ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Психология и педагогика дошкольного образования
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2
по учебному курсу “Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста”
Студент | Селюнина И.А (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбдо-1901а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Е.А Сидякина______ (И.О. Фамилия) | |
Тольятти, 2023
Парциальные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
№ п/п | Название программы | Автор (-ы) программы | Цели и задачи | Структура программы | Результаты освоения программы | Достоинства и недостатки программы |
1. | «Мы» | Наталья Николаевна Кондратьева | Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников. Задачи: развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней; формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой. | В программе три раздела: 1раздел «Живые…, какие мы?» 2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде» 3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле» Каждый раздел включает блоки: Знания -растения и животные -человек как живой организм и социальное существо -ценность природы -правила взаимодействия в природе | - должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными); - проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам; - помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества. | Достоинства: - детально прописанная методика организации работы педагога со всей группой, с мини-группой и отдельным ребёнком; - дети учатся учиться, находить нужную информацию. Недостатки: нечастое использование фронтальных видов работы обуславливает отсутствие должной подготовки детей к обучению в школе. |
2. | «Мы-земляне» | Николай Николаевич Вересов | Цель программы - создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Задачи: обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома — Земли; творческое самовыражение ребенка и педагога; развитие способностей ребенка; обогащение детей знаниями. | Программа построена на концепции развития личности ребенка В Программе два компонента а). учебное содержание (что мы даем) б). методика (как мы даем) | формирование представлений о доме, улице, городе как ценностей духовной и материальной культуры, планете Земля как общем доме человечества, о том, что все связано и разрушение отдельного элемента негативно влияет на экологическую систему в целом; - формирование представлений о родственных и иных (горожане, соотечественники, земляне) связях между людьми, отличии и общем, уникальности; - получение знаний о Доме — родном доме ребенка — улице — городе (деревня) — стране — родине — Земле — солнечной системе как единой экологической структуре, за состояние которой ответственен человек; - приобретение личного опыта участие в экологических акциях; - формирование первоначальной компетенции в области природоохранной проектной деятельности. | Достоинства: - является образовательной системой, в которой представлены два неразрывно связанных компонента: содержательный и технологический; - игровой характер, открытость и вариативность. Недостатки: |
3. | «Жизнь вокруг нас» | Н. А. Авдеева, Г. Б. Степанова | Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Изучение обычаев, традиций, культурного наследия, родного края. | Земля - наш общий дом. Природное разнообразие Все живое имеет право на жизнь. Какие живые существа живут в океане и море, реке и озере, в лесу и пустыне. Взаимосвязь живого и неживого в природе (экосистема). Как животные приспосабливаются друг к другу. Как животные приспосабливаются к природным условиям. У каждого животного свои повадки, свой образ жизни. Как разные животные живут в одном доме. Как люди вредят природе. Как бережно относиться к природе Как можно восстанавливать природу Человек — часть окружающего мира | - Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания; - самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний; - проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу; - стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе; - пытаться самостоятельно оценивать свое поведение; - использовать полученные знания в повседневной жизни. | Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она, будучи краеведческой, сочетает в себе 4 смысловых образовательных блока, которые позволяют посмотреть на исторические факты с разных точек зрения. |
4. | «Надежда» | Т.В. Потапова | Цель программы: Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества ... Задачи: обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития | В программе 10 разделов на темы: Питание Вода Жилище Население Здоровье Профессия Энергия Экономика Семья. Культура Закон. Право. Государство. | В итоге освоения программы «Надежда» учащиеся должны хорошо знать программный материал, иметь большой и устойчивый запас танцевальных движений, музыкально-ритмических навыков, владеть способами выразительного исполнения движений и танцевальных этюдов. | Наибольшее внимание природоохранной деятельности уделяется в программе Потаповой Т.В. «Надежда». |
5. | «Паутинка» | Ж. Л. Васякина-Новикова | Цели: формировать у детей основы планетарного мышления; воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. | Первый блок знакомит детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывая оптимальные пути их взаимопроникновения. Второй блок посвящен формированию у детей знаний о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух) и влияние биогеоценоза на формирование этноса. Третий блок прослеживает временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете. Четвертый блок раскрывает взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания. | К концу обучения дети знают: правила работы с изонитью; правила и последовательность работы над окружностями, треугольниками, квадратами, ромбами. Умеют: отличать лицевую и изнаночную стороны изделий, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки); дорисовывать изображение после вышивки угла; укреплять нить с обратной стороны; выполнять узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона; определять направление углов; отмечать отверстия на картоне по отметкам на трафарете; пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла; вдевать нить в иголку и завязывать узелок; самостоятельно подбирать цвет ниток; выполнять окружности, треугольники, квадраты, ромбы в технике изонити, пользуясь трафаретами, моделировать создавать узоры из углов и окружности путем накладывания их друг на друга; выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины, анализировать образцы; определять размеры трафаретов на глаз, использовать фигурную линейку или рисовать волну «от руки»; самостоятельно дополнять или изменять рисунок, приемом накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные; создавать свои композиции. Имеют представление: о прямом, остром, тупом углах; о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. | Педагогическая целесообразность разработки данной программы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей. |
6. | «Природа и художник» | Копцева Татьяна Анатольевна | Цели: формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы; развитие мелкой моторики и образного мышления. Задачи: передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности). Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства». Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре. | Структурной особенностью общеразвивающей программы "Природа и Художник" является блочно - тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание программы основывается на четырех тематических блоках: "Мир природы", "Мир животных", "Мир человека", "Мир искусства". | В результате освоения программы обучающиеся: · приобретут первичные знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства. · научатся организовывать себя. | В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно - экологических |
7. | «Семицветик» | В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова | Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека. Задачи: развивать восприятие красоты; заложить этические и нравственные основы; расширять сознание и кругозор; раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал; формировать основы культурно-экологического сознания как базиса личностной культуры. | Программа «Семицветик» рассчитана на детей от 3 до 7 лет. В программе приводится план работы по годам. Для удобства темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки. Блоки составлены из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем. 1. «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии. 2. «Небо». Что мы видим в небе? Что в небе живет? Связь Земли и неба. 3. «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры. 4. «Светочи». Великие люди — народные герои и подвижники. | - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. - Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. -Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. | Программа строится по принципу спирали. Каждый тематический блок и программа в целом на каждом возрастном этапе в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей. Просты и доступны методы реализации программных задач: чтение и рассказывание о героях. |
8. | «Чувство природы» | Л.Л. Кшняшева | Цель программы – развитие позитивного личностно-значимого отношения к природе детей старшего дошкольного возраста посредством целенаправленного общения с природным окружением. Задачи: формирование начальных экологических знаний о взаимосвязях в природе, о месте и роли человека в мире и природе; формирование представлений о животных и растениях как живых организмах; развитие положительного опыта эмоциональночувственного восприятия природы; развитие практических умений и навыков взаимодействия с объектами природы родного края; развитие осознанности ребенком взаимосвязи «Я – Природа»; воспитание эстетического видения окружающего мира; ценностное ориентирование в окружающем мире и ближайшем природном окружении. | Первый год обучения включает в себя стартовый уровень, модуль «Основы экологии для малышей» и модуль «Живая планета» базового уровня. Второй год обучения включает в себя модуль «Обитатели планеты Земля» базового уровня. Третий год обучения включает в себя модуль «Это земля твоя и моя» базового уровня. | Основным образовательным результатом освоения данной программы станет сформированное экологического мышления, проявляющегося через бережное и ответственное отношение к природе, интерес к искусству и литературе. Личностные результаты: - осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину. | Ориентация на эмоционально-чувственную сферу – отличительная особенность программы «Чувство природы», предполагающей не только познание мира природы через сенсорные каналы восприятия, но и более глубокое понимание жизни природы, «в чувствование», в природу, следование идеалам нравственно-ценностного отношения к природе |
9. | «Наш дом – природа» | Н.А. Рыжова | Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. | Состоит из нескольких блоков, которые связаны между собой по содержанию. В каждом блоке выделены обучающий и воспитывающий компоненты. «Я и природа» «Вода», «Воздух», «Почва», «Солнце», «Растения», «Животные», «Лес»,«Человек и природа» | -выполнять элементарные правила экологически сообразного поведения в природе; - ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); -заботиться о здоровом образе жизни; -осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе; - оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости; - проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям; - выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок; - различать полезные и вредные привычки. | Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. |
10. | «Юный эколог» | Николаева Светлана Николаевна | Цель: формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Задачи: - Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. - Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. – - Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных. - Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. - Показать разные формы взаимодействия человека с природой. | Программа включает две подпрограммы: программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых. Ориентирована на детей 2—7 лет. Состоит из 7 разделов: Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. | личностное развитие ребёнка, формирование ценностных ориентации; самостоятельные наблюдения, постановка опытов, вопросов, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях обсудить их, передать в деятельности (в игре, изобретательной деятельности, в труде по уходу за растениями и животными); сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; дети получили практические знания по охране природы; научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. | Направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой, но по Сан Пинам размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. |
11. | «Планета – наш дом» | Николаева С.Н., Рыжова Н.А., | Цель программы: формировать новую систему духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы. Задачи: Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. | Программа включает восемь тем: «Земля — планета» «Твердь» «Вода» «Воздух» «Цветы» «Насекомые» «Деревья» «Птицы», содержащих 72 занятия. Учебные материалы состоят из трех блоков: учебник-хрестоматия, методика проведения занятий и разрезные листы заставок-иллюстраций по всем темам. | у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым; у детей развит интерес к явлениям и объектам природы; дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы; повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей; создано единое воспитательно — образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. | Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов природы. Экологические знания базируются на привычном детям мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования. |