Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. А педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Матюшенко Ольга Георгиевна
Преподаватель:
Пфлюг Вера Павловна
Задание 1.
1. Педагогическая ситуация:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса, была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?» девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной говорила по-человечески, вместо того, чтобы кричать, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находиться дома».
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа?
Вероятно, что беседа с ребенком проводилась с целью выяснить, какая обстановка в данной семье, какие отношения у родителей с ребенком, степень влияния происходящего в семье на поведение ребенка, выявления возможных проблем или их первопричин.
2) Какое предположение можно сделать о взаимоотношениях в семье?
Совершенно очевидно, что атмосфера в семье неблагоприятная для развития ребенка, т.к. девочка сообщает, что не любит выходные, когда находится дома с матерью. У матери отсутствует понимание ребенка, не налажен диалог с ребенком, а также имеет место быть агрессия в виде крика на ребенка. При этом из ответа девочки ясно, что ей необходимо родительское понимание и тепло, она говорит о них, хоть и в форме отрицания его существования. Сам ребенок открыт к диалогу, косвенно прослеживается желание понять мать, если та изменила бы форму общения.
Задание 2.
«Педагогическая профессиональная деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).
1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик недоволен своей отметкой и в качестве протеста влез во время урока на парту. В классе раздался звонкий смех детей. Ситуация повлекла срыв рабочей обстановки, продолжить урок было невозможно.
Соотнеся ситуацию с приведенным выше высказыванием можно сделать выводы о педагоге, его профессиональной деятельности и взаимодействии с учениками. Ситуация демонстрирует, что ученик протестует недопустимым в классе образом (воспитание). Его протест является следствием несогласия с оценкой, но не с причинами, к ней приведшими. То есть можно предположить, что ученик чувствует несправедливость, т.к. не понимает, почему получил такую оценку. Этот факт можно использовать при характеристике обучения, проводимого педагогом.
Смех класса, а также невозможность продолжать учебный процесс демонстрирую сложности в удержании контроля над вниманием учеников со стороны педагога – развитие обучающихся.
2. Письменно ответьте на вопросы:
-
Назовите вероятные причины поведения ученика.
Отсутствие пояснения педагогом причин такой оценки, нет понимания, за что получил и как исправить. Чувство несправедливости.
-
Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать ситуацию?
Спокойным тоном объяснить причины оценки, указать на допущенные ошибки, рекомендовать способы исправления и возможные сроки. Указать при этом, что было сильной стороной и мотивировать этим возможность исправить отметку.
-
Каким образом можно было избежать подобной ситуации?
Сразу давать пояснение к оценке, а не ждать реакции ученика.
Задание 4.
1. Педагогическая ситуация:
В детском коллективе есть особый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог просит его ответить на вопросы по теме занятия, домашнему заданию или др., мальчик теряется, запинается, боясь насмешек со стороны коллектива детей. Педагог упрекает ребенка и низко оценивает его ответы.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) В чем заключается проблема? Назовите ее причину.
Проблема в неумении детей принять особенного ребенка, в издевательствах над ним, что привело его к неуверенности и страху насмешек, боязни ошибиться.
2) В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?
Педагог в корне не прав в своем поведении и форме обратной связи – упрек и низкие оценки при всем классе. Упреки со стороны педагога утверждают учеников в своей правоте в насмешках над особенным ребенком.
3) Как должен был поступить педагог? Опишите способ(ы) решения проблемы.
Самое главное – не упрекать при других и в принципе не упрекать за неуверенность и страх насмешек. Данную ситуацию с учеником необходимо было обсудить после урока наедине.
На уроке необходимо было учитывать общую атмосферу и обстановку, дать возможность ребенку ответить, перед этим подумав над ответом.
Не поощрять насмешки над особенным ребенком, пресекать, но не в грубой форме. В дальнейшем следить за поведением учащихся.
Задание 5.
1. Педагогические ситуации:
Ситуация 1:
Урок биологии. Учитель объясняет тему урока и показывает строение опорно-двигательного аппарата человека на примере анатомического макета скелета человека, проговаривая названия.
Ситуация 2:
Учитель математики в качестве домашнего задания всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда 4 задачи, а ученик может выбрать для решения любую из них. Иногда учитель задает на дом математическое сочинение (придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий) или составить задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какие методы и средства обучения использует учитель на уроке в ситуации 1?
Учитель использовал материальные и визуальные средства обучения (макет скелета), а также наглядные, практические и словесные методы обучения.
2) С какой целью учитель разрабатывает серию приемов работы в ситуации 2?
Главной целью учителя является развитие интереса учеников к предмету через игру. Таким образом повышается интерес у детей, укрепляется познавательная деятельность. Ученики сами производят поиск информации по заданным критериям, размышляют над структурой задач, вынуждены сравнивать найденные решения и способы, что влечет за собой укрепление знаний и развитие самостоятельности в работе с предметом.
Задание 7. На основе исходных данных заполните таблицу:
Направления воспитательной деятельности | Аспекты воспитательной работы |
Гражданско-правовое воспитание | Патриотизм |
Правовая культура | |
Культура межнационального общения | |
Духовно-нравственное воспитание | Гуманность |
Культура поведения | |
Экологическая культура | |
Эстетическое воспитание | Художественное воспитание |
Восприятие природы | |
Музыкальное воспитание | |
Физическое воспитание | Гимнастика |
Туризм | |
Физические упражнения | |
Трудовое воспитание | Профессиональная ориентация |
Трудовая деятельность | |
Экономическая культура |
Пермь - 2022