Файл: Основные причины нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими таковы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• знать, как проявляются нарушения уставных правил взаимоотношений в конкретном подразделении, а также соответствующие негативные традиции;

• уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям;

• сформировать эффективную систему воздействия общественных организаций и актива на морально-психологический климат в воинских коллективах;

• учитывать факторы, обусловливающие возникновение этого негативного социально-психологического явления, механизм его функционирования, обеспечить психологическую готовность командиров всех степеней целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению такого рода нарушений.

Важно организовать постоянное изучение взаимоотношений в коллективе подразделения. В основе этого лежит индивидуальная работа, которая должна проводиться систематически. Главная ее задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, выявить лиц, положительно настроенных к службе, и конкретных носителей негативных отношений.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

• выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;

• полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;

• учитывать индивидуальные психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, вероисповедание военнослужащих и т. д.;

• постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;

• прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;

• правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего в целях формирования у него навыков уставных правил взаимоотношений с сослуживцами.

При изучении взаимоотношений военнослужащих необходимо:

• анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за их настроением, отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;

• изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов, способы разрешения таковых, направленность агрессии подчиненных;

• овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;


• анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;

• постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнение которых является определяющим для личности;

• анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ, особенно в выходные и праздничные дни;

• наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования;

• проявлять постоянную заботу о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих.

В социальной защите нуждаются прежде всего те, кто имеет недостатки в общем и физическом развитии, а также лица с нервно-психической неустойчивостью.

Для того чтобы качественно проводить работу по профилактике неуставных взаимоотношений, командиры должны иметь следующие документы по вопросам воинской дисциплины.

Командир отделения, расчета, экипажа:

• список личного состава отделения, расчета, экипажа;

• социально-демографические данные на каждого солдата (матроса), курсанта;

• сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого солдата (матроса), курсанта;

Командир взвода:

• журнал учета индивидуальной воспитательной работы с солдатами (матросами), курсантами, сержантами (старшинами) взвода;

• список личного состава взвода;

• сведения о поощрениях и взысканиях, примененных к личному составу взвода, служебные карточки;

• социально-демографические данные на личный состав взвода;

• журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины личным составом взвода;

• протоколы общих собраний взвода;

• список нарушителей воинской дисциплины;

• списки ознакомления личного состава с мерами безопасности при обращении с техникой и оружием, ядовитыми жидкостями, статьями закона об уголовной ответственности за самовольную отлучку, самовольное оставление части, дезертирство, неповиновение, угрозу начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащих;

• списки ознакомления личного состава с нормами закона о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

Заместитель командира роты по воспитательной работе:

• план воспитательной работы, материалы согласно плану;

• журнал учета индивидуально-воспитательной работы с офицерами, прапорщиками, сержантами (старшинами), солдатами (матросами), курсантами;



• список нарушителей воинской дисциплины, полные данные по ним, материалы расследования;

• социально-демографические данные о молодом пополнении, каждом офицере и сержанте роты;

• материалы подведения итогов воинской дисциплины в роте за каждую неделю месяца, месяц; материалы анализа работы по ее укреплению;

• журнал учета грубых нарушений воинской дисциплины, совершенных офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), солдатами (матросами) роты;

• служебные карточки;

• список актива, материалы работы с ним;

• сведения о дисциплинарной практике офицеров и сержантов (старшин);

Командир роты (батареи):

• журнал учета индивидуально-воспитательной работы с офицерами, прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), солдатами (матросами);

• протоколы общих собраний личного состава роты;

• журнал учета доведения до личного состава приказов, приговоров военного трибунала, статей УК РФ об уголовной ответственности за воинские преступления и материальной ответственности военнослужащих;

• список нарушителей воинской дисциплины;

• журнал учета поощрений и взысканий, применяемых к личному составу;

• служебные карточки на сержантов роты;

• материалы подведения итогов состояния дисциплины в роте.

Основные этапы работы по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

• работа с призывной молодежью;

• подготовка к приему молодого пополнения;

• прием молодого пополнения, увольнение в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки;

• служба молодых военнослужащих в боевых подразделениях;

• овладение молодыми воинами боевой специальностью и упрочение внутриколлективных связей в подразделении.

На этих этапах проводятся следующие мероприятия по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:

• разъясняется, как необходимо вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их честь и личное достоинство;

• контролируется экипировка положенным имуществом;

• организуется отправка гражданской одежды родителям;

• у воинов активно формируется уважение к порядку, уверенность в соблюдении принципа социальной справедливости и равной ответственности за нарушение дисциплины и правопорядка;


• ежедневно заслушиваются младшие командиры (сержанты) о поведении молодых военнослужащих, их настроении, состоянии здоровья, психики. Особое внимание обращается на воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания в их адрес. Максимум внимания уделяется объектам шуток, насмешек и т. д., тем, кто отличается замкнутостью. Также проводятся индивидуальные беседы с молодыми воинами, социально-психологические и социологические исследования;

• разъясняются традиции части, связанные с воспитанием верности присяге, боевому знамени. Организуются выступления лучших солдат и сержантов перед молодым пополнением, вечера вопросов и ответов с молодыми военнослужащими;

• заместитель по воспитательной работе пишет письма родным о прибытии и делах призванного солдата, об истории подразделения, части, соединения, в которых он проходит службу. Желательно поддерживать связи с родителями (родными, близкими) на протяжении всего периода службы;

• особое внимание обращается на размещение воинов строго по отделениям согласно штатному расписанию, контролю очередности нарядов, соблюдению графика уборки помещения и территории;

• еженедельно, а если требуется, и чаще офицерами ротного звена проводятся беседы с молодыми воинами;

• обеспечивается посещение воинами комнат боевой славы части, проведение тематических вечеров: «Представляюсь коллективу», организуется цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Твой командир». Проводятся беседы по вопросам соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Организуется выпуск радиогазет о молодых воинах. Каждый случай нарушения уставных правил взаимоотношений должен рассматриваться в ходе общественно-государственной подготовки;

• от сержантов добиваются равной требовательности (по отношению как к землякам, так и ко всем остальным);

• в июне (январе) проводится общее собрание: «Дружба и войсковое содружество – боевая традиция нашей армии. Умножать эту традицию – долг каждого воина». Перед собранием может быть показан кинофильм, выпущена радиогазета, организовано выступление военнослужащих более ранних призывов;

• проводится работа в микрогруппах, определяется их направленность, нейтрализуются микрогруппы отрицательной направленности;

• главные усилия сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата в каждом взводе, отделении, на составлении социально-психологического портрета роты;


• при проведении анализа воинской дисциплины за неделю основное внимание уделяется состоянию взаимоотношений в коллективе, выявляются лидеры микрогрупп, и на них оказывается постоянное воздействие;

• проводятся тематические вечера, посвященные отличникам боевой подготовки, «вечера-портреты», «представления коллективу», встречи с ветеранами части;

• перед выходом приказа об увольнении в запас проводятся индивидуальные беседы с каждым из увольняемых военнослужащих.

• обеспечивается строгий контроль сохранности обмундирования; совместно с командирами осуществляется работа по обеспечению воинов, увольняемых в запас, качественным обмундированием, заслуженными знаками отличия;

• накануне увольнения в запас в подразделении проводится собрание, на котором утверждаются характеристики (кому необходимы), готовятся благодарственные грамоты на лучших, статьи в газеты по месту призыва со словами благодарности, осуществляется фотографирование личного состава подразделения; вручается фотография «Моя родная рота» и текст указа президента России; объявляется приказ командира части о занесении в книгу почета части лучших солдат и сержантов.

Специальное изучение отклонений в уставных взаимоотношениях за последние годы показало, что эти процессы происходят среди всех категорий военнослужащих и могут быть классифицированы.

Предложено выделять нарушения уставных правил взаимоотношений (т. е. конкретные действия) в широком и узком смысле слова. В первом случае к ним относят любые обострившиеся в результате беззаконности посягательства военнослужащих любых категорий или их групп на личность, права сослуживцев. Во втором случае – отмеченные действия, реакции среди личного состава военнослужащих по призыву, не зависящие от субординации, периода службы, этнической принадлежности, личностной неприязни и др.

Нарушения уставных правил взаимоотношений могут проявляться как отдельные и групповые посягательства на военнослужащих, отрицательные привычки, лжетрадиции подразделений (групп). Чтобы их изжить, нужно бороться, например, не с «дедовщиной», так как ее может быстро сменить, допустим, выпячивание национальных и иных предрассудков, а с любыми посягательствами всех и каждого на основы социальной справедливости. Это подтверждается специалистами в области межнациональных отношений военнослужащих. Согласно их данным, 90% армейских конфликтов на национальной почве первоначально возникают как межличностные.