Файл: Методические рекомендации по написанию итоговой контрольной работы по дисциплине.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИCTEPCTBO НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Милославская В.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
Русский язык и культура речи
Для студентов очной формы обучения
Ставрополь 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Предисловие | |
2. | Методические рекомендации по написанию контрольных работ | |
3. | Порядок аттестации по контрольным работам | |
4. | Комплект заданий для итоговой контрольной работы (2 семестр) | |
5. | Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы | |
6. | Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы | |
7. | Приложение 2. Основные черты ФСР | |
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель: формирование уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов, что предполагает овладение знаниями о русском языке, его формах и стилях, структуре, возможностях, о нормах и качествах русского литературного языка, необходимых для успешной речи; совершенствование умения студентов грамотно использовать языковые средства в типичных для будущей профессиональной деятельности речевых ситуациях.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» направлена на повышение уровня практического владения культурой устной и письменной речи студентов.
Задачи курса «Русский язык и культура речи»:
- вызвать уважение к русскому языку и желание в совершенстве овладеть всеми его тонкостями; дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, формах реализации;
познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации;
- способствовать качественному повышению уровня речевой культуры студентов; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; освоить нормы письменной и устной речи;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение студента организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения; способствовать расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; способствовать формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к дисциплинам базовой части программы бакалавриата. Освоение дисциплины происходит на 1-2 курсе.
Связь с предшествующими дисциплинами
Русский язык и культура речи» представляет собой интегрирующий курс. Он является профессионально-ориентированным курсом, предназначенным для студентов-нефилологов.
Дисциплина опирается на знания, полученные студентами-первокурсниками при прохождении школьного курса русского языка.
Связь с последующими дисциплинами
Дисциплина «Русский язык и культура речи» должна создать необходимую теоретико-практическую платформу для изучения последующих дисциплин специальности, в частности такой как: «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», а также способствовать развитию успешной коммуникативной компетенции будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ: языковые нормы, функциональные стили, правила построения текстов, основные аспекты культуры речи, языковые нормы на всех уровнях языковой системы, правила построения текстов всех функциональных стилей.
УМЕТЬ: находить нарушения языковых норм в текстах, проводить сопоставительный анализ функциональных стилей, составлять различные виды научных и официально-деловых текстов, проводить деловую коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
ВЛАДЕТЬ: навыками построения текстов различных функциональных стилей, базовыми знаниями языковых норм, системой знаний о языке, культуре речи, принципами построения текстов основных научных, официально-деловых жанров, навыками этикета и правилами языкового и социального поведения в различных ситуациях.
2. Методические рекомендациипо написанию контрольных работ
Контрольная работа является важной составной частью учебного процесса, помогая выработке навыков самостоятельного творческого изучения дисциплины, умения работать с несколькими источниками, находить необходимую информацию, излагать ее в строгой последовательности, обобщать и делать выводы. Навыки, приобретенные студентами при написании контрольных работ, будут способствовать формированию необходимых условий для последующего написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Написанная контрольная работа должна носить характер отчёта о самостоятельной работе по изучению курса в целом и его отдельных вопросов в частности, степени начитанности студента, его общей культуры, а также показать, насколько студент овладел способностью изучать источники и мыслить самостоятельно. Контрольная работа должна показать глубокие знания студента, его умение правильно формулировать и теоретически обосновывать те или иные проблемы курса.
Формальные требования к контрольным работам.
Контрольная работа должна быть четко структурирована, в ней должны быть выполнены все задания базового и повышенного уровней.
Итоговая контрольная работа предоставляется в печатном варианте.
Печатный вариант выполняется в Word’е; шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14, интервал – 1; поля – стандартные (верхнее/нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см).
Контрольная работа должна быть написана и представлена на проверку в установленное время.
Контрольная работа – обязательный вид работы, предусмотренный учебным планом.
Без контрольной работы студент не допускается к сдаче зачета с оценкой.
Контрольная работа должна быт прикреплена в екампус в соответствующий раздел («Контрольная работа»)
Цель выполняемых контрольных работ:
- получить специальные знания по выбранной теме;
Основные задачи выполнения контрольных работ:
1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;
Этапы работы над контрольными работами:
Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:
а) выбор темы и составление предварительного плана работы;
б) сбор научной информации, изучение литературы;
в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;
г) обработка материала в целом.
Задания для контрольных работ определяется преподавателем.
После определения варианта необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.
ВАЖНО:
Вариант для итоговой контрольной работы выбирается студентом СТРОГО по номеру в списке. Недопустимо выполнение одного варианта всей академической группой.
3. Порядок аттестации по контрольным работам
Аттестация по контрольной работе производится в виде её защиты.
Решение об оценке контрольной работы принимается по результатам анализа предъявленной контрольной работы, доклада студента и его ответов на вопросы. Оценка по контрольной работе вносится преподавателем в екампус.
К защите не допускаются работы полностью или в значительной части, выполненные не самостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также контрольные работы с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления.
Контрольная работа оценивается преподавателем по пятибалльной системе.
Критерии оценки итоговой контрольной работы:
Раздел 3. Стилистика современного русского литературного языка – контрольная работа 2 семестр (итоговая контрольная работа)
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он демонстрирует знание особенностей всех функциональных стилей, умеет проводить сопоставительный анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, владеет принципами построения текстов различных жанров. В контрольной работе безошибочно выполнены все задания базового и повышенного уровней.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает функциональные стили, умеет отличать тексты, принадлежащие к различным функциональным стилям, в целом знает особенности текстов различных жанров. В контрольной работе выполнены все задания базового и повышенного уровней, но имеются несущественные ошибки (не более трех).
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он не умеет отличать тексты, принадлежащие к различным функциональным стилям, не знает особенности текстов различных жанров. В контрольной работе выполнены задания только базового уровня, с заданиями повышенного уровня студент не справляется, имеются существенные ошибки (более трех)
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не знает особенности функциональных стилей, не умеет отличать тексты различных жанров. В контрольной работе с задания базового и повышенного уровней студент не справляется.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Процедура проведения данного оценочного мероприятия включает в себя следующие этапы: написание текста контрольной работы дома; защиту контрольной работы (собеседование с преподавателем, позволяющее проверить уровень усвоения материала). Если студент допустил в контрольной работе большое количество ошибок (превысив допустимую шкалу оценивания) или хочет повысить оценку, ему может быть предложено выполнение дополнительных письменных заданий по темам, вызвавшим у студента наибольшие затруднения.
Предлагаемые студенту задания позволяют проверить уровень сформированности компетенций. Задание повышенного уровня отличается от базового сложностью.
Для подготовки к данному оценочному мероприятию необходимо: повторить теоретический материал по учебникам.
При выполнении работы студенту предоставляется право пользования словарем и справочными материалами по дисциплине, а если студент выполняет задание повышенного уровня сложности, то он должен выполнить все этапы контрольных работ, полагаясь только на собственные знания, умения и навыки.
При проверке задания, оцениваются: правильность написания текста контрольных работ, логичность, аргументированность ответов на дополнительные вопросы, раскрывающих уровень усвоения теоретического материала по данным темам.