Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономическая диагностика предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая диагностика предприятия»


СОДЕРЖАНИЕ
1 ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 3

2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
1 ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
1.1 Определение отраслевых ключевых факторов успеха
Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности что каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной. Правильное определение отраслевых КФУ способствует достижению фирмой конкурентного преимущества, а использование одного или нескольких КФУ как основы при разработке стратегии – успеху фирмы на рынке.

Необходимо помнить, что: КФУ в различных областях разные, со временем КФУ могут изменяться в одной и той же отрасли в результате изменения общей ситуации в ней, на определенный момент времени можно выделить три-четыре КФУ в конкретной отрасли.

Основные типы КФУ

  1. КФУ, зависящие от технологии:

  • качество проведенных НИР;

  • возможность инноваций в производственном процессе;

  • возможность разработки новых товаров;

  • степень овладения существующими технологиями;

  1. КФУ, которые касаются производства:

  • низкая себестоимость продукции;

  • качество продукции;

  • высокая степень использования производственных мощностей;

  • высокая производительность труда;

  1. КФУ, касающихся реализации продукции:

  • широкая сеть оптовых дистрибьюторов;

  • наличие точек розничной торговли;

  • низкие расходы по реализации;

  • быстрая доставка;

  1. КФУ, касающиеся маркетинга:

  • высокая квалификация сотрудников отдела реализации;

  • аккуратное исполнение заказов покупателей;

  • искусство продажи;

  • гарантии для покупателей;

  1. КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

  • особый талант руководителей;

  • ноу-хау в области контроля качества;

  • степень овладения (знание) определенной технологии;

  • способность (умение) создавать эффективную рекламу;


  1. КФУ, связанные с организационными возможностями:

  • уровень информационных систем;

  • способность быстро реагировать на рыночную ситуацию, которая меняется;

  • большой опыт и ноу-хау в области менеджмента;

  1. Другие КФУ:

  • благоприятный имидж (репутация фирмы у покупателей);

  • общие низкие затраты;

  • приятные в общении доброжелательные служащие;

  • доступ на финансовые рынки и др.

Грамотная стратегия включает большинство ключевых факторов успеха, перечисленных выше.
1.2 Оценка привлекательности и перспектив развития отрасли
Результаты анализа отрасли и конкуренции в ней в конечном счете позволяют оценить ситуацию в отрасли в целом и выработать суждения о привлекательности или непривлекательности отрасли на данный момент и в перспективе. Для определения привлекательности отрасли могут быть использованы следующие показатели:

  • прибыльность отрасли;

  • значение продукции для общества;

  • потенциал роста отрасли;

  • стабильность спроса;

  • серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;

  • степень риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли;

  • характер конкуренции и количество предприятий в отрасли;

  • технический уровень производства;

  • технологии, которые используются, их конкурентоспособность по сравнению с мировым опытом;

  • благоприятное или неблагоприятное влияние на данную отрасль основных движущих сил;

  • возможность прихода в отрасль (ухода из отрасли) крупных фирм;

  • усиление или ослабление сил конкуренции;

  • необходимый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках;

  • организационно-управленческие особенности преуспевающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация и др.);

  • каналы распределения и специфика системы сбыта;

  • требования к уровню квалификации и опыту персонала и возможности их достижения;

  • экологические ограничения.

При оценке привлекательности отрасли разными авторами предлагается учитывать разное количество показателей отрасли, при этом зачастую варьируется и удельный вес каждого показателя (табл. 1).

Таблица 1 Привлекательность отрасли (согласно перечню Харрисона)

№ п /п

Показатель

Удельный вес

Рейтинг

Оценка (гр.3 х гр.4)

1

Влияние поставщиков

0,10

4

0,40

2

Влияние потребителей

0,10

4

0,40

3

Влияние товаров-заменителей

0,03

2

0,06

4

Прочность барьеров входа

0,10

3

0,30

5

Уровень конкуренций

0,15

2

0,30

6

Уровень и тип регулирования со стороны государства

0,10

1

0,10

7

Влияние социально активных групп

0,03

2

0,06

8

Отношение общества к области

0,03

2

0,06

9

Скорость технологических новшеств

0,03

5

0,15

10

Влияние профсоюза

0,06

2

0,12

11

Отношение финансовых организаций и посредников в отрасли

0,03

2

0,06

12

Темпы роста

0,04

4

0,16

13

Доходность

0,10

4

0,40

14

Эффективность функционирования в период экономического спада

0,10

5

0,50




Всего

1,0

-

3,07



Высокий – 5, самый низкий – 1.

Таблица 2 Привлекательность отрасли (согласно перечню А. Дж. Томпсона)

№ п /п

Показатель

Удельный вес

Рейтинг*

Оценка (гр.3 х гр.4)

1

Размер рынка

0,15

5

0,75

2

Прогнозируемый темп роста ринка

0,20

1

0,20

3

Историческая и прогнозируемая прибыль

0,10

1

0,10

4

Уровень конкуренций

0,20

5

1,00

5

Угрозы и возможности

0,15

1

0,15

6

Влияние сезонных и циклических факторов

0,05

2

010

7

Требования к уровню технологии и капиталовложений

0,10

3

0,30

8

Влияние среды

0,05

4

020

9

Влияние регулирования социальной и экономической политики

-

-

-




Всего

1,00

-

2,80

Высокий – 5, самый низкий – 1.

Одним из общих показателей привлекательности отрасли является уровень получения прибыли. Если в конкретной отрасли существует перспектива получения прибыли более высокой, чем в других отраслях, то эту отрасль можно считать привлекательной. Если же уровень возможной прибыли ниже, чем в других отраслях, то отрасль считается непривлекательной. Но всегда следует учитывать, что привлекательность понятие относительное, а не абсолютное, и поэтому представление о путях развития отрасли зависит от исследователя. Иными словами, привлекательность отрасли должна оцениваться с позиции конкретной фирмы. Если фирма делает вывод, что отрасль привлекательна, то она обычно берет на вооружение агрессивную стратегию роста и развития, что предполагает увеличение усилий на развитие продаж, осуществление инвестиций для расширения производственных возможностей и восстановление оборудования и др. Такие действия необходимы для укрепления конкурентных позиций фирмы в перспективе.


Если фирма делает вывод о непривлекательности отрасли, то ее действия могут быть следующие:

  • успешно действующая фирма будет проявлять осторожность при инвестировании и будет пытаться защитить свою конкурентоспособность и прибыльность в перспективе или примет решение о диверсификации в более благоприятные сферы деятельности;

  • более слабая фирма может вообще уйти из отрасли или принять решение о слиянии с конкурентами;

  • если же фирма не относится к данной отрасли и рассматривает вопрос о присоединении к ней, то она может принять отрицательное решение и начать поиск других возможностей.

Квалифицированный анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней – объективно важная предпосылка разработки эффективной стратегии.

2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Условия задачи и исходные данные приведены в табл. 1

Таблица 1

Исходные данные для расчета конкурентоспособности предприятия

Показатели

№ 3

0

1

1. Грузоподъемность, т

3

3

2. Технические параметры конкурентоспособности:

2.1. Максимальная скорость, км / час

95

115

2.2. Расход топлива на 100 км пробега, л

15

10

2.3. Пробег комплекта шин до полного износа, тыс. км

25

35

3. Стоимость автомобиля, $

29000

35000

4. Режим работы автомобиля, дней в неделю

5

5

5. Количество рабочих недель в году

52

52

6. Срок эксплуатации автомобиля, лет

5

5

7. Данные для расчета затрат на эксплуатацию автомобиля

7.1. Средний дневной пробег, км

350

350

7.2. Цена 1 л топлива, $

1,2

1,8

7.3. Цена одного комплекта шин (в комплекте 4 шины), $

650

700

7.4. Стоимость смазочных материалов в расчете на год, $

500

600

7.5. Среднемесячная заработная плата водителя, $

800

950

7.6. Количество водителей, лиц

2

2

7.7. Начисления на заработную плату, %

20

20

7.8 Другие годовые расходы, % от стоимости автомобиля

- страхование

2,5

2,5

- техническое обслуживание

15,0

15,0

- прочие расходы

2

2

8. Соответствие автомобилей нормативным параметрам

так

так

9. Значимость технических параметров (экспертная оценка), %

- скорость

45

45

- расход топлива

45

45

- пробег шин

10

10

10. Ставка дисконтирования, %

20

20



Определить конкурентоспособность отечественного автомобиля (0) по сравнению с автомобилем конкурента (1), рассчитав индивидуальные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.

Сделать выводы.
Решение:

Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.

Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров.

При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.

2.1. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

2.1.1. Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

(i = 1, 2, 3,..., n), (2.1)

где qi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

P – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n – количество параметров.

При оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения – 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;

При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами;

Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин – 100 % или фактически значение этого показателя.

2.1.2. Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности