они не узнают матери, не улыбаются ей, не воспроизводят звуки и движения при ее появлении. Настроение носит переменчивый характер. Уже с самого раннего детства ребенок плаксив и может кричать целый день.

Сюжетно-ролевая игра не развивается. Даже помощь взрослого не способствует ее появлению. Отсутствует интерес к игрушкам (они их ломают,
бросают), познавательной деятельности.

Очень сильно у УО детей страдает восприятие, которое носит замедленный характер, слабо дифференцировано, имеет малый объем. Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и персонажами, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова. Затрудняются в восприятии пространства и времени, часто не обращают внимания на важный, но не яркий материал.

Внимание у детей с УО неустойчиво, имеется трудность его распределения, замедленность переключаемости. Страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание. При потере интереса, возникновении трудностей, напряжении ребята прекращают деятельность. Им трудно самостоятельно поддерживать произвольное внимание, при частой смене объектов внимания они вообще не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте.

В области памяти наблюдаются также стойкие и необратимые изменения. С трудом запоминаются внутренние логические связи, страдает вербальная, опосредованная смысловая и произвольная память. Лучше всего дети с

интеллектуальным недоразвитием запоминают внешние зрительно воспринимаемые признаки, особенно если в них наблюдаются какие-либо яркие, красочные особенности. Память характеризуется эпизодической забывчивостью, слабостью сохранения и воспроизведения материала.

Развитие мышления у детей с УО также носит своеобразный характер, что проявляется уже в дошкольном возрасте и сохраняется в течение всей жизни
, несмотря на коррегирующую функцию школьного обучения. Оно тугоподвижно, стереотипно, некритично. Функция сравнения и сопоставления формируется не ранее 10-11 лет и требует дополнительных и наводящих вопросов учителя или другого взрослого.

Анализ предметов умственно отсталые проводят бессистемно, пропускают ряд важнейших свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину и цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Умственно отсталые затрудняются в понимании и формулировании абстрактных понятий, таких как добро, патриотизм, порядочность, ответственность и др.; не понимают метафор и переносного значения слов и выражений.

Речевые навыки люди с легкой УО приобретают с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Как отмечает Л.А. Брюховских, «исследования характера вербальных ассоциаций, особенностей организации семантических полей у детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о бедности и примитивности словаря, в котором доминируют слова с конкретным значением,

трудности актуализации пассивного словарного запаса,