Файл: Занятие 1 Задание Познай самого себя (Сократ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, можно сделать вывод, что принятие христианства имело для Руси огромное значение, благотворно повлияло на политическую, экономическую, духовную и культурную жизнь древнего русского государства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Задание 1.

Ян Амос Коменский, рассматривая свою педагогическую систему как противоположность современной ему схоластической образовательной системы, выступал за предоставление учащимся большей свободы в образовательном процессе. Коменский считал важным понимание учеником самой сущности изучаемых предметов и явлений, самостоятельное изучение и креативное понимание каждого ученика. В то время как в схоластических школах, не следуя строго обозначенным рамкам изучения того или иного предмета, можно было даже подвергнуться физическому наказанию.9

В современной школе и образовательной системе вообще, эту проблему удалось устранить, в основном ее проявлении. Хотя осуществление тех или иных принципов при обучении детей зависит в основном от каждого педагога в частности.

Задание 2.

«…все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Вот что собой представляет золотое правило дидактики Я. А. Коменского.

Я. А. Коменский хорошо понимал, что просто демонстрировать предмет недостаточно. Учитель должен показывать изучаемое как в целом виде с различных сторон. Также необходимо разложить предмет на части на глазах у учеников, дать обозначение каждой составляющей и соединить все в одно целое.10

Задание 3.

  • Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни. При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. После чего, учащимся будет значительно легче и проще, при надобности, выучивать наизусть уже осознанные вещи.

  • Ян Коменский подчеркивает важность принципа последовательности и систематичности в обучении. Он указывал необходимым доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом. Все должно быть расположено в правильной последовательности, так, чтобы изучение каждого нового вопроса было вполне подготовлено предшествующими занятиями.11


Задание 4.

Принцип природосообразности в воспитании из философских взглядов Я. Коменского на положение человека как часть природы. Однако природа в широком смысле слова у него служит только средством аналогий, в действительности же он имеет ввиду природу самого человека. Естественный метод обучения дает возможность детям понимать вещи, ибо обучение состоит в понимании вещей.

Коменский верил в безграничные возможности познания человеком внешнего мира, а школа должна совершенствовать человеческую природу, развивать ум, волю и способность к действию.12

Задание 5.

Возраст

Период

Система школ

0 - 6 лет

Детство

Материнская школа

6 – 12 лет

Отрочество

Школа родного языка

12 – 18 лет

Юношество

Школа латинского языка или гимназия

18 – 24 лет

Возмужалость

Академия


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Задание 1.

Д. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.13

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк, – это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Для достижения положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, наблюдать за ним, когда он ничего не подозревает. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что “рабская дисциплина создает и рабский характер”. Но в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания.14

Как человек своего времени Локк придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.



Умственное воспитание джентльмена, по мнению Локка, следует подчинить выработке необходимых деловому человеку качеств.

С позиции современной концепции гуманистической педагогики, такая система образования является не совсем правильной. Так как ограждение ребенка от внешнего мира для воспитания особого «джентельмена», в ущерб социальным контактам и развитию являлось неоправданно вредным для его психологического состояния и получения определенных навыков.

Содержание воспитания

Цели воспитания

Средства воспитания

Физическое воспитание

физическое здоровье – основа счастья

Разумная организация, умеренность в питании, одежде, развлечениях. Закалка, режим, гимнастика

Нравственное воспитание

разумность, скромность, умеренность, сдержанность, щедрость

пример

Умственное воспитание

умение правильно мыслить

танцы, фехтование музыка, манеры

Трудовое воспитание

знание ремесла, предупреждение праздности, независимость

обучение ремеслу, столярному, садоводству и др.

Задание 2.

Периоды возрастного развития

Содержание воспитания

Задачи воспитания

0 – 2 года

свободное передвижение, укрепление физических сил

развитие познавательных процессов

2 – 12 лет

развиваются органы чувств, возбуждение желания учится, самостоятельное познание окружающего мира, поведение и нравственные отношения

накопление чувственного опыта

12 – 15 лет

предоставление методов изучения, занятия трудом,

получение знаний в области науки, умственное воспитание

15 – 25 лет

общение с людьми, пример, изучение истории

развитие морали и религиозности, половое воспитание



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Задание 1.

Содержание элементарного образования

Задачи воспитания

Пути и средства

Физическое воспитание

Физическое развитие ребенка, подготовка к труду

Естественная домашняя гимнастика, игры, строевые занятия, походы, экскурсии

Трудовое воспитание

Физическое развитие ребенка, подготовка к предстоящей деятельности

занятие в школе разного рода ремеслами

Нравственное воспитание

Всестороннее развитие нравственных задатков, умение и желание творить добро

нравственная самодеятельность

Умственное воспитание

Всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений, владений навыками интеллектуальной работы

Практика жизни, наглядность, сознательность и активность

Задание 2.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.15 На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.16 Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».

Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.17 На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.


Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.

Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. История и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. Под редакцией З. И. Васильевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 327 с.

  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 545 с.

  3. Гусейнов А. З., Турчин Г.Д. Я. А, Коменский – классик научной педагогики. – Учебное пособие. – Саратов, 2015. – 363 с.

  4. Карташев А. В., проф. Очерки по истории Русской Церкви. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. – 1225 с.

  5. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: «Гардарики», 2005. – 496 с.

  6. Поснов М. Э., проф. История Христианской Церкви. – К.: «Путь к истине», 1991. – 1442 с.

  7. Фребель Ф. Детский сад. / В кн. История дошкольной педагогики. Хрестоматия. – К.:, 1990. – 524 с.

  8. Фребель Ф. Будем жить для наших детей. / Пер. с нем.: состав. Предисл. Л. М. Волобуевой. – Екатеринбург, 2005. – 328 с.

Электронные ресурсы

  1. Кессиди Ф. Х. Сократ. [Электронный ресурс] // https://fil.wikireading.ru/25103

  2. Философия Протагора. [Электронный ресурс] // http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/3744-filosofiya-protagora

  3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». [Электронный ресурс] // https://dslov.ru/pos/p1534.htm

  4. Кузнецов М. Ю. Эссе: История. [Электронный ресурс] //http://samlib.ru/k/kuznecow_mihail_jurxewich/epicurusandthemeaningofhisstatement955940952949946953974963945962-livequietly.shtml

  5. История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина. [Электронный ресурс] //https://studfile.net/preview/4665573/page:3/