Файл: Российский государственный социальный университет Факультет политических и социальных наук Практическое задание 1 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет Факультет политических и социальных наук |
Практическое задание №1
по дисциплине «Человек и его права в контексте современной реальности»
ФИО студента | Сарыглар Алдын-Чечек Аяновна |
Направление подготовки | Психология служебной деятельности |
Группа | ПСД-С-3Д-2022-1 |
Москва 2022
1. Права человека -это моральные принципы или нормы для определенных стандартов человеческого поведения, которые регулярно охраняются в муниципальном и международном праве. Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях. В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство. Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны. Мы не должны и не можем здесь кого-то выделять. В сущности, чтобы принять концепцию прав человека, достаточно лишь признания этих двух убеждений или ценностей, и вряд ли кто-нибудь станет с ними спорить. Именно поэтому права человека получают поддержку со стороны всех мировых культур, всех цивилизованных правительств и всех основных религий. Почти повсеместно признано, что власть государства не может быть безграничной или произвольной, она должна быть ограничена необходимостью обеспечить хотя бы минимальные условия всем, кто находится под его юрисдикцией, чтобы они могли жить с чувством человеческого достоинства.
Свобода человека — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.
При этом свободу не стоит путать со вседозволенностью, когда человек вовсе не учитывает возможной пагубности своих действий для себя и окружающих. Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция РФ “ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина” Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
2. Достоинство человека – источник его прав и свобод. Поэтому человеческое достоинство является основным понятием теории прав человека.
Согласно ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, достоинство личности является стержневым элементом для признания прав и свобод человека. Оно квалифицируется как неотъемлемое свойство, так как присуще «всем членам человеческой семьи от рождения, определяет равенство их прав и свобод, поведение в отношении друг друга в духе братства»51.
Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личность. Права человека служат защите человеческого достоинства.
Во Всеобщей декларации прав человека отмечается также, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Ст. 21 Конституции РФ гласит: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но также ребенка и душевнобольного. Оскорбление таких лиц, даже ими не осознаваемое, – это тоже преступление.
В Конституции употребляется слово «ничто»: ничто не может служить основанием для умаления достоинства личности. Особенно остро стоит вопрос о защите достоинства личности в тех местах, где человек оказывается «в чужой власти», то есть становится объектом воспитания, лечения, – в больнице, тюрьме, армии, в обстановке строгой дисциплины и чинопочитания. Личность, ограниченная в правах или поставленная в служебную зависимость, особенно нуждается в уважении ее достоинства.
3. Уважению к правам и свободам других личностей начинают учить еще со школы. Детей учат правильно реагировать и знать рамки норм и правил, в соответствии с которыми и будет происходить взаимодействие не только с учителями и родителями, но и с одноклассниками. Когда к учителю начальных классов приходят новые ученики, для
начала он оценивает их социальные навыки, а уже на их основе выстраивает воспитательный и даже образовательный процесс. Кроме того, берется во внимание социальный статус семьи и общий уровень развития родителей (опекунов) и ближайших родственников. Порой для нормального воспитания требуется комплексный подход к ребенку, как внутри семьи, так и в образовательном учреждении.
Кроме личных примеров, также используются различные корректировки и замечания. Если дети изначально не знали о том, как необходимо проявлять уважение к другим, то наилучшим вариантом станет установка определенных ограничений и запретов, а после уже корректировка поведения. Тем детям, которые знают о базовых нормах уважения, необходимы советы и рекомендации.
4. Когда воспитательный процесс проходит в группе, то отличными примерами могут служить фильмы и соответствующая литература. Дети быстро адаптируются и впитывают в себя информацию, поэтому взрослые должны задавать не только направление в воспитании, но и создавать подходящие условия для мотивации, которая заставит их измениться. Кроме литературы, хорошо корректирует воспитательный процесс посещение общественных мест с соответствующим социумом.
5. Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделяет права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией включаться в состав "свободы". Так, в ст. 28 Конституции РФ не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко "свободами" называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.
6. Субъектом права признается физическое лицо либо иное лицо (коллектив людей, организация), наделенное законом правами и обязанностями и способное своими сознательными действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности, то есть обладающее качествами право-субъектности, что позволяет ему выступать участником соответствующих правоотношений по своему усмотрению или в силу закона.
7. Фраза «Разрешено всё, что не запрещено законом» буквально означает, что в спорных случаях человек имеет право делать то, что делать, если закон это не запрещает. Человек свободен проявлять свою инициативу. Это утверждение характерно для либералов, частную инициативу как раз приветствовавших во всех сферах, особенно в экономике.
8. Человек является членом одновременно и семьи, и народа, и конкретных обществ (гражданского, политического, религиозного). Каждому из социумов свойственно свое собственное понимание того, в каком взаимоотношении между собой находятся его составляющие (индивидуумы, их группы и социум в целом), что принадлежит каждому индивидууму в отдельности, а что — всем вместе, и какова роль каждого человека в своем социальном целом. Всем людям присуще свое понимание и смысла жизни, ее составляющих и качества. Это понимание обусловлено определенными природными, историческими, географическими, этническими, религиозными и иными факторами. При этом данные факторы настолько связаны друг с другом, что порою трудно ранжировать их по степени важности. Так, религиозные доминанты сами обусловлены историческими, географическими, национально-этническими и другими факторами.
9. Российское общество и государство, повторяя общие для всех древних обществ закономерности, имеют в то же время и свою неповторимую специфику. Народ, формировавший это общество, является коренным. Он жил и продолжает жить на его просторных и полных природными богатствами землях оседло на протяжении тысячелетий, имея и все необходимое для своего самобытного развития. Это исключительно свободолюбивый народ. «Славянские племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются общим делом»[3], — и свидетельствовали побывавшие здесь иностранцы. Им чужд дух агрессии, вражды или зависти к другим народам и странам, они миролюбивы, доверчивы и доброжелательны.