Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему:
«Технология модульного обучения»
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...2
Технология модульного обучения…………………………………………………….…3 Преимущества модульного обучения по сравнению с традиционным учебным процессом………………………………………………………………………………….4 Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса…………………………………………………………………………………....6 Заключение………………………………………………………………………….…….7 Литература…………………………………………………………...……………….……9
Введение
В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей
Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется и все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни знаний учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. При модульном обучении учащиеся всегда знают перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, в качестве формы контроля используются тестовые задания.
Технология модульного обучения
Ведущий принцип модульного обучения – принцип сочетания комплексных и частных дидактических целей. Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного модуля; совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.
Не менее важное значение для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, так как никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причем в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением учением со стороны школьников.
Для успешного применения модульного обучения рекомендуется соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.
Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (чаще используется мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из отдельных учебных элементов (УЭ); кроме того, в начале модуля имеется нулевой учебный элемент, в нем записываются цели модуля; в предпоследнем учебном элементе дано резюме (или обобщение); последний учебный элемент содержит задания для выходного контроля.
Модульный урок имеет свои особенности:
При разработке модульного урока учитывается, что каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели, на основе чего выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем проводится входной контроль (УЭ - 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы, как биологический диктант, тестовые задания, заполнение таблиц, работу с терминами, со схемами и рисунками, составление описания растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний при выполнении домашнего задания. Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ - 2). Здесь нужно продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученики должны все успеть за урок. В конце выполнения каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, что дает возможность определить уровень усвоения учащимся содержания всего модуля. За выполнение каждого задания модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, если тест содержит 5 вопросов и ученик ответил на все пять, он получает 5 баллов, если дал верные ответы на 3 вопроса, получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, а также для улучшения дисциплины.
Преимущества модульного обучения по сравнению с традиционным учебным процессом. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для преподавателей. Преимущества для учеников: - учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после учения модуля; - учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно реализовать свои способности; - учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для учителей: - учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; - в процессе обучения учитель своевременно идентифицирует возникающие проблемы; - учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, в активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Деятельность учителя при использовании модульной технологии
Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.
Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.
Значение модульной технологии
На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.
Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя. Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении. Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся.