Файл: Дисциплина Психология травмы и технологии работы Загрузите результат Индивидуального практического задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Психология травмы и технологии работы
Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,
Выполнил:
слушатель Шнайдер Кристина Александровна
Преподаватель:
Плющева Ольга Александровна
г. Москва - 2023
Случай: Светлана, 39 лет. Учитель начальных классов. Работу свою любит, совершенствуется в профессии, пользуется уважением коллег. Замужем, двое детей. Сын поступил учиться в ВУЗ, дочь заканчивает 11 класс. В семье отношения хорошие, с мужем достраивают дачу, есть мысли о переезде за город. Светлану беспокоили периодические боли в желудке. Она записалась на прием к гастроэнтерологу. Врач заподозрил рак желудка, о чем незамедлительно ей сообщил и направил ее на обследование в другой город в специализированный медицинский центр. В течение недели Светлану обследовали, делали множество болезненных процедур и анализов. Итог: предположение не подтвердилось, у Светланы оказался самый банальный гастрит.
Прошло 4 месяца. Светлана сильно похудела, нарушился сон и аппетит. Стала раздражительной и плаксивой. Работа перестала приносить радость. Невропатолог прописал успокоительные средства, снотворное. Развились панические атаки, периодически возникает ощущение, что не хватает воздуха, появился страх задохнуться и умереть. Приступ снимается прописанной врачом «успокоительной» таблеткой, без которых Светлана не выходит из дома.
-
Опишите, что произошло с человеком в представленном случае, причины возникновения вышеуказанного состояния.
Могу предположить, что информация о смертельных проблемах со здоровьем спровоцировала травматический опыт. Светлана не смогла воспринять сообщение о раке как возможную проблему и приняла её как худший вариант развития событий, заблаговременно окунув себя во все тяжкие процедуры. То есть, процедура обследования, проходящая в медицинском центре, для неё, представлялась как постепенный вынос страшного приговора. Прошу обратить внимание на факт болезненных процедур, который оставит след и на физическом фоне, в виде болевого шока (тело всё помнит – ФГДС или колоноскопия без анестезии). Так же следует отметить сплоченность семьи, которая переживала за будущее своего близкого человека, расспрашивая о всём происходящем и контролируя процесс. Отъезд из родного города – медицинское учреждение – болезненные процедуры – ожидание приговора – страх за будущее – весь этот процесс произошел в течении небольшого промежутка времени, Светлана не успела толком осознать всё происходящее, а организм воспринят данные событие как стрессовые и выбрал решение принять реакцию «ЗАМРИ». Реакция замри – возникает во время всех шоковых эмоций. Женщина не смогла принять слишком интенсивные чувства. Поэтому организм отключил чувствительность, чтобы выжить и не разрушиться. Это нормальная реакция организма, но только в том случае, если она временная.
Светлана на протяжении 4 месяцев находится в состоянии «замораживании» остаточной энергии, которая не нашла выхода и разрядки. Эти остатки энергии оказываются заблокированными в нервной системе. Когда человек оказывается не в состоянии завершить полный процесс «иммобилизации» — входа в состояние «замороженности», пребывания в нем и успешного выхода — начинают развиваться долгосрочные, тревожные симптомы.
Так же хочу отметить, что за пережитую неделю обследования, Светлана потеряла иллюзию контроля над своей жизнью, до этого момента, на её уровне она была успешной и счастливой женщиной, которая не сталкивалась с подобной ситуацией, тем самым спокойно контролировала свою жизнь.
Вывод: предположительный смертельный диагноз ослабил Светлану, а травматический опыт (пребывание в стационаре) – нанёс психологическую травму.
-
Предположите, какой «диагноз» ближе к данной проблеме, в чём особенности травматической диссоциации, если на это есть указания. Аргументируйте свой ответ.
Диагноз – посттравматическое стрессовое расстройство. Данный диагноз сопровождается ощущением постоянной, неконтролируемой тревогой, которая может привести к паническим атакам. Эмоционально неустойчивые люди:
- нарушение сна
- пищевое расстройство, потеря массы тела
- эмоциональная нестабильность: раздражительность, плаксивость
- навязчивые воспоминания, приводящие страдания в теле: сжатие грудной клетки, проблемы с дыханием, панические атаки.
-
Укажите основные мишени психологического воздействия в данном случае, особенности и риски психологической работы. Если вам не хватает каких-то данных в описании ситуации – отметьте это.
-
Выслушать клиента -
Помогаем клиенту осознать свои чувства и переживания. Опора на себя и внутренние ресурсы. -
Самооценка –потеря баланса и контроля жизни -
Переключить внимание на внешние опоры: семью (муж, дети), друзья, работа, хобби -
Проработка телесных проявлений. Восстановить связь с телом.
4. Составьте план работы с человеком: как бы вы работали с ним, если бы он был вашим клиентом. Отдельно укажите особенности и риски психологической работы в конкретном случае.
-
Проявление эмпатии и сочувствия со стороны консультанта. Позволяем выговориться клиенту, внимательно слушаем. -
Необходимо обсудить с клиентом о обращении к психиатру, так как у Светланы ярко проявляются все признаки Посттравматического стрессового расстройства. В данной ситуации необходимо работать в паре, тогда будет положительный эффект. Психиатр купирует физическое проявление, а психолог – проработает саму причину её состояния. -
Следующий этап – проработка переживаний в теле. Необходимо научить клиента понимать и отслеживать как её эмоции и чувства отражаются на состоянии тела. -
Проработка потери контроля жизни, объяснить, что это нормальное явление. Контроль всего вокруг себя и стабильность – это иллюзионные представления о своих возможностях. Помочь клиенту найти опору внутри себя. -
На следующем этапе необходимо подключить медитации, направленные на снижение тревоги, дыхательные упражнения, фокус на тело. дать техники при панических атаках: контроль на дыхании, переключение на пространство вокруг себя, описание предметов и т.д.) -
Последний этап (после положительных результатов предыдущих этапов) – восстановление самооценки, построение личных границ. Для придания уверенности на пути к выздоровлению.
5. Определите, каким может быть прогноз психологической работы в этом случае, от каких факторов он зависит.
Если Светлана будет серьезно работать над своей проблемой, и понимать, что только она несет ответственность за свою жизнь – то её ожидает положительная динамика развития выздоровления. Так же, необходимо принимать медикаментозные назначения второго специалиста (психиатра). Тем самым Светлана сможет принять новый опыт, получит более устойчивое состояние и адаптироваться к новой жизнь.
Но следует отметить, что могут возникнуть трудности с возвратом ответственности за своё состояние. Необходимо подобрать более щадящий способ донесения информации, чтоб не усугубить ситуацию.