Файл: состав, структура и компетенция верховного суда рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

ТЕМА: «СОСТАВ, СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ»



Выполнила: студентка 1 курса

Степень образования: магистратура

Форма обучения: заочная

Виноградова Татьяна Сергеевна

  • Введение.

  • Общая характеристика Верховного Суда Российской Федерации.

  • Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции.

  • Состав и структура Верховного Суда РФ.

  • Компетенция Верховного Суда РФ.

  • Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации гражданских, уголовных, административных и иных дел.

  • Верховный Суд Российской Федерации как орган судебного надзора.

  • Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.

  • Заключение.

  • Список литературы.


Введение.

Судебная защита приобретает для граждан России первостепенное значение. Сегодня сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы.

Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято.

Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Однако оптимизация функционирования органов судебной власти ещё не завершена.

Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

В продвижение судебной реформы в системе общих и мировых судов, военных судов большой вклад вносит Верховный Суд РФ.

В реализации названной выше Программы существенная роль отводится именно Верховному Суду РФ.

Таким образом, очевидно, что исследование Верховного Суда РФ является актуальным.

Степень разработанности темы исследования.

Верховный Суд РФ исследовался многими отечественными правоведами. Так, различным вопросам его правового положения и деятельности посвятили свои работы О.В. Безлепкина, А.Л. Бурков, А.В. Галахова, А.В. Дауров, В.М. Лебедев, О.В. Ломкова, А.В. Орлов, Т.В. Соловьева, Е.В. Черепанова, И.В. Шульга и многие другие авторы.

Однако актуальность темы предполагает необходимость ее дальнейшей разработки.

Целью настоящей работы является исследование Верховного Суда Российской Федерации.

Указанная цель обусловила следующие задачи работы:

  • отразить место Верховного Суда РФ в современной российской судебной системе;

  • охарактеризовать состав и структуру Верховного Суда РФ;

  • раскрыть полномочия Верховного Суда РФ.

Объектом настоящего исследования являются общественно-правовые отношения, связанные с реализацией компетенции Верховного Суда РФ, а также складывающиеся в процессе формирования Верховного Суда РФ и его внутреннего устройства.

Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие компетенцию, порядок формирования и структуру Верховного Суда РФ.

Методологической основой исследования стали общие принципы научного познания, в частности методы анализа и синтеза, формально-юридический, системно-структурный методы.

Структурно работа состоит из введения; двух глав основной части, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются задачи работы; заключения.

Оканчивается работа списком использованной литературы.

Общая характеристика Верховного Суда Российской Федерации.

1 Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции В феврале 2011 г. отмечалось 88-летие со дня образования Верховного Суда РФ.

Это дата его фактического образования.

Юридическое решение о том, что в России должен быть свой Верховный Суд, было принято в ноябре 1922 г.

До этого в нашей стране не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись Правительствующим сенатом.

Со дня своей организации Верховный Суд РФ играл значительную роль в судебной деятельности.

Однако распад СССР в декабре 1991 г., а вместе с ним и существовавшей до этого времени судебной системы не могли не отразиться на организации и полномочиях Верховного Суда РФ.

Подводя итог деятельности Верховного Суда РФ, В.М. Лебедев отмечает, что "судебная практика Верховного Суда РФ оказывала существенное влияние на законодательное закрепление расширения сферы судебной защиты прав и свобод граждан.

В начале 90-х гг. прошлого столетия существовала масса ограничений в защите гражданами своих конституционных, социальных, трудовых прав, в обжаловании неправомерных действий должностных лиц, органов власти и самоуправления. В 1993 г.

Конституция РФ гарантировала гражданину судебную защиту его прав и свобод. Суды стали принимать решения, руководствуясь Конституцией РФ как актом прямого действия". Принятие в декабре 1993 г.

Конституции РФ следующим образом отразилось на Верховном Суде РФ: были уточнены его основные функции (ст. 126) и изменен порядок формирования. "Верховный Суд Российской Федерации, - говорится в ст. 126 Конституции РФ, - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

Таким образом, Верховный Суд РФ призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

- выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

- осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;

- дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Первая из названных функций Верховного Суда РФ проявляется в том, что он наделен полномочиями рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

К судам такого рода следует отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные дела (практически это все дела, кроме отнесенных к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов). В 2010 г. Верховный Суд РФ в первой инстанции рассмотрел 4 уголовных дела в отношении 4 лиц.

Окончено производством 262 гражданских дела:

6 дел о приостановлении и прекращении деятельности общественных организаций, 205 дел - о признании правовых актов незаконными,

45 дел - по жалобам на действия квалификационной коллегии судей.

Но положение высшего судебного органа требует еще того, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (общих и военных).

За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими и военными судами. Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связана с первой.

Осуществлять надзор за деятельностью судов - это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки, что осуществляется только в процессуальных формах, т.е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно.

Выполнение данного требования - важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами.

Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Следует отметить, что в праве Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов.

"Однако, - отмечает Петрушев В.А., - и здесь такая опасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от прежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики…".

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы.

Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения принимаемых им законов. "Важно и то, что Верховный Суд РФ наделен правом законодательной инициативы, а также полномочиями по участию в разработке проекта Федерального бюджета в части финансирования судов и его обсуждения в Федеральном Собрании РФ".

Именно на практике выявляются как достоинства законов и других принимаемых им правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ - один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения.

Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства. Кроме того, Верховный Суд РФ наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе)

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров, например, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Россией с некоторыми зарубежными странами.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Однако следует отметить, что ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" пока не принят.

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации (п. 1 ст. 10 Закона о судебной системе, ч. 1 ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)).

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Верховного Суда РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.02.1999 №30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации").

Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ (п. 1 ст. 17 Закона о судебной системе).

Предметом постоянного внимания Верховного Суда РФ являются вопросы расширения гласности, информационной открытости деятельности судов общей юрисдикции.

Они относятся к числу важных принципов судопроизводства, способствующих совершенствованию организации и деятельности судебной системы.

Гласность позволяет обеспечить доступность и открытость судебной системы для граждан, что с одной стороны, - налагает ответственность на судей в вопросах законного и справедливого разрешения дел, с другой - способствует формированию у широких слоев населения позитивного мнения о судебной власти, правильного понимания целей и задач судопроизводства, выполнению предупредительных и воспитательных задач правосудия.

Одним из путей, направленных на достижение информационной открытости правосудия, является доведение до граждан и широкой общественности сведений о решениях, выносимых различными судебными инстанциями.

С 1 июля 2010 г. отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов, регламентируются Федеральным законом от 22.12.2008 №262-ФЗ (ред. от 28.06.2010) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Итак, Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции. Конституция РФ определяет место Верховного Суда РФ среди других государственных органов, устанавливает его место в системе судов общей юрисдикции, отграничивает его компетенцию от других высших органов судебной власти и определяет его задачи и полномочия.

Состав и структура Верховного Суда РФ верховный суд кассационный надзор Количественный состав Верховного Суда РФ был установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1991 г..

В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, 6 судей Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. Штатная численность Верховного Суда РФ и его аппарата составляет около 800 чел.

В их числе - Председатель, его заместители, 100 членов; Председатель, его заместитель и 6 членов Военной коллегии, 44 главных консультанта, 153 старших консультанта, а также аппарат Военной коллегии в количестве 97 человек.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции.

В 2010 г. ими было рассмотрено более 2,5 млн. гражданских дел, более 2 млн. административных дел, осуждено более 1 млн. человек.

Особенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам. Штат судей судов общей юрисдикции составляет 15 тыс. судей (фактически работает только 13 тысяч).

Следует отметить, что в настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - ФКЗ о судах общей юрисдикции).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 названного Закона, он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования (а опубликован он 11.02.2011).

ФКЗ о судах общей юрисдикции посвящена Верховному Суду РФ.

Логично будет рассмотреть состав и структуру Верховного Суда РФ в соответствии с положениями ФКЗ о судах общей юрисдикции.

Согласно ст. 10 ФКЗ о судах общей юрисдикции, Верховный Суд РФ действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда РФ;

2) Президиум Верховного Суда РФ;

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ (в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ (предложения по ее введению вносились уже давно);

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;

7) Военная коллегия Верховного Суда РФ.

В Верховном Суде РФ действуют общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

В целях повышения качества подготовки вопросов, связанных с обобщением и изучением судебной практики и проектов руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также укрепления связи судебных органов с научными юридическими учреждениями образуется Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ (ст. 12 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

Печатным органом Верховного Суда РФ является "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации" (ст. 13 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

Пленум Верховного Суда РФ (ст. 14 ФКЗ о судах общей юрисдикции) действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ.

В его заседаниях могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда РФ судьи Конституционного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и другие лица.

В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда РФ имеет следующие полномочия:

1) дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики;

2) использует в соответствии со статьей 104 Конституции РФ принадлежащее Верховному Суду РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

3) избирает по представлению Председателя Верховного Суда РФ секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

4) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, а также положение о нем;

5) утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей в соответствии с УПК РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; 6) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом РФ от 26.06.1992 №3132-1 (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей);

7) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда РФ и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ о деятельности судебных коллегий Верховного Суда РФ и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

8) обращается с запросом в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

9) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда РФ;

10) избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;

11) утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;

12) утверждает Регламент Верховного Суда РФ;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ (ст. 15 ФКЗ о судах общей юрисдикции) входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и судьи Верховного Суда РФ.

Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.

Члены Президиума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Заседание Президиума Верховного Суда РФ проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда РФ.

Постановления Президиума Верховного Суда РФ принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда РФ, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда РФ вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Президиумом Верховного Суда РФ.

Большая часть судебной деятельности приходится на долю судебных коллегий.

Судебные коллегии по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ.


Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ (ст. 17 ФКЗ о судах общей юрисдикции):

1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ;

2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ (ст. 20 ФКЗ о судах общей юрисдикции):

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Организуют работу Верховного Суда РФ и обладают самостоятельными процессуальными правами Председатель и заместители Председателя Верховного Суда РФ (ст.ст. 21, 22 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

В соответствии с ч. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Представление Президента РФ вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда РФ (ст. 6 Закона о статусе судей).

Судьи Верховного Суда РФ приносят присягу на собрании судей этого суда (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

Статья 14 Закона о судебной системе гласит, что полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей.

Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет.



Судьи Верховного Суда РФ, как и судьи других судов, являются носителями судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей).

Они независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судьям Верховного Суда РФ присваиваются квалификационные классы. Как правило, судьи Верховного Суда РФ состоят во втором, первом или высшем квалификационном классе.

На судей Верховного Суда РФ распространяются все требования, предъявляемые к судье, установленные ст. 3 Закона о статусе судей.

Также на них распространяются гарантии независимости судьи (ст. 9 Закона о статусе судей), положения о недопустимости вмешательства в деятельность судьи (ст. 10 Закона о статусе судей), о несменяемости судьи (ст. 12 Закона о статусе судей, ст. 15 Закона о судебной системе), о неприкосновенности судьи (ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 16 Закона о судебной системе) и др.

Судьи Верховного Суда РФ (ст. 23 ФКЗ о судах общей юрисдикции):

1) участвуют в пределах и в порядке, которые установлены федеральными законами, в рассмотрении дел судебными коллегиями Верховного Суда РФ, осуществляют иные процессуальные полномочия;

2) обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения законодательства РФ;

3) вносят предложения для обсуждения вопросов на заседании Пленума Верховного Суда РФ, участвуют в подготовке проектов его постановлений и по поручению Председателя Верховного Суда РФ докладывают их на заседании Пленума Верховного Суда РФ;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом Верховного Суда РФ.

Итак, для реализации своих полномочий Верховный Суд РФ имеет соответствующие состав и структуру.

Компетенция Верховного Суда РФ.

Рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации гражданских, уголовных, административных и иных дел В ст. 19 Закона о судебной системе указано, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.


Гражданские и уголовные дела рассматриваются Верховным Судом РФ по первой инстанции по правилам соответственно гражданского и уголовного судопроизводства.

Решения и приговоры Верховного Суда РФ могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке.

На них могут быть принесены жалобы и представления в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Статья 31 (ч. 4) УПК РФ указывает, что Верховному Суду РФ подсудны: ·уголовные дела, указанные в статье 452 УПК РФ.

Согласно ст. 452 УПК РФ, уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ;

-иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности.

Изучение судебной практики показывает, что Верховный Суд РФ принимает к своему производству дела по преступлениям, затрагивающим особо важные государственные интересы, повлекшие особо тяжкие последствия, привлекшие широкое общественное внимание и т.п..

Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассматривается в отношении приговора, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ;

-приговора, определения, постановления Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенного ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции,

- кассационной коллегией Верховного Суда РФ;

-определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, а также определения Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенного ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда второй или надзорной инстанции;

-президиумом Верховного Суда РФ;

-приговора, определения, постановления окружного (флотского) военного суда - Военной коллегией Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 417 УПК РФ).


Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ пересмотр приговора, определения или постановления суда по обстоятельствам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ (т.е. если новыми обстоятельствами являются:

1) признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ;

2) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела, связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод), осуществляется Президиумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ не позднее одного месяца со дня поступления данного представления.

По результатам рассмотрения представления Президиум Верховного Суда РФ отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ или постановлением Европейского Суда по правам человека.

Копии постановления Президиума Верховного Суда РФ в течение 3 суток направляются в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято данное постановление, прокурору и Уполномоченному РФ при Европейском Суде по правам человека.

Статья 9 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 №1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "О военных судах Российской Федерации" устанавливает полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции (дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.