ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Последствия церковного раскола:
1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;
2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;
3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;
4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.
Итоги церковной реформы:
1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;
2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.
24.Судебная реформа во второй половине 17 века.
Завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства стало Соборное Уложение 1649 г., принятие которого связано с именем второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича. 2 июня 1648 г. ему была передана коллективная челобитная «от всяких чинов людей и всего простого народа», в которой говорилось о необходимости реорганизации государственного аппарата, и в первую очередь о необходимости судебных преобразований. В середине июня 1648 г. в Москве собрался Земский собор. На нем был выработан документ, обосновывавший насущную потребность составления нового «Судебника и Уложенной книги, чтоб впредь по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Уложенную книгу, по совместному решению царя, освященного собора и боярской думы, было поручено составить «приказу бояр»: князьям Н.И. Одоевскому и С.В. Прозоровскому, окольничему князю Ф.Ф. Волконскому, а также дьякам Г. Леонтьеву и Ф. Грибоедову.
1 сентября 1648 г. новый Земский Собор должен был начать слушание проекта Уложения. К его началу князь Н.И. Одоевский «с товарыщи» подготовили корпус источников, на которые должно было опираться новое законодательство: Кормчие книги, Литовский статут, судебники, царские указы, боярские приговоры и другие.
С 3 октября началось чтение и утверждение составленного текста. Как полагают, Уложение было утверждено Земским Собором 29 января 1649 г. После этого царь приказал «то все Уложенье написати на список» и «закрепить тот список» рукоприкладствами участников собора. Оригинал Соборного Утюжения представляет собой столбец длиной в 309 м. На его лицевой стороне расположен текст Соборного Уложения, написанный несколькими писцами. На обороте – 315 подписей участников Собора. На практике указанным столбцом не пользовались. По приказу Алексея Михайловича текст «слово в слово» был «списан» в книгу, которую заверили своими подписями дьяки Г. Леонтьев и Ф. Грибоедов. После этого «с тое книги» следовало «напечатать многие книги» – для рассылки в московские приказы и на места. По мнению исследователей число печатных экземпляров Соборного Уложения составляло около 1200. От предшествовавших законодательных актов Соборное Уложение царя Алексея Михайловича отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и более сложной структурой. В кратком введении излагаются мотивы и история составления Уложения. Главы построены по рассматриваемому объекту правонарушения, тематически они выделяются своеобразными заголовками. Так, например, 1-я глава называется «О богохульниках и церковных мятежниках». Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. За почти два столетия – со второй половины XVII-го и до первой половины XIX в. – оно обросло множеством дополнений, уточнений, изменений. Ко времени правления царя Алексея Михайловича относится первая попытка создания постоянно действующего суда для купечества. Глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин составил Новоторговый устав, утвержденный 22 апреля 1667 г., который учреждал особые таможенные суды, состоявшие из «лучших людей». Новоторговый устав создал, по существу, единый специализированный Купеческий приказ и ввел специальную систему судов, которые должны были осуществлять судопроизводство по делам, связанным с внешней и внутренней торговлей и обстоятельствами, ей сопутствующими.
В последней четверти XVII-го – первой половине XVIII в. таможенные суды играли важнейшую роль в судопроизводстве по торговым делам. В этот же период в судопроизводстве, осуществляемом таможенными судами, появляется ряд особенностей, указывающих на тенденции зарождения в судебной системе отдельной ветви судов, рассматривающих экономические споры, которые руководствуются своими принципами.
25. Утверждение абсолютизма в первой четверти 18 века.
Абсолютизм - абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.
Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.
Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.
В проведении реформ государственного управления было два этапа.
-
Первый из них охватывает 1699—1711 гг. — от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана. -
Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади. Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений. При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям.
В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
1) Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) – недаром выражение «прорубил окно в Европу»
2) В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в.
3) Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. Позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр провел ревизию Патриаршего дома. Нашел злоупотребления, отменил выборы нового патриарха и поручил митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ – светское учреждение для управления делами церкви. Вот тут-то Церковь и начала терять свои позиции перед государством. Петр ссылаясь на идею об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, начинает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ сокращал число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно обращаться в Монастырский приказ. В последствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривает уничтожение института патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, а потом «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентом – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Многие церковнослужители были недовольно и Петр психанул. В итоге принятие духовного регламента превратило священнослужителей в чиновников и начальник их был светское лицо – обер-прокурор.
27.Реформа местного управления в первой половине 18веке.
Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом, слаженном аппарате на местах.
С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд – провинция – губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.
В 1718–1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный Магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
Дальнейшее развитие местное управления в империи получило в ходе губернской реформы 1775 г. Екатерины II.