Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономическая диагностика предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая диагностика предприятия»
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 3
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
1 ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
1.1 Определение отраслевых ключевых факторов успеха
Отраслевые ключевые факторы успеха (КФУ) – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности что каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной. Правильное определение отраслевых КФУ способствует достижению фирмой конкурентного преимущества, а использование одного или нескольких КФУ как основы при разработке стратегии – успеху фирмы на рынке.
Необходимо помнить, что: КФУ в различных областях разные, со временем КФУ могут изменяться в одной и той же отрасли в результате изменения общей ситуации в ней, на определенный момент времени можно выделить три-четыре КФУ в конкретной отрасли.
Основные типы КФУ
-
КФУ, зависящие от технологии:
-
качество проведенных НИР; -
возможность инноваций в производственном процессе; -
возможность разработки новых товаров; -
степень овладения существующими технологиями;
-
КФУ, которые касаются производства:
-
низкая себестоимость продукции; -
качество продукции; -
высокая степень использования производственных мощностей; -
высокая производительность труда;
-
КФУ, касающихся реализации продукции:
-
широкая сеть оптовых дистрибьюторов; -
наличие точек розничной торговли; -
низкие расходы по реализации; -
быстрая доставка;
-
КФУ, касающиеся маркетинга:
-
высокая квалификация сотрудников отдела реализации; -
аккуратное исполнение заказов покупателей; -
искусство продажи; -
гарантии для покупателей;
-
КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:
-
особый талант руководителей; -
ноу-хау в области контроля качества; -
степень овладения (знание) определенной технологии; -
способность (умение) создавать эффективную рекламу;
-
КФУ, связанные с организационными возможностями:
-
уровень информационных систем; -
способность быстро реагировать на рыночную ситуацию, которая меняется; -
большой опыт и ноу-хау в области менеджмента;
-
Другие КФУ:
-
благоприятный имидж (репутация фирмы у покупателей); -
общие низкие затраты; -
приятные в общении доброжелательные служащие; -
доступ на финансовые рынки и др.
Грамотная стратегия включает большинство ключевых факторов успеха, перечисленных выше.
1.2 Оценка привлекательности и перспектив развития отрасли
Результаты анализа отрасли и конкуренции в ней в конечном счете позволяют оценить ситуацию в отрасли в целом и выработать суждения о привлекательности или непривлекательности отрасли на данный момент и в перспективе. Для определения привлекательности отрасли могут быть использованы следующие показатели:
-
прибыльность отрасли; -
значение продукции для общества; -
потенциал роста отрасли; -
стабильность спроса; -
серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом; -
степень риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли; -
характер конкуренции и количество предприятий в отрасли; -
технический уровень производства; -
технологии, которые используются, их конкурентоспособность по сравнению с мировым опытом; -
благоприятное или неблагоприятное влияние на данную отрасль основных движущих сил; -
возможность прихода в отрасль (ухода из отрасли) крупных фирм; -
усиление или ослабление сил конкуренции; -
необходимый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках; -
организационно-управленческие особенности преуспевающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация и др.); -
каналы распределения и специфика системы сбыта; -
требования к уровню квалификации и опыту персонала и возможности их достижения; -
экологические ограничения.
При оценке привлекательности отрасли разными авторами предлагается учитывать разное количество показателей отрасли, при этом зачастую варьируется и удельный вес каждого показателя (табл. 1).
Таблица 1 Привлекательность отрасли (согласно перечню Харрисона)
№ п /п | Показатель | Удельный вес | Рейтинг | Оценка (гр.3 х гр.4) |
1 | Влияние поставщиков | 0,10 | 4 | 0,40 |
2 | Влияние потребителей | 0,10 | 4 | 0,40 |
3 | Влияние товаров-заменителей | 0,03 | 2 | 0,06 |
4 | Прочность барьеров входа | 0,10 | 3 | 0,30 |
5 | Уровень конкуренций | 0,15 | 2 | 0,30 |
6 | Уровень и тип регулирования со стороны государства | 0,10 | 1 | 0,10 |
7 | Влияние социально активных групп | 0,03 | 2 | 0,06 |
8 | Отношение общества к области | 0,03 | 2 | 0,06 |
9 | Скорость технологических новшеств | 0,03 | 5 | 0,15 |
10 | Влияние профсоюза | 0,06 | 2 | 0,12 |
11 | Отношение финансовых организаций и посредников в отрасли | 0,03 | 2 | 0,06 |
12 | Темпы роста | 0,04 | 4 | 0,16 |
13 | Доходность | 0,10 | 4 | 0,40 |
14 | Эффективность функционирования в период экономического спада | 0,10 | 5 | 0,50 |
| Всего | 1,0 | - | 3,07 |
Высокий – 5, самый низкий – 1.
Таблица 2 Привлекательность отрасли (согласно перечню А. Дж. Томпсона)
№ п /п | Показатель | Удельный вес | Рейтинг* | Оценка (гр.3 х гр.4) |
1 | Размер рынка | 0,15 | 5 | 0,75 |
2 | Прогнозируемый темп роста ринка | 0,20 | 1 | 0,20 |
3 | Историческая и прогнозируемая прибыль | 0,10 | 1 | 0,10 |
4 | Уровень конкуренций | 0,20 | 5 | 1,00 |
5 | Угрозы и возможности | 0,15 | 1 | 0,15 |
6 | Влияние сезонных и циклических факторов | 0,05 | 2 | 010 |
7 | Требования к уровню технологии и капиталовложений | 0,10 | 3 | 0,30 |
8 | Влияние среды | 0,05 | 4 | 020 |
9 | Влияние регулирования социальной и экономической политики | - | - | - |
| Всего | 1,00 | - | 2,80 |
Высокий – 5, самый низкий – 1.
Одним из общих показателей привлекательности отрасли является уровень получения прибыли. Если в конкретной отрасли существует перспектива получения прибыли более высокой, чем в других отраслях, то эту отрасль можно считать привлекательной. Если же уровень возможной прибыли ниже, чем в других отраслях, то отрасль считается непривлекательной. Но всегда следует учитывать, что привлекательность понятие относительное, а не абсолютное, и поэтому представление о путях развития отрасли зависит от исследователя. Иными словами, привлекательность отрасли должна оцениваться с позиции конкретной фирмы. Если фирма делает вывод, что отрасль привлекательна, то она обычно берет на вооружение агрессивную стратегию роста и развития, что предполагает увеличение усилий на развитие продаж, осуществление инвестиций для расширения производственных возможностей и восстановление оборудования и др. Такие действия необходимы для укрепления конкурентных позиций фирмы в перспективе.
Если фирма делает вывод о непривлекательности отрасли, то ее действия могут быть следующие:
-
успешно действующая фирма будет проявлять осторожность при инвестировании и будет пытаться защитить свою конкурентоспособность и прибыльность в перспективе или примет решение о диверсификации в более благоприятные сферы деятельности; -
более слабая фирма может вообще уйти из отрасли или принять решение о слиянии с конкурентами; -
если же фирма не относится к данной отрасли и рассматривает вопрос о присоединении к ней, то она может принять отрицательное решение и начать поиск других возможностей.
Квалифицированный анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней – объективно важная предпосылка разработки эффективной стратегии.
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Условия задачи и исходные данные приведены в табл. 1
Таблица 1
Исходные данные для расчета конкурентоспособности предприятия
Показатели | № 3 | |
0 | 1 | |
1. Грузоподъемность, т | 3 | 3 |
2. Технические параметры конкурентоспособности: | ||
2.1. Максимальная скорость, км / час | 95 | 115 |
2.2. Расход топлива на 100 км пробега, л | 15 | 10 |
2.3. Пробег комплекта шин до полного износа, тыс. км | 25 | 35 |
3. Стоимость автомобиля, $ | 29000 | 35000 |
4. Режим работы автомобиля, дней в неделю | 5 | 5 |
5. Количество рабочих недель в году | 52 | 52 |
6. Срок эксплуатации автомобиля, лет | 5 | 5 |
7. Данные для расчета затрат на эксплуатацию автомобиля | ||
7.1. Средний дневной пробег, км | 350 | 350 |
7.2. Цена 1 л топлива, $ | 1,2 | 1,8 |
7.3. Цена одного комплекта шин (в комплекте 4 шины), $ | 650 | 700 |
7.4. Стоимость смазочных материалов в расчете на год, $ | 500 | 600 |
7.5. Среднемесячная заработная плата водителя, $ | 800 | 950 |
7.6. Количество водителей, лиц | 2 | 2 |
7.7. Начисления на заработную плату, % | 20 | 20 |
7.8 Другие годовые расходы, % от стоимости автомобиля | ||
- страхование | 2,5 | 2,5 |
- техническое обслуживание | 15,0 | 15,0 |
- прочие расходы | 2 | 2 |
8. Соответствие автомобилей нормативным параметрам | так | так |
9. Значимость технических параметров (экспертная оценка), % | ||
- скорость | 45 | 45 |
- расход топлива | 45 | 45 |
- пробег шин | 10 | 10 |
10. Ставка дисконтирования, % | 20 | 20 |
Определить конкурентоспособность отечественного автомобиля (0) по сравнению с автомобилем конкурента (1), рассчитав индивидуальные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.
Сделать выводы.
Решение:
Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.
Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров.
При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.
2.1. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.
2.1.1. Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
(i = 1, 2, 3,..., n), (2.1)
где qi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Pi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n – количество параметров.
При оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения – 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;
При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами;
Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин – 100 % или фактически значение этого показателя.
2.1.2. Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности