ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Термин «дети с особыми потребностями» является новым как для отечественной, так и зарубежной дефектологической науки. До недавнего времени он не обладал каким-либо конкретным содержанием. Впервые определенное значение у него появилось в «Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», которая была принята 1994 г. в Испании (г. Саламанка) на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями [20]. Конференция проходила под эгидой ЮНЕСКО (отдел Организации Объединенных Наций, курирующий вопросы науки, образования и культуры в мире).
В этом документе детьми с особыми потребностями определяются «дети с умственными и физическими недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети, дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям, дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов или групп населения» [там же].
Таким образом, дети с особыми потребностями – это дети, чье психическое, физическое развитие или социальное положение требует особых условий обучения. Этот контингент можно разделить на три основные группы:
-
с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья (дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)); -
столкнувшиеся с трудностями при обучении (одаренные, дети-мигранты); -
находящиеся в социально-опасном положении.
Охарактеризуем основные категории детей с особыми потребностями. Так, дети с ОВЗ – это те, чье состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий
обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до
18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Они могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, интеллекта, расстройства аутистического спектра и множественными нарушениями развития) в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга, имеющего диффузный, то есть «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.
Всемирная организация здравоохранения определяет
четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую [11].
Дети с УО отличаются качественным своеобразием интеллектуального и личностного развития и чем тяжелее состояние, тем быстрее исчерпывается запас развития. Устанавливая соответствие между патологией и нормой можно отметить, что при благоприятном прогнозе развития при легкой степени УО дети достигают уровня нормального развития 12-14 летних школьников, при умеренной УО – 9-10 лет, при тяжелой – 3-8 лет [5]. Дети с глубокой УО по своему уровню развития могут соответствовать нормально развивающимся новорожденным или детям младенческого и раннего возраста.
Дети с УО обучаемы по специальным адаптированным образовательным программам. Это свидетельствует о широких возможностях в плане
социализации и адаптации в обществе этой категории детей. Однако повреждения головного мозга, имеющиеся у этих детей, определяют специфичность их развития. Задержка психофизического развития отмечается с самого рождения: нарушение рефлексов, координации, позднее держание головы, сидения, ходьбы и т.п. Даже во взрослом возрасте у них сохраняется двигательная и моторная неловкость, отсутствие ловкости, меткости, нарушения мелкой моторики. В отличие от нормально развивающихся детей, у этих детей не развивается комплекс оживления в положенные сроки, т.е. они не узнают матери, не улыбаются ей, не воспроизводят звуки и движения при ее появлении. Настроение носит переменчивый характер. Уже с самого раннего детства ребенок плаксив и может кричать целый день.
Сюжетно-ролевая игра не развивается. Даже помощь взрослого не способствует ее появлению. Отсутствует интерес к игрушкам (они их ломают,
бросают), познавательной деятельности.
Очень сильно у УО детей страдает восприятие, которое носит замедленный характер, слабо дифференцировано, имеет малый объем. Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями и персонажами, часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова. Затрудняются в восприятии пространства и времени, часто не обращают внимания на важный, но не яркий материал.
Внимание у детей с УО неустойчиво, имеется трудность его распределения, замедленность переключаемости. Страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание. При потере интереса, возникновении трудностей, напряжении ребята прекращают деятельность. Им трудно самостоятельно поддерживать произвольное внимание, при частой смене объектов внимания они вообще не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте.
В области памяти наблюдаются также стойкие и необратимые изменения. С трудом запоминаются внутренние логические связи, страдает вербальная, опосредованная смысловая и произвольная память. Лучше всего дети с
интеллектуальным недоразвитием запоминают внешние зрительно воспринимаемые признаки, особенно если в них наблюдаются какие-либо яркие, красочные особенности. Память характеризуется эпизодической забывчивостью, слабостью сохранения и воспроизведения материала.
Развитие мышления у детей с УО также носит своеобразный характер, что проявляется уже в дошкольном возрасте и сохраняется в течение всей жизни
, несмотря на коррегирующую функцию школьного обучения. Оно тугоподвижно, стереотипно, некритично. Функция сравнения и сопоставления формируется не ранее 10-11 лет и требует дополнительных и наводящих вопросов учителя или другого взрослого.
Анализ предметов умственно отсталые проводят бессистемно, пропускают ряд важнейших свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину и цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Умственно отсталые затрудняются в понимании и формулировании абстрактных понятий, таких как добро, патриотизм, порядочность, ответственность и др.; не понимают метафор и переносного значения слов и выражений.
Речевые навыки люди с легкой УО приобретают с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Как отмечает Л.А. Брюховских, «исследования характера вербальных ассоциаций, особенностей организации семантических полей у детей с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о бедности и примитивности словаря, в котором доминируют слова с конкретным значением,
трудности актуализации пассивного словарного запаса,