Файл: Актуальность изучения этикета несомненна и обусловлена следующим.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Введение

Актуальность изучения этикета несомненна и обусловлена следующим.

Этикет существовал с незапамятных времён, на протяжении которых он постепенно изменялся, модифицируя свои правила в соответствии с условиями жизни, культуры и цивилизации. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы этики, этических норм поведения, этикета. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, так как нельзя существовать, не уважая друг друга и не налагая на себя определенных ограничений.

Цель исследования: изучить особенности и различные аспекты этикета.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие этикета и его неразрывную связь с этикой.

2.Выявить особенности этикета.

3.Рассмотреть служебный этикет.

Объект исследования: этикет.

Предмет исследования:

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Понятие этикета и его неразрывная связь с этикой

Этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения, общепринятые правила поведения в обществе, внешние порядки как себя вести, установленный порядок поведения, это нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса.

Главное назначение этикета - защитить честь и достоинство человека при общении в социуме.

Правила этикета не являются абсолютными и выполнять их следует по ситуации. Что недопустимо в одном случае, может быть нормой при других обстоятельствах.

Нормы этикета являются, как правило, неписаными правилами, в отличие от морали, но их знание - важная часть формирования внутренней культуры человека.

Культурный человек не только принимает эти правила, но и неукоснительно следует им не только в общественных местах, но и дома.

Основой формирования внутреннего этикета являются доброжелательность, ответственность и достоинство. Кроме этого, этикет невозможен без такта и чувства меры, которые должны быть присущи каждому воспитанному человеку. Расположенность к людям и в тоже время чувство меры помогут достойно представлять себя в любой ситуации.


Если этика в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Каков принятый в обществе этикет - таково и общество. Этикет в обществе требует от человека постоянного воспитания внутренней культуры, основанной на уважительном отношении ко всему социуму. В современном обществе человек, не знающий основ этикета, считается некультурным.

Простейшие нормы этикета знакомы нам с детства. А вот с этикой не все так просто, потому что это понятие несколько абстрактное в отличие от этикета. Но оба эти понятия тесно взаимосвязаны.

Разница между этикетом и этикой огромная, хотя первое вытекает из второго. Различие очевидно и лежит прямо на поверхности. Например, уступая место в общественном транспорте пожилому человеку, мы руководствуемся этикой, потому что нравственному человеку неуютно сидеть в удобном кресле, если рядом с трудом удерживается на ногах пенсионер или инвалид. Но ведь таково и принятое в обществе правило - уважать старших. А, например, помогая женщине надеть пальто в гардеробе театра, мужчина подчиняется правилам этикета, потому что неудобно поступить иначе, когда все так делают. Или предлагая ей руку, когда она сходит с подножки городского автобуса, иначе она решит, что он человек некультурный и эгоистичный. Здесь уже правила этикета помогут выглядеть человеком нравственным, которому не безразлично, упадет ли женщина со ступеньки автобуса или благополучно доберется до дома без травм.

В чем-то этика и этикет могут совпадать, например, говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали. Но вежливого обращения требует лишь этикет. Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов, дерется с ними. В данном случае - нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности. В основе этикета лежит уважение к людям.

Соблюдение этикета в процессе делового общения - необходимая составляющая ведения любого бизнеса. В отличие от этики, задача которой регулировать моральные нормы общения, этикет диктует правила, принятые для отдельных групп сотрудников и различных ситуаций.



Этикет в этом случае регламентирует нормы общения, иногда вплоть до незначительных мелочей ритуального характера. Это во многом облегчает общение между работниками компании, и играет важную роль в переговорах с партнерами. В обыденном сознании этика и этикет нередко сливаются, поскольку они связаны с поведением людей. Однако не всегда "цивилизованный" человек, соблюдающий нормы этикета, морален. Ведь этикет регулирует только внешние проявления человеческих отношений, он является составной частью внешней культуры человека и общества.

2. Особенности этикета

О правилах поведения в обществе существует целая наука, именуемая этикетом. Это слово известно каждому человеку с детских лет, но это совершенно не означает хорошего знания его канонов. Увы, многие особенности этикета на сегодняшний день безвозвратно утеряны, а на их место пришли предельно упрощенные и зачастую слишком фамильярные отношения. Этикет, как свод правил и законов, формировался на протяжении долгих лет. Достаточно вспомнить классическую русскую литературу, описывающую деликатность и предельную вежливость отношений между людьми. Подобная линия поведения воспитанных и образованных людей Золотого века восхищает. Но, к сожалению, и заставляет чувствовать ностальгию по ушедшим в небытие временам галантности кавалеров и скромном очаровании прекрасных дам. В современном же понятии этикет, в основном, сводится к деловым отношениям.

В Россию понятие «этикет» проникает в начале XVIII века. Разумеется, и до этого времени существовал общепринятый порядок поведения при дворе и вне его. Из истории мы знаем, что большое значение в жизни русского общества имели патриархальные требования, прописанные в XVI веке при Иване Грозном в своеобразном кодексе правил поведения «Домострой». Этими правилами люди должны были руководствоваться в своем отношении к власти, к церкви, к семье, к работе.

Современные традиции коренным образом отличаются от бытности того времени. И этикет на работе - не исключение.

Сегодня много говорят об этикете взаимоотношений с партнерами по бизнесу и коллегами, об этикете проведения переговоров и совещаний.

Действительно, эта область человеческих отношений чрезвычайно важна. И в наши дни развязное панибратство, к счастью, оказывается вне общения людей серьезных и образованных. Но, к сожалению, в обыденной жизни едва ли можно наградить отношения между людьми званием вершины этикета. Конечно, большинство людей и в наш циничный век сохраняет стиль и воспитанность, обращаясь к людям на «Вы» и используя неизменно вежливую и сдержанную манеру разговора.


Несмотря на то, что основные особенности этикета объясняются сегодня практически в каждой школе, успех зависит лишь от принятых норм и канонов в семье каждого ученика. Нельзя привить ребенку правила изящного поведения в обществе без того, чтобы они использовались в его собственной семье. Лишь личным примером взрослых происходит наиболее эффективное обучение этикету детей.

На самом деле, основы этикета обязаны стать частью характера каждого человека, в противном случае эта необходимая каждому наука окажется наносной, а манеры фальшивыми. И неизвестно, что будет выглядеть более позитивно - грубоватая естественность или нарочитая манерность. Поэтому лишь гармоничное и всестороннее развитие личности не только в области науки и искусства, но и правил этикета, сможет дать желаемый эффект и в гораздо лучшую сторону преобразить наше общество.

В основе любого свода правил поведения лежит, прежде всего, безмерное уважение к человеку. И проявляться оно должно вне зависимости от его стиля жизни, социального статуса или характера. Одно только звание Человек обязано располагать к корректному и деликатному общению с ним. На этом, и только на этом важном постулате зиждется вся наука этикета, а правила, придуманные людьми - это лишь детали великого и всеобъемлющего понятия.

Стоит лишь взять в руки книгу, в которой были бы детально описаны принятые этикетом жесты, манеры и правила, чтобы с легкостью выучить и освоить их механическое исполнение. Но все это лишь вторично, а потому не так бывает и важно соблюдать протокол поведения и прочие особенности этикета, как овладеть этой наукой в ее глубинной основе.

Лишь уважая окружающих, можно научиться вежливым манерам. Вернее, этот процесс даже не потребует дополнительного обучения, он будет происходить сам собой, естественно и природно без вмешательства строгих наставников и зубрежки бесконечного свода правил. Вот почему этикет, в первую очередь, требует самоанализа и пересмотра собственной точки зрения в некоторых областях.

3.Служебный этикет

Служебный этикет - это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности.

Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п. "В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйер.


Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными.

Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально - психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда.

Для руководителя это следующие правила :

-стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз;

-научиться поощрять подчиненных;

-признавать свои ошибки;

-уметь наказывать;

-не спорить по пустякам;

-быть доброжелательным, деликатным;

Всем сотрудникам:

-обладать общей культурой;

-порядочно относиться к другим;

-уважать человеческое достоинство коллег;

-не лицемерить, не лгать;

-быть вежливыми;

-свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;

-быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу.

Этикет служебных взаимоотношений обязывает:

-быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения);

-встречи начинать вовремя;

-на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы;

-принятые решения выполнять в указанные сроки;

-быть в опрятной одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами и росту прибылей фирмы. Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета. Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.

Заключение

Для того чтобы преуспеть в любом деле, необходимо знать массу тонкостей в отношениях с людьми. В будущем это поможет сформировать нужное окружение. Любой человек может овладеть правилами хорошего тона, определить для себя стиль и манеру поведения, овладеть той или иной методикой ведения переговоров в том случае, если будет заинтересован в этом.