Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-средств передачи данных,

-информационных ресурсов,

- протоколов взаимодействия,

- аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся (пользователей).

ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовывать права человека на образование и получение информации. Итак, дистанционное обучение – это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Реализация дистанционного обучения базируется на информационных технологиях, обеспечивающих:

- доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения,

- предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала,

- оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Термин дистанционное обучение, как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся.

Дистанционное образование с точки зрения обучения относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения.

Дистанционное образование с точки зрения учения относится к 
самостоятельной работе учащегося при любой форме обучения (в том числе и различных системах самообучения). Дистанционное обучение — это приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.

Дистанционное обучение не является отдельной формой получения образования или формой обучения. Оно доступно как при обучении в образовательной организации, так и вне ее. Традиционно различают три основных вида дистанционного обучения:

1) кейс-технология предполагает комплектацию учебно-методических материалов в специальный набор, кейс, который пересылается обучающемуся для самостоятельного изучения. По мере появления вопросов предполагается периодическое обращение к преподавателям-консультантам посредством традиционных или дистанционных способов;


2) трансляционная технологии (телевизионная или спутниковая) используется реже, она базируется на использовании систем спутникового вещания для доставки обучающемуся учебно-методических материалов;

3) сетевая технология опирается на возможности Интернета и обеспечивает доступ к учебно-методическим материалам, постоянное интерактивное взаимодействие между преподавателем и учащимся, гарантирует постоянный контакте организаторами обучения. 

Если брать за основу классификации тип приобретения и передачи знаний, то можно выделить обучение: 

а) традиционное (разъяснительное/объяснительное), когда содержание о6учения передается через лекции, письменные материалы, электронные образовательные ресурсы;

б) активное (деятельностей), когда обучающийся самостоятельно добывает знания с помощью запросов, поиска и изучения различных источников;

в) интерактивное, когда учащийся строит знания в совместном взаимодействии с другими обучающимися, педагогами и (или) со средствами сети Интернет и компьютерных программ.

г) интерактивное,когда учащийся строит знания в совместном взаимодействии с другими обучающимися, педагогами и (или) со средствами Интернета и компьютерных программ.

Как и всякая специальная форма организации учебно-воспитательного процесса ДО имеет целый ряд специфических особенностей. К их числу обычно относят следующие:

- Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в 
виде лекций, семинаров. Каждый может уделять учебе столько своих ресурсов (временных, финансовых и пр.), сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

- Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

- Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

- Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.



- Асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения преподаватель и обучающийся могут реализовывать технологию обучения независимо друг от друга во времени, т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе, однако в пределах некоторых ограничений.

- Охват. Эту особенность иногда называют также “ массовостью”. Количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

- Рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

- Преподаватель. Речь идет о новой роли преподавателя, когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью электронной почты или других систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

- Обучающийся. Новый смысл подчеркивается самим термином – не обучаемый, а уже обучающийся. Для того чтобы пройти ДО, ему требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

Дополнительно выделим, что в практике образовательных организаций используется система дистанционного обучения (СДО). Систему дистанционного обучения посредством сети Интернет можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации обучающимся посредством Сети; проверку знаний, полученных в рамках курса обучения, конкретным обучающимся, а также организацию постоянного опосредованного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемыми.

Основными подсистемами системы дистанционного обучения являются:

- подсистема учебно-методического обеспечения;


- подсистема технического обеспечения и поддержки;

- организационная подсистема.

Применение облачных технологий при организации электронного и дистанционного обучения.

Первоначально идеи, связанные с облачными технологиями, прозвучали на заре развития сети Интернет. Идеи об использовании удаленных вычислительных мощностей не только для хранения данных, но и средств их обработки, появились в середине 70-х годов, однако вплоть до 90-х годов развитие облачных технологий сдерживалось, что обусловлено относительной неразвитостью сети Интернет, в особенности ввиду низкой пропускной способности каналов. 

Прорыв в области облачных технологий случился в связи с развитием мобильных устройств, равно как и сети Интернет в целом. Следствием этому, облачные технологии ежегодно демонстрируют свое поступательное развитие сообща с ростом масштабов Всемирной сети [5]. Опытные пользователи сети Интернет используют их все чаще в повседневной работе с информационными потоками по причине их безоговорочного удобства, надежности, а также экономии времени при условии наличия постоянного доступа к сети. 

Динамика совершенствования информационных технологий стимулирует развитие системы дистанционного обучения, которая характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения в любое удобное время людям, находящимся в разных странах и имеющим доступ к сети Интернет в удобном для человека ритме познавательной деятельности.

Как и все активно развивающиеся технологии, облачные технологии ввиду своих очевидных преимуществ проникают во все сферы человеческой жизни. Разумеется, в разных областях их внедрение происходит с разной скоростью и с разным уровнем качества. Системы дистанционного обучения (СДО) в свою очередь только начинают принимать и использовать их потенциал. 
Рассмотрим, как облачные технологии могли бы быть интегрированы в систему дистанционного образования. 

Для примера возьмем СДО, описанную М.С. Чвановой и М.В. Храмовой в их монографии «Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей» [6], и посмотрим, где и как можно применить, например, такие сервисы, как Google Drive, Dropbox и Evernote.
Рассмотрим сервис 
«Диск Google» (англ. Google Drive).  «Диск Google» представляет собой облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облачном хранилище и делиться ими с другими пользователями в сети Интернет. После активации заменяет собой «Документы Google» [7]. 

Особенности сервиса: 

– реализована возможность совместного доступа к документам;

– осуществлена поддержка 30 различных форматов для просмотра непосредственно в браузере; 

– есть возможность покупки дополнительного места в облачном хранилище в целях хранения информации (до 16 Tb). 

Сервис «Dropbox». «Dropbox» — это облачное хранилище данных, принадлежащее компании Dropbox Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах компании в облачном хранилище и делиться ими с другими пользователями в сети Интернете по аналогии с вышеупомянутым сервисом «Диск Google». Работа сервиса построена на синхронизации данных. 

Особенностью сервиса является предоставленная разработчиками возможность сохранения истории изменения файлов. 

Сервис «Evernote». «Evernote» является онлайн-сервисом, включающим в себя ряд приложений для различных платформ, предназначенных для сохранения, синхронизации и поиска заметок, в том числе текстовых записей, веб-страниц, списка задач, перечня покупок, фотографий, картинок, адресов электронной почты и т.д. 

Особенности сервиса: 

– автоматизированная синхронизация и доступ к заметкам из «Web», программы на компьютере и с мобильного телефона (Windows Mobile, Windows Phone, iPhone и Android);

– возможность сортировки заметок по категориям тегов; 

– наличие фильтров для быстрого поиска заметок, включая имя, даты, теги, наличие картинки и т.д. При поиске также используется распознавание текста на картинках; 

– букмарклет для создания заметок, сохранения в заметки выделенного текста, Web-страницы целиком, а также создания «попутных» записей прямо из Web-браузера;

– возможность совместного доступа к отдельным блокнотам; 

– возможность ставить гео-метки для заметок, которые позволяют, например, найти заметки, сделанные в определенном радиусе; 

– распознавание печатного и рукописного текста в изображениях для русского, английского, французского и немецкого языков; 

– многофакторный поиск заметок по разным признакам; 

– распознавание и анализ рукописного ввода «цифровыми чернилами» (digital ink); 

– сглаживание текста «цифровых чернил» [10].