Файл: Методические рекомендации по написанию итоговой контрольной работы по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИCTEPCTBO НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Милославская В.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
Русский язык и культура речи
Для студентов очной формы обучения

Ставрополь 2021
СОДЕРЖАНИЕ

1.

Предисловие




2.

Методические рекомендации по написанию контрольных работ




3.

Порядок аттестации по контрольным работам




4.

Комплект заданий для итоговой контрольной работы (2 семестр)




5.

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы




6.

Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы




7.

Приложение 2. Основные черты ФСР




1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов, что предполагает овладение знаниями о русском языке, его формах и стилях, структуре, возможностях, о нормах и качествах русского литературного языка, необходимых для успешной речи; совершенствование умения студентов грамотно использовать языковые средства в типичных для будущей профессиональной деятельности речевых ситуациях.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» направлена на повышение уровня практического владения культурой устной и письменной речи студентов.

Задачи курса «Русский язык и культура речи»:

- вызвать уважение к русскому языку и желание в совершенстве овладеть всеми его тонкостями; дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, формах реализации;
познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации;

- способствовать качественному повышению уровня речевой культуры студентов; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; освоить нормы письменной и устной речи;

- способствовать формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение студента организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения; способствовать расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; способствовать формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к дисциплинам базовой части программы бакалавриата. Освоение дисциплины происходит на 1-2 курсе.

Связь с предшествующими дисциплинами

Русский язык и культура речи» представляет собой интегрирующий курс. Он является профессионально-ориентированным курсом, предназначенным для студентов-нефилологов.

Дисциплина опирается на знания, полученные студентами-первокурсниками при прохождении школьного курса русского языка.

Связь с последующими дисциплинами

Дисциплина «Русский язык и культура речи» должна создать необходимую теоретико-практическую платформу для изучения последующих дисциплин специальности, в частности такой как: «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации», а также способствовать развитию успешной коммуникативной компетенции будущих специалистов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ЗНАТЬ: языковые нормы, функциональные стили, правила построения текстов, основные аспекты культуры речи, языковые нормы на всех уровнях языковой системы, правила построения текстов всех функциональных стилей.

УМЕТЬ: находить нарушения языковых норм в текстах, проводить сопоставительный анализ функциональных стилей, составлять различные виды научных и официально-деловых текстов, проводить деловую коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.



ВЛАДЕТЬ: навыками построения текстов различных функциональных стилей, базовыми знаниями языковых норм, системой знаний о языке, культуре речи, принципами построения текстов основных научных, официально-деловых жанров, навыками этикета и правилами языкового и социального поведения в различных ситуациях.
2. Методические рекомендациипо написанию контрольных работ
Контрольная работа является важной составной частью учебного процесса, помогая выработке навыков самостоятельного творческого изучения дисциплины, умения работать с несколькими источниками, находить необходимую информацию, излагать ее в строгой последовательности, обобщать и делать выводы. Навыки, приобретенные студентами при написании контрольных работ, будут способствовать формированию необходимых условий для последующего написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

Написанная контрольная работа должна носить характер отчёта о самостоятельной работе по изучению курса в целом и его отдельных вопросов в частности, степени начитанности студента, его общей культуры, а также показать, насколько студент овладел способностью изучать источники и мыслить самостоятельно. Контрольная работа должна показать глубокие знания студента, его умение правильно формулировать и теоретически обосновывать те или иные проблемы курса.
Формальные требования к контрольным работам.

Контрольная работа должна быть четко структурирована, в ней должны быть выполнены все задания базового и повышенного уровней.
Итоговая контрольная работа предоставляется в печатном варианте.

Печатный вариант выполняется в Word’е; шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14, интервал – 1; поля – стандартные (верхнее/нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см).
Контрольная работа должна быть написана и представлена на проверку в установленное время.

Контрольная работа – обязательный вид работы, предусмотренный учебным планом.
Без контрольной работы студент не допускается к сдаче зачета с оценкой.
Контрольная работа должна быт прикреплена в екампус в соответствующий раздел («Контрольная работа»)
Цель выполняемых контрольных работ:

- получить специальные знания по выбранной теме;

Основные задачи выполнения контрольных работ:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;


2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе;

Этапы работы над контрольными работами:

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Задания для контрольных работ определяется преподавателем.
После определения варианта необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.
ВАЖНО:

Вариант для итоговой контрольной работы выбирается студентом СТРОГО по номеру в списке. Недопустимо выполнение одного варианта всей академической группой.
3. Порядок аттестации по контрольным работам

Аттестация по контрольной работе производится в виде её защиты.

Решение об оценке контрольной работы принимается по результатам анализа предъявленной контрольной работы, доклада студента и его ответов на вопросы. Оценка по контрольной работе вносится преподавателем в екампус.
К защите не допускаются работы полностью или в значительной части, выполненные не самостоятельно, т.е. путем механического переписывания первоисточников, учебников, другой литературы, работы, в которых выявлены существенные ошибки и недостатки, свидетельствующие о том, что основные вопросы темы не усвоены, а также контрольные работы с низким уровнем грамотности и несоблюдением правил оформления.

Контрольная работа оценивается преподавателем по пятибалльной системе.
Критерии оценки итоговой контрольной работы:
Раздел 3. Стилистика современного русского литературного языка – контрольная работа 2 семестр (итоговая контрольная работа)

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он демонстрирует знание особенностей всех функциональных стилей, умеет проводить сопоставительный анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, владеет принципами построения текстов различных жанров. В контрольной работе безошибочно выполнены все задания базового и повышенного уровней.


Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает функциональные стили, умеет отличать тексты, принадлежащие к различным функциональным стилям, в целом знает особенности текстов различных жанров. В контрольной работе выполнены все задания базового и повышенного уровней, но имеются несущественные ошибки (не более трех).

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он не умеет отличать тексты, принадлежащие к различным функциональным стилям, не знает особенности текстов различных жанров. В контрольной работе выполнены задания только базового уровня, с заданиями повышенного уровня студент не справляется, имеются существенные ошибки (более трех)

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не знает особенности функциональных стилей, не умеет отличать тексты различных жанров. В контрольной работе с задания базового и повышенного уровней студент не справляется.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Процедура проведения данного оценочного мероприятия включает в себя следующие  этапы: написание текста контрольной работы дома; защиту контрольной работы (собеседование с преподавателем, позволяющее проверить уровень усвоения материала). Если студент допустил в контрольной работе большое количество ошибок (превысив допустимую шкалу оценивания) или хочет повысить оценку, ему может быть предложено выполнение дополнительных письменных заданий по темам, вызвавшим у студента наибольшие затруднения. 

Предлагаемые студенту задания  позволяют проверить уровень сформированности компетенций. Задание повышенного уровня отличается от базового сложностью. 

Для подготовки к данному оценочному мероприятию необходимо: повторить теоретический материал по учебникам. 

При выполнении работы студенту предоставляется право пользования словарем и справочными материалами по дисциплине, а если студент выполняет задание повышенного уровня сложности, то он должен выполнить все этапы контрольных работ, полагаясь только на собственные знания, умения и навыки.

При проверке  задания, оцениваются: правильность написания текста контрольных работ, логичность, аргументированность ответов на дополнительные вопросы, раскрывающих уровень усвоения теоретического материала по данным темам.