Файл: Вариация в музыке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Вариация в музыке».

2 тема.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальной формой вариации.

Задачи урока:

  • Обучающие: знакомство с вариациями (литературными, музыкальными) и особенностями их построения.

  • Развивающие: развитие музыкальных способностей (в том числе чувства музыкальной формы), развитие творческих способностей (в том числе воображения и эмоционально – образного мышления), формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, развитие интереса к исполнительской деятельности.

  • Воспитательные: воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, фортепиано, рубель, маракасы.

Визуальный материал: презентация «Музыкальная форма – вариации»; наглядные пособия – карточки силы звука: F (громко), p (тихо); темпа: медленный (ползет черепаха), средний (идет человек), быстрый (летит самолет); штрихов: стаккато (капает дождь), легато (плывет лебедь), нон легато (шаги); высоты звука: высокий регистр (мышка), средний регистр (лиса), низкий регистр (медведь); ладов: мажор (веселый клоун), минор (грустный клоун).

Музыкальный материал: Э. Григ «В пещере горного короля», музыка М. Красевой слова З. Александровой «Маленькой елочке», Н.Костарева музыкальная сказка в форме вариаций «Репка».

План урока:

Объяснение новой темы – вариации.

Практическая деятельность – совместное сочинение литературных вариаций.

Слушание музыки – Э.Григ «В пещере горного короля».

Практическая деятельность – педагог исполняет музыкальные вариации на тему песни З.Александровой «Маленькой елочке», дети с помощью педагога определяют способы изменения (варьирования).

Закрепление пройденного – музыкальная сказка в форме вариаций «Репка».

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окажемся в сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в сказочных героев, сами расскажем сюжет сказки, но не простым языком, а с помощью музыки.


Ребята, вам интересно? Хотите отправиться в сказку?

Дети: Ответы детей.

Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации. Слушайте!


Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Как вы думаете, все те, кто рассказывал кому-то об одном и том же мультфильме, говорили одинаково, используя абсолютно одни и те же слова и высказывания?

Дети: Нет, каждый рассказывал о мультфильме по-разному, используя разные выражения, слова.

Конечно, рассказывать одно и тоже, используя совершенно одинаковые слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.

(Слайд №1)

Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному, с изменениями. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Как вы думаете, что означает «вариация»?

Дети: Изменение.

Да, вариация означает изменение. Мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.


Вопрос: что же здесь можно изменить?

Дети: Возможные варианты ответов:

Окрас шерсти котов.

Количество котов.

Действие котов.

Другое животное.

Я разделю вас на группы по 5 человек и каждая группа придумает свою вариацию (изменение) к четверостишию, и мы посмотрим, у кого интереснее и креативнее получится?

Дети: В группах по 5 человек придумывают «вариацию» к четверостишию.


Здорово получилось, каждая команда постаралась. Ребята, вам понравилось придумывать вариации?

Ответ детей: Да.

Это у нас с вами были литературные вариации. Но ведь и в музыке тоже есть вариации. Здесь вариации – это изменение музыки. Композитор берет какую-нибудь музыкальную тему и начинает ее изменять, то есть варьировать (на экране определение вариации).



Сейчас я сыграю вам вариации на тему известной вам пьесы русского композитора П.И. Чайковского «Камаринская». А вам необходимо, сначала послушать саму тему, а затем с помощью карточек динамики, темпа, штрихов, высоты и ладов вам нужно определить, что я изменила в этой теме, чтобы получились музыкальные вариации.

(Педагог играет вариации на тему пьесы «Камаринская» П.И. Чайковского. Изменения: 1 вариация – лад (минор), 2 вариация – темп (медленный), 3 вариация – высота (низкий регистр.)

Дети: Прослушав тему и по очереди каждую вариацию определяют, что в ней изменилось.

Молодцы. Вы были внимательны и услышали изменения в теме. А теперь задание усложняется: я продолжаю играть вариации, но в теме буду менять не один элемент, а 2 или даже 3. Послушайте первую вариацию (Звучит вариация с изменениями: высокий регистр, тихая динамика, острый штрих (стаккато).

Дети: вариация звучит в высоком регистре, тихой динамике, остро.


А как вы думаете, кто из животных мог бы спеть такую вариацию?

Дети: Ответы детей. (Возможные ответы: птичка, мышка, заяц).

Очень интересные предположения. А теперь послушайте следующую вариацию и скажите, что в ней изменилось и кто из животных мог бы исполнить эту вариацию?

(Вариация исполняется с изменениями: медленный темп, низкий регистр, громкая динамика).

Дети: Вариация звучит в низком регистре, медленно и громко.


Совершенно верно, а кто мог бы исполнить такую вариацию?

Дети: Ответы детей. (Возможные ответы: медведь, слон, носорог и т.д).

Задание еще усложняется – представьте себе, кто из животных мог бы петь такие песенки – вариации, будьте внимательны!

Молодцы, ребята, вот теперь, я знаю, что вы готовы к тому, чтобы совершить путешествие в сказку. С помощью фортепиано, шумовых инструментов, звучащих жестов (звуков человеческого тела), мы с вами окажемся в музыкальной сказке «Репка», которая написана в форме вариаций. Вы помните какие герои были в этой сказке? Перечислите их.

Дети: Дедка, бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.

Отлично. И мы с вами внимательно послушаем каждую вариацию с участием этих героев. Репка – это главная тема, маленькая песенка. Внимательно послушайте её (Приложение 1 слайд №7).


Дети: Внимательно слушают тему «репки».


Теперь послушайте как шагает первый герой сказки. Кто первым появляется?

Дети: Дедка.

Да, послушайте, как он шагает, а затем все вместе простучим пальцами ритм (Дедка – на фортепиано (ре большой октавы – ре малой октавы) четвертными длительностями.). Простучим негромко, неспешные шаги Дедки.

Дети: Простукивают пальцами ритм. (четвертными длительностями)


Ребята, как вам кажется, если к песенке репки добавить шаги дедки – это будет 1 вариация?

Ответы детей: Да.

Конечно, послушайте первую вариацию. (слайд №8)

Послушайте, как шагает второй персонаж – Бабка, похож ли её шаг на шаг Дедки? (Бабка – на фортепиано (ре большой октавы – ре малой октавы) половинными длительностями, тихо)

Дети: Её шаг абсолютно такой же, но она шагает тише.

Верно, поэтому тихо прохлопаем ритм, в котором шагает Бабка. Приготовились.

Дети: Прохлопывают тихо ритм. (половинными длительностями)


Ребята, если к теме репки добавить теперь не только Дедку, но и Бабку, то получится какая вариация?

Дети: Вторая.

Верно, послушайте вторую вариацию (слайд №9)


В третьей вариации прибавится следующий персонаж сказки. Какой?

Дети: Внучка.

Верно, внимательно послушайте и скажите, какие шаги делает Внучка? (тема Внучки звучит четвертными длительностями).

Дети: Внучка делает шаги покороче, чем Бабка и Детка.

Совершенно верно. Выполним этот ритм.

Дети: Простукивают ритм шага Внучки.


Если ко 2 вариации добавить внучку, получится 3 вариация?

Дети: Да.

Послушайте третью вариацию (слайд №10)


Ребята, как вы думаете, как будут шагать собака Жучка и кошка. Какой у них будет шаг?

Дети: Они будут шагать короче.

Верно, послушайте, как они шагают (исполнение восьмыми длительностями). Теперь вместе простучим ритм. Приготовились.

Дети: Выполняют ритм.

Теперь послушайте 3 и 4 вариацию, в которых к героям присоединяется собака Жучка и кошка.

Дети: Внимательно слушают 3 и 4 вариации. (слайд №11 и №12)



Ребята, какой персонаж не был задействован ещё ни в одной из 4-х вариаций?

Дети: Мышка.

Молодцы, действительно не звучала ещё вариация с участием мышки. Её шаг самый маленький и короткий. Послушайте. (исполнение шестнадцатыми длительностями). Почему же у мышки такой короткий и тихий шаг?

Дети: Потому что она маленькая и быстрая.

Конечно, послушайте 5 вариацию с участием мышки. (Слайд №13).

Дети: внимательно слушают.

Соберем всех героев сказки вместе, и у нас получится 6 вариация. (Слайд №14)


Чем же заканчивается сказка?

Дети: Герои вытянули репку.

Правильно, ребята, когда герои сказки собрались все вместе, они вытянули репку. Послушайте музыкальное заключение сказки! (Слайд №15)

Мы с вами познакомились со всеми вариациями, поэтому сейчас мы разыграем сказку «Репка». Для этого нам нужны актёры, которые будут играть роли (Репка, Дедка, Бабка, Внучка, собака Жучка, кошка, мышка). Остальные – будут озвучивать каждого персонажа с помощью определённых музыкальных инструментов: Дедка и Бабка – на трещотке, Внучка – на деревянных ложках, собака Жучка – на бубне, кошка – на треугольнике, мышка – на маракасах.

Дети: Распределяют между собой роли: одни будут в качестве актёров, другие – будут музыкантами, озвучивающими каждого из героев. Детям раздаются музыкальные инструменты (трещотка, ложки, бубны, треугольник, маракасы).

Вспомним, как звучал каждый герой. По очереди выполним ритм, в котором шагал каждый персонаж.

Дети: Выполняют по очереди ритм, в котором шагал каждый из персонажей. После чего разыгрывается музыкальная сказка.

Вы очень ярко и интересно передали с помощью жестов мимики, движений своих персонажей, а те, кто был в роли музыкантов, смогли не только чётко выполнить ритм, но также изобразить как двигается каждый персонаж. А вам понравилось быть в роли актёров, музыкантов?

Дети: Ответы детей.

Вот и закончилось наше путешествие в мир музыки. Сегодня вы узнали, что такое вариации, сами научились их сочинять. Познакомились с музыкальной сказкой в форме вариаций «Репка». Надеюсь вам понравился сегодняшний урок, и вы получили большое количество приятных и новых впечатлений. До свидания.

В следующий раз мы с вами снова окажемся в музыкальной сказке «Репка». Герои сказки выучат свои музыкальные «роли», и мы с вами устроим настоящее представление! А сейчас, до свидания!