Файл: Трахтенброт, Б. А. Алгоритмы и вычислительные автоматы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

него столбца), получим следующий простой путь, ведущий от А к F:

АВ,

ВС,

CD,

DF.

П р и м е р 2. Если

же

поиск

начинается с площадки

/С, то процесс поиска можно изобразить в схеме, представ­

ленной в табл.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Порядко­

Каким

признаком

 

 

Пройден­

Цвет

коридо­

вый номер

руководствуется

Ход

ный ко­

ра

после

хода

Тез ell

 

 

 

ридор

прохождения

1

Зеленая

улица

Разматывание

 

KN

Желтый

2

То

же

 

 

 

NL

 

»

 

3

 

 

 

»

 

 

LM

 

»

 

4

 

»

»

 

 

MN

 

»

 

5

Петля

Наматывание

 

NM

Красный

6

Пятый

случай

»

 

 

ML

 

»

 

7

То

же

»

 

 

LN

 

»

 

8

 

»

 

 

 

 

мк

 

 

 

9

Ариална

Остановка

 

 

 

 

 

Мы видим, что в этом случае Минотавр

недостижим.

 

3.3.

Обоснование алгоритма

поиска.

Перейдем

теперь

к доказательству

утверждений

1—3.

 

 

 

 

 

Доказательство утверждения

1. Покажем

сначала

ме­

тодом индукции по числу ходов Тезея , что на любом этапе процесса поиска возникает следующая альтернатива (т. е. имеет место один из следующих двух случаев, взаимно исключающих друг друга);

а) в лабиринте нет желтых коридоров; при этом Тезей находится на площадке А (Ариадны);

б) в лабиринте имеются желтые коридоры, причем они, будучи рассмотрены в том порядке, в каком они были найде­ ны Тезеем, образуют путь, ведущий от А до площадки, на которой находится Тезей.

Вместе с тем будет обнаружено, что Тезей никогда не проходит по красному коридору.

Высказанные положения являются очевидными для на­ чала процесса, когда Тезей еще находится на площадке А и никакой коридор еще не пройден (все коридоры — зеле­ ные). Предположим теперь, что указанные альтернативы справедливы после (п — 1)-го хода, и покажем, что тогда они справедливы и после /г-го хода (разумеется, если толь­ ко (п — 1)-й ход еще не привел к остановке).

29



Пусть после (п 1)-го хода имеет место случай а. Тогда очередной ход может быть либо продвижением по зеленому коридору от А до некоторой смежной площадки К (после п-го хода возникает случай б с единственным желтым кори­

дором

АК),

либо остановкой на площадке А

(после

п-го

хода сохраняется случай а).

 

 

 

Допустим теперь, что после (п — 1)-го хода имеет место

случай

б с

s желтыми

коридорами,

образующими

путь

ААЪ АХА2,

Ац-хК- В зависимости

от того,

каким

при­

знаком

руководствуется

Тезей при

выборе

очередного

п-го хода, после п-го хода имеются следующие возможно­ сти:

1.

Минотавр. Происходит

остановка на площадке /(

с сохранением прежних желтых

коридоров (случай б после

п-го

хода).

 

2.Петля. Тезей наматывает нить, т. е. отступает по жел­

тому коридору КА„-г, который теперь уже становится красным. Желтый путь укорачивается па один коридор; если число s коридоров в прежнем пути было больше 1, то после п-го хода будет иметь место случай б с (s — 1) желты­ ми коридорами; если же s = 1, то будет иметь место слу­ чай а.

3.Зеленая улица. Тезей разматывает нить, т. е. продви­ гается по зеленому коридору, который теперь уже становит­ ся желтым. Имеет место случай б с s + 1 желтым коридо­ ром.

4.Ариадна. Этим признаком Тезей не будет руководст­ воваться, ибо если он даже и вернется на площадку Ариад­

ны,

идя по желтому пути АА

AiA2,

Л5_1 /< (т. е. если

К =

А),

то в соответствии с принятым

методом поиска он

должен

руководствоваться признаком

петля.

5. При отсутствии первых

четырех

признаков происхо­

дит наматывание нити, которое приводит так же, как и в слу­ чае петли, к случаю а (при s = 1) или к случаю б (при s > 1).

Таким образом, полностью установлена упомянутая вы­ ше альтернатива, а также выяснено, что по каждому кори­ дору Тезей проходит не более двух раз (по красному он ни­ когда не проходит). Поскольку, кроме того, число всех ко­ ридоров в лабиринте конечно, то и последовательность хо­ дов должна быть конечной; но эта последовательность мо­ жет оборваться только при остановке Тезея на площадке Минотавра или на площадке Ариадны.

Доказательство утверждения 2. В случае остановки на площадке Минотавра факт достижимости очевиден, причем

30


нить Ариадны протянута вдоль желтого пути, существова­ ние которого было установлено выше. Отсутствие петель в нити обеспечивается тем, что каждый раз, когда в процес­ се блуждания Тезей обнаруживает петлю, он возвращается обратно и тем самым ликвидирует ее.

Доказательство утверждения 3. Заметим, что в случае остановки на площадке Ариадны

1) каждый коридор лабиринта либо пройден дважды (красный коридор), либо ни разу не пройден (зеленый кори­ дор); иными словами, нить полностью намотана (желтых коридоров в лабиринте нет)*»;

2) все коридоры, выходящие из Л, являются красными, ибо в соответствии с принятым соглашением признак Ариадна учитывается лишь в том случае, когда предшест­ вующие ему в схеме три признака, среди которых и зеленая

улица,

не имеют

места.

 

Предположим теперь от противного, что Минотавр до­

стижим

и пусть

Л Л И Л И 2 ,

А„М — путь, ведущий от

Л к М. Первый коридор в этом пути является красным, ибо он выходит из Л, последний же является зеленым, ибо Те­

зей

в своих поисках до

Минотавра

не добрался. Пусть

AtAi+x

— первый зеленый

коридор в

этой последователь­

ности. Таким образом, к At

примыкают зеленые и красные

коридоры. Рассмотрим теперь последнее прохождение Тезея через площадку Л; ; оно, очевидно, произошло по одно­

му из красных коридоров,

примыкающих

к At, и

могло

быть только наматыванием

нити, ибо оно было уже

п о в ­

т о р н ы м прохождением

по коридору.

Следовательно,

оно было вызвано либо наличием петли, либо пятым случаем, т. е. отсутствием всех четырех признаков. Однако послед­

него быть не может, ибо из Лг

выходит зеленый

коридор

Л г Л , + 1 . Поэтому приходится

допустить, что

последнее

прохождение через Ai было связано с обнаружением петли. Однако это немедленно приводит к противоречию, чем и завершается доказательство утверждения 3. Именно, если бы в Л; была обнаружена петля, то это означало бы, что из нее выходят по крайней мере два желтых коридора. Сде­ лав свой очередной ход, Тезей превратил бы один из этих желтых коридоров в красный, оставшийся же желтый кори­ дор должен быть обязательно пройден впоследствии повтор­

но, ибо желтых

коридоров не должно оставаться; тогда же

будет

пройдена

еще

раз

площадка At. Это противоречит

*)

Доказательство

этих

фактов предоставляется читателю.

31


допущению, что рассматривается последнее прохождение

через Аг.

Сделаем теперь следующее замечание. В предложенном нами предписании для поиска пути допускается известный элемент случайности. Именно, при условии зеленая улица очередной ход не определен однозначно, поскольку с дан­ ной площадки могут оказаться выходы в несколько зеленых коридоров, а наше предписание не предусматривает, ка­ кой из них нужно выбрать, точнее — оно допускает произ­ вольный случайный выбор одного из них. Тем самым нару­ шается свойство детерминированности, о котором в § 1 говорилось, что оно присуще всем алгоритмам. Этот элемент случайности можно было бы, однако, легко устранить (и тем самым превратить рассмотренное предписание в алго­ ритм) хотя бы соглашением о том, что при наличии несколь­ ких зеленых коридоров выбирается коридор по некоторому правилу; например, выйдя иа площадку, Тезей начинает ее обходить по часовой стрелке до появления первого зеле­ ного коридора и далее идет по нему. Рассмотрение таких предписаний, в которых заранее предусматриваются акты случайного выбора, представляет большой теоретический и практический интерес, особенно в современной теории игр и ее применениях к вопросам экономики.

Именно такого рода предписания дают «наилучшие» (в определенном смысле) стратегии для широкого класса игр, в которых выборы очередных ходов осуществляются не только решениями игроков, но и механизмом случайного выбора. Такие предписания представляют собой непосред­ ственное обобщение алгоритма, описанного в предыдущем параграфе, применительно к играм без случайных выборов. Однако мы не будем касаться этого вопроса и не будем при­ числять к алгоритмам предписания, предусматривающие акты случайного выбора. Строгая детерминированность алгоритма и однозначность протекания процесса, предпи­ санного им, являются существенной его чертой.

Возвращаясь к предложенному алгоритму поиска (пос­ ле устранения элемента случайности), следует отметить, что для лабиринтов более частного вида можно указать и более простые методы поиска. Вместе с тем вполне есте­ ственно полагать, что в общем случае, когда алгоритм дол­ жен быть пригодным для любого произвольного лабиринта, он не может быть ни чем иным, как некоторым видом пере­ бора вариантов. Поэтому вряд ли можно надеяться на соз­ дание более простого алгоритма, чем предложенный нами.

32