Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специальности: все
Методические рекомендации
для практических занятий
Тема №26: Терминология науки
Курс: 1
Дисциплина: Русский язык
Составители:
к.п.н. доцент Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д.
2020
ТЕМА 26: Терминология науки
II. Цель: дать представление о понятиях «терминология», « терминология науки», «термины».
III. Задачи:
Знание: когнитивно-языковая компетенция
сформировать навыки грамотного письма, правильной постановки знаков препинания.
Практические навыки : операционально-речевая компетенция
-
выработать умения выразительного чтения, пересказа, анализа текстов. -
IV. Ключевые понятия:
1.Терминология.
2.Терминология науки.
3.Термины.
VI.Форма проведения: практикум
VII. Методы обучения:
-
Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала, анализ текстов, выполнение языковых и коммуникативных упражнений. -
Наглядный: применение опорных схем и таблиц. -
Инновационный: Ривин-методика: методика поабзацного изучения текста; интерактивный метод: - работа в парах.
VIII.Средства: словарные статьи лингвистических словарей; опорные схемы –кластеры.
Задание 1. Ознакомьтесь с глоссарием. Прочитайте и запишите определения.
Глоссарий:
ТЕРМИНОЛО́ГИЯ
Женский род
1.Совокупность, система терминов. "Научная терминология"
2.Терминоло́гия — совокупность терминов, используемых в определённой области знания. (Википедия)
ТЕРМИН, -а, м. Слово или словосочетание - название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Технические термины. Термины математики. Словарь музыкальных терминов. || прил. терминологический, -ая, -ое. (Словарь С.Ожегова)
Основные признаки терминов: принадлежность к определенной тематике; понятийность; точность; ясная мотивированность названия; однозначность; системность; краткость и экономичность выражения; полная нейтральность (модальная, эстетическая, стилистическая и пр.).
Задание 2. Ознакомьтесь с теоретическим материалом и составьте опорную схему.
Лексику научного стиля составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. К общеупотребительной лексике относятся слова, используемые независимо от стиля речи: вода, книга, зима, молния; белый, далекий, ранний, широкий; делать, читать, продолжать, кашлять; пятьдесят, первый и др.
В терминологическую (специальную) лексику входят термины и профессионализмы. Термин (лат. terminus – предел, граница, пограничный знак) – это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В отличие от общеупотребительных слов, которые часто бывают многозначными, термины, как правило, однозначны, им не свойственна экспрессия. Термин может входить в состав только одной терминологии (префикс, несогласованное определение, номинативное предложение), но может входить в разные терминологии (операция – в медицине, в финансовой области, военном деле).
Некоторые термины широко употребляются в разных стилях речи. Например, масса, аккумулятор, портрет, образ, жанр, рентген, термометр и др.
Задание 3. Спишите данные общеупотребительные слова. Составьте с любыми двумя существительными различные по цели высказывания предложения. Обозначьте грамматическую основу.
Профессия, специальность, университет, аудитория, студент, декан, деканат, факультет, экзамен, ректор, кафедра, группа, однокурсник.
Задание 4. Прочитайте. Выпишите общенаучные слова. Составьте с любыми двумя словами различные словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слова.
Жизнь, свет, система, аргумент, вода, исследование, воздух, горы, категория, небо, солнце, степь, классификация, ночь, день, газета, синтез, телевидение, радио, эксперимент.
Задание 5. Составьте с данными глаголами глагольные словосочетания. Обозначьте главное слово, поставьте вопрос к зависимым словам.
Изучать, исследовать, решать, заниматься, увлекаться, выполнять, подготовить, выступить, сообщить, поставить, рассказывать, беседовать, объяснять, доказывать.
Задание 6. Запишите данные термины в столбик. Образуйте от них однокоренные имена прилагательные. Обозначьте морфемный состав. С любыми двумя словами составьте распространенные предложения.
Биология, химия, физика, медицина, литература, история, математика, филология, философия, туризм, физкультура, спорт.
Задание 7. Сопоставьте слова с их лексическим значением. Выберите нужное толкование слов.
1 | анти | А | малый |
2 | интер | Б | много |
3 | микро | В | ложь |
4 | моно | Г | противоположный |
5 | поли | Д | жизнь |
6 | псевдо | Е | между |
7 | био | Ж | один |
Задание 8. Прочитайте текст. Сформулируйте свой заголовок текста и запишите. Укажите стиль текста. Дополните его содержание, опираясь на известные вам факты и фамилии.
Наука – дело молодых
Многие представляют себе, что научные работы, открытия, формулировка законов природы, о которых пишут в учебниках, - это результат работы «маститых» ученых, т.е. людей почтенного возраста, накопивших знания и большой опыт в своей специальности. В действительности, как показывает история науки, дело обстоит как раз наоборот.
Большинству людей хорошо знаком портрет Галилея – старца с большой бородой. Галилей действительно жил долго (1564-1642), но первое свое крупное открытие в физике он сделал в возрасте 20 лет. Это открытие послужило основанием для создания часов.
Профессором Галилей стал в возрасте 26 лет и вскоре экспериментально установил свои знаменитые законы падения тел под действием силы тяжести.
Классическая механика, которая в течение двух с лишним веков служила основой физики, была создана Ньютоном, который родился в год смерти Галилея. Ньютон, как и Галилей, одно из крупнейших своих открытий – закон всемирного тяготения – сделал в 20 лет. (По случайным обстоятельствам опубликован он был позже).
Теоретической основой всей современной электротехники, радиотехники и оптики служат четыре знаменитых уравнения Максвелла. На этом основании Максвелла справедливо называют Ньютоном в электричестве. Свои первые научные работы Максвелл (1831-1879) опубликовал, когда ему едва исполнилось 19 лет.
Д.И.Менделеев (1834-1907) свою первую научную работу опубликовал в 21 год, еще будучи студентом, а в 29 лет был избран профессором. Свой знаменитый периодический закон, принесший ему всемирную славу, Менделеев опубликовал, когда ему было 35 лет.
В возрасте 36 лет Мария Кюри получает одну из первых Нобелевских премий, совместно с Пьером Кюри и Беккерелем.
В 1905 году появились три статьи одного и того же автора, каждая из которых могла бы обеспечить ему бессмертие. Автором этих работ был Альберт Эйнштейн, которому было всего лишь 26 лет. Еще 10 лет спустя Эйнштейн разработал общую теорию относительности, после чего его слава утвердилась на века.
В 1913 году была совершена вторая революция в физике. Она ознаменовалась выходом в свет работы 28-летнего датского физика Нильса Бора.
Эта работа положила начало квантовой теории света.
Можно привести немало других имен, и из всего сказанного становится ясным, что человек, решивший посвятить себя научной работе, должен начать ее как можно раньше. Наукой следует заниматься еще в студенческие годы. Разумеется, все сказанное не умоляет роль научных работников старшего поколения, которое в свое время вошли в науку, будучи молодыми.
(По статье академика И.К.Кикоина).
?
-
Как вы думаете, почему текст называется «Наука – дело молодых»? -
К какой области науки относятся термины, встречающиеся в тексте?
Задание 9. Выпишите из текста статьи термины, общенаучные и общеупотребительные слова в начальной форме. Заполните данную таблицу 5-7 примерами.
Лексика научного текста | |||
термины | общенаучная | общеупотребительная | |
термины-слова | термины-словосочетания | | |
| | | |
Задание 10. Подготовьте устное выступление. Используя ПОПС-формулу, раскройте смысл следующих суждений и поделитесь собственным мнением.
1. Кто имеет знания и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний и делает вид знающего, тот болен. (Лао-цзы) 2. Если ученый создает сотни новых терминов, - он разрушает науку, десятки – поддерживает еѐ, два-три – двигает науку вперед. (Д. Лихачев) 3. Неправильное знание хуже, чем незнание. (А. Дистервег)
ПОПС-формула:
Позиция – Я считаю, что …
Обоснование – Потому что …
Подтверждение, примеры – Свою мысль я хочу подтвердить примерами из …
Следствие – Я делаю вывод, что …
Задание 11. Спишите, раскрывая скобки. О чем вы узнали? К какому стилю, по вашему мнению, относится данный текст?
Научная деятельность требует от (человек) определенных качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и (высокий) гражданское мужество. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную (борьба) с невежеством, защищает ростки (новый), прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История (наука) бережно хранит (имя) ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым (мировоззрение), тормозившим прогресс цивилизации. На костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, великий мыслитель, материалист, смело заявивший о бесконечности (Вселенная).
Задание 12. Выберите из правого столбика существительные, сочетающиеся с данными прилагательными. Используя, полученные словосочетания составьте связный текст:
Полезный | поход |
Туристический | специалист |
Молодой | совет |
Способный | зал |
Спортивный | студент |
Задание 13. Приведите примеры терминов, используемых в вашей специальности. Дайте их определение.
Задание 14. Запишите и запомните интернациональные словообразовательные элементы.
авто – (греч. antos – сам) морфо – (греч.morphe – форма)
анти – (греч. anti – противоположный) мульти – (лат. multum – много)
био – (греч. bios - жизнь) нео – (греч. neos – новый)
гипер – (греч. hyper – над, сверху) поли – (греч. poli – много)
гипо – (греч. hypo – внизу, снизу, под) пост – (лат. post – после)
интер – (лат. inter – между) прото – (греч. protos – первый)
интра – (лат. intra – внутри) псевдо – (греч. pseudos – ложь)
мета – (греч.meta – после, за, между) суб – (лат. sub - под)
микро - (греч. micros – малый) супер – (лат. сверху, над)
моно – (греч. monos – один) экстра – (лат. вне, сверх)
Задание 15. Составьте словосочетание, соединив данные синонимы со словами