Файл: Kirichenko_Air_law_textbook_method_complex_2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 30. Варшавская система и пределы ответственности перевозчика

Гвадалахарская конвенция 1961 г., вступившая в силу в 1964 г., распространила действие Варшавской конвенции также и на «фактического перевозчика».

Гватемальский протокол 1971 г. об изменении Варшавской конвенции повысил пределы ответственности перевозчика в отношении пассажиров, упростил положения о перевозочных документах. Он допускал замену документов электронными носителями информации и вводил режим строгой ответственности независимо от вины. Кроме того, Протокол предусматривал «дополнительное возмещение на основе национального законодательства» и устанавливал механизм увеличения пределов ответственности на пятом и десятом году после его вступления в силу. Однако Гватемальский протокол был ратифицирован всего 11 государствами и не вступил в силу.

В 1971 и 1975 гг. было разработано и подписано ряд документов международного воздушного права, целью которых было увеличение пределов ответственности перевозчика, независимой от его вины, введение в качестве расчетной единицы «специальных прав заимствования» – расчетной единицы Международного валютного фонда без изменения фактических пределов ответственности перевозчика. В силу вступили только три протокола о применении СПЗ.

Отдельно от Варшавской системы существует Монреальское соглашение 1966 г., принятое Управлением гражданской авиации США 13 мая 1966 г. Перевозчики других стран были поставлены перед выбором соблюдать требования этого Документа либо отказаться осуществлять перевозки в США. Стороны Монреальского соглашения de facto модифицировали положения

Варшавской конвенции, измененной в 1955 г., и согласились включать в свои тарифы специальный договор (допускаемый ст. 22 (1) Конвенции), предусматривающий предел ответственности в случае смерти или телесного повреждения каждого пассажира в размере 75 000 долл. США, включая судебные издержки и расходы, или 58 000 долл. США без судебных издержек и расходов.

Хотя Монреальское соглашение 1966 г. не является международным соглашением или официальным пересмотром Варшавской системы, этот документ стал эффективным регулятором международных пассажирских перевозок в одном из регионов с наиболее высокой плотностью воздушного движения.

Одновременно с этим некоторые государства предприняли в одностороннем порядке законодательные меры с целью сокращения разрыва между пределами ответственности, предусмотренными Варшавской конвенцией (с учетом внесенных в нее изменений Гаагским протоколом), и надлежащими суммами компенсации для авиапассажиров.

Громоздкость «Варшавской системы» поставила под угрозу существование унифицированных правил международных авиаперевозок, обеспечивающих единообразные условия их осуществления по всему миру. К 1990-м гг. некоторые государства попытались устранить недостатки «Варшавской системы» на национальном или региональном уровнях. Такие действия расходились с задачами поддержания единообразной глобальной системы регулирования международных авиаперевозок. В этих условиях ICAO в мае 1999 г. провела Международную конференцию по воздушному праву с целью модернизации системы Варшавской конвенции.

Монреальская конвенция 1999 г.

Основной особенностью нового правового документа является новое решение вопросов ответственности авиаперевозчика. Монреальская конвенция 1999 г. ввела двухуровневую систему ответственности. Первый уровень установил объективную ответственность в размере до 100 000 СПЗ (около 135 000 долл. США) независимо от вины перевозчика. Второй уровень основывался на презумпции вины перевозчика и не предусматривает ограничения ответственности.

Монреальская конвенция 1999 г. установила также следующие положения:

1.В случае авиационных происшествий авиаперевозчики должны незамедлительно производить предварительные выплаты для оказания помощи уполномоченным лицам в удовлетворении безотлагательных экономических потребностей. Суммы таких предварительных выплат должны определяться национальным законодательством и учитываться при окончательном урегулировании иска.

2.Авиаперевозчики должны представлять доказательства наличия договоров страхования, гарантирующих получение финансовых средств на случай автоматических платежей или возбуждения судебного процесса.

3.Иск о возмещении вреда в связи со смертью или повреждением пассажира может предъявляться в стране, в которой пассажир на момент происшествия имел свое основное и постоянное место жительства, но при соблюдении некоторых условий Конвенции.

4.Касающиеся содействия при возмещении вреда без необходимости длительного судебного процесса и упрощения и модернизации документации, связанной с пассажиром, багажом и грузом.

Монреальская конвенция 1999 г. заменила шесть различных правовых документов «Варшавской системы», что способствовало устранению ныне существующего фрагментарного и неэффективного способа рассмотрения исков об ответственности авиаперевозчика в случае авиапроисшествий.


3. Фрахтование (чартер) и аренда воздушных судов

Развитие воздушного транспорта привело к возникновению и широкому распространению договоров о предоставлении воздушных судов. В международной практике гражданской авиации возникло множество форм и разновидностей договоров о предоставлении воздушных судов или их вместимости. Можно выделить три основные разновидности таких договоров: фрахтование на один или несколько рейсов (чартер), фрахтование на время (тайм-чартер) и аренда воздушных судов.

Договор фрахтования (чартер) воздушного судна

Понятие «договор фрахтования» и «чартер» являются синонимами, поэтому можно употреблять эти понятия как равнозначные.

По договору чартера фрахтовщик (авиакомпания, лизинговая компания) за вознаграждение предоставляет фрахтователю (авиакомпании, туристическому агентству и др.) всю или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов определенного типа (типов) с экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов. При чартере фрахтовщик осуществляет эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, т. е. производство полетов, связь с органами управления (обслуживания) во время полета, аэропортовыми властями и т. п., что и составляет область ответственности фрахтовщика, фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна.

Фрахтователь может заключить договор субчартера, и, передав на возмездной основе вместимость третьему лицу (перепродав вместимость), получить свою предпринимательскую выгоду. Однако, передав свои права по договору чартера, фрахтователь все же из обязательства не выбывает. В первоначальном договоре он продолжает оставаться фрахтователем со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для того, чтобы четко представить себе правовое положение сторон договора чартера, необходимо различать фактического и юридического исполнителя транспортировки груза или пассажиров.

По договору фрахтования различают две стороны – фрахтовщик (обязуется предоставить вместимость) и фрахтователь (получает возможность использовать предоставленную вместимость). В роли фрахтовщика может выступать либо эксплуатант – непосредственный владелец ВС, либо любое иное лицо в случае, если оно одновременно является стороной по договору субчартера, заключенного по поводу одной и той же вместимости. Во втором случае фрахтователь по основному договору чартера будет именоваться фрахтовщиком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако возможность заключения договора субчартера исключается, если это прямо оговорено в основном договоре чартера.

Фактическим исполнителем по договору чартера всегда будет являться эксплуатант. Юридическим же исполнителем следует признавать фрахтовщика – сторону чартера или субчартера. В первом случае фактический и юридический исполнитель будут совпадать в одном лице (когда эксплуатант является фрахтовщиком по договору чартера). Во втором случае при заключении фрахтователем договора субчартера фактический и юридический исполнитель не совпадают в одном лице.

Фрахтователь также от своего имени может вступать в отношения с третьими лицами (грузоотправителями и / или пассажирами) по поводу заключения договоров перевозки. Практическое значение данной классификации состоит в том, что конечному потребителю услуги в принципе должно быть безразлично, кто конкретно является фактическим исполнителем по договору.

Практикой выработано множество видов договоров фрахтования всего или части вместимости ВС. Содержание этих договоров зависит от целей фрахтования ВС, определяемых фрах-

тователем. Договоры подразделяются на договоры фрахтования на один или несколько рейсов или сезон (чартер) и договоры фрахтования на время (тайм-чартер).


Вдоговоре фрахтования (тайм-чартере) на время ключевым является вопрос предоставле-

ния воздушного судна фрахтователю не на рейс (или рейсы), а на определенное время. Кроме того, решение коммерческих вопросов эксплуатации зафрахтованного ВС относится к компетенции фрахтователя, а предоставление услуг экипажа вместе с ВС входит в обязанность фрахтодателя.

Весьма распространенной разновидностью воздушного рейсового чартера является так называемый блок-чартер, который обычно заключается для перевозки пассажиров на регулярных рейсах по особо льготным тарифам. В этом случае определенное количество мест в данном регулярном рейсе «бронируются» («блокируются») и изымаются из общей продажи.

Специфика предмета чартера обусловливает включение в него также некоторых условий перевозочного характера. Обязанностью фрахтовщика, не менее важной, чем предоставление вместимости ВС, является осуществление перевозки пассажиров, багажа и грузов по установленному в чартере маршруту. Для этого фрахтовщик прежде всего должен получить разрешение на полет, визы для экипажа у соответствующего иностранного государства и выполнить другие формальности, связанные с организацией международного полета. Фрахтователь отвечает за наличие у пассажиров необходимых документов на въезд и выезд, а у грузоотправителей – на ввоз и вывоз грузов, а также на транзит через территории третьих стран по маршруту перевозки. В случае отказа со стороны иностранных властей во въезде какому-либо пассажиру фрахтователь обязан оплатить обратную перевозку такого пассажира.

Фрахтователь обязан обеспечить доставку пассажиров и грузов в аэропорт отправления за определенное время до вылета по согласованному графику и принять необходимые меры по оформлению посадки (погрузки).

Чартером охватывается лишь специфическая часть условий предоставления транспортных услуг. В целом эти услуги предоставляются на основании другого договора – договора перевозки, заключаемого в процессе исполнения чартера одной из его сторон с пассажирами или грузоотправителями. Поэтому важный элемент воздушного чартера – установление порядка оформления и выдачи перевозочных документов. Отсутствие их лишает стороны чартера права ссылаться на нормы Варшавской конвенции 1929 г., ограничивающие ответственность авиаперевозчика перед пассажирами и грузовладельцами в случае причинения вреда последним.

Перевозочные документы оформляются либо самим фрахтовщиком, либо его агентом, в качестве которого часто выступает фрахтователь. В некоторых случаях документы выдаются фрахтователем от своего имени (например, при заключении чартера между авиакомпаниями).

Условия чартера предусматривают, что отношения сторон договора чартерной перевозки должны регулироваться правилами перевозок авиакомпаний, т. е. нормами, регулирующими отношения, возникающие из договора обычной (не чартерной) воздушной перевозки, осуществляемой на регулярных рейсах.

Всвязи с этим проформы чартеров устанавливают обязанность фрахтователя обеспечить выполнение правил перевозок авиакомпаний пассажирами и грузоотправителями. В самих чартерах может предусматриваться возможность отхода от условий правил перевозок авиакомпаний и в случае разногласий – приоритет условий договора.

Чартер относится к категории возмездных договоров, поэтому основной обязанностью фрахтователя является оплата за пользование вместимостью воздушного судна и перевозку. Такая плата в проформах именуется ценой договора, или фрахтом (в грузовых чартерах).

Договор аренды воздушного судна

По договору аренды одна авиакомпания (арендодатель) предоставляет ВС другой авиакомпании (арендатору) в ее полное коммерческое и эксплуатационное пользование, но права распоряжения и владения сохраняется за собственником ВС – авиакомпанией или лизинговой компанией.


Собственник воздушного судна, не участвуя в коммерческой и технической эксплуатации переданного в аренду ВС, обладает всеми неотчуждаемыми и неотъемлемыми правами собственности, признанными и закрепленными национальным законом, на всем протяжении действия договора аренды. Арендатор не имеет права:

распорядиться арендованным ВС и передать его в субаренду без явно выраженного согласия его собственника;

пренебрегать техническими правилами, которые он обязан соблюдать при эксплуатации ВС, взятого им в аренду;

отдавать в залог арендованное ВС, обременять его каким-либо иным образом;

отказывать в осуществлении контроля со стороны арендодателя за технической эксплуатацией воздушного судна, переданного им в аренду.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. На практике арендодатель имеет право выдвинуть любые требования, касающиеся технического состояния и безопасности ВС, кроме вопросов коммерческой эксплуатации арендованного ВС.

Судно может быть предоставлено без экипажа или с экипажем при условии, что такой экипаж перейдет в подчинение арендатора.

На практике воздушные суда чаще арендуются с экипажем. Договор аренды ВС без экипажа распространен между авиапредприятиями, эксплуатирующими одни и те же типы воздушных судов, поскольку в этом случае авиакомпании-арендатору не представляет сложности организовать управление и обслуживание арендованного ВС.

Вдоговорах аренды воздушных судов, заключаемых между авиапредприятиями, как правило, оговариваются условия предоставления определенных услуг. В частности, договор аренды ВС может предусматривать предоставление технических средств по управлению судном, услуг по наземному обслуживанию и т. д.

Вопросы коммерческой выгоды от использования арендованного воздушного судна являются областью компетенции арендатора. В случае невыполнения финансовых обязательств по договору аренды собственник воздушного судна – арендодатель вправе применить различные меры, в том числе финансовые санкции, против арендатора и прекратить отношения аренды.

Источники правового регулирования фрахтования и аренды воздушных судов

Аренда и фрахтование имеют два аспекта: внутренний и международный. В большинстве случаев национальные законы и правила, образующие воздушное законодательство многих государств, либо вообще не содержат подробных и обстоятельных положений об аренде воздушных судов, либо упоминают о ней весьма фрагментарно. Именно так построен Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г. В нем в самых общих чертах говорится об аренде воздушных судов и о фрахтовании (ст. 104 ВК РФ), из-за чего невозможно сложить цельное представление о том, какие источники права лежат в основе международной аренды, каким должно быть содержание договора об аренде иностранного ВС с тем, чтобы он соответствовал и меж- дународно-правовым, и национальным требованиям.

Если арендуются и фрахтуются гражданские воздушные суда, зарегистрированные и сертифицированные в других государствах, возникают арендные отношения, осложненные иностранным элементом. С одной стороны, они попадают под действие ст. 83 bis Чикагской конвенции 1944 г., с другой – регулируются самостоятельно сторонами договоров аренды и фрахтования с учетом и в соответствии с многосторонними и двусторонними договорами по международному воздушному праву, а также национальными законами и правилами.