Файл: Трахтенброт, Б. А. Алгоритмы и вычислительные автоматы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
него столбца), получим следующий простой путь, ведущий от А к F:
АВ, |
ВС, |
CD, |
DF. |
П р и м е р 2. Если |
же |
поиск |
начинается с площадки |
/С, то процесс поиска можно изобразить в схеме, представ
ленной в табл. |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
||
Порядко |
Каким |
признаком |
|
|
Пройден |
Цвет |
коридо |
|||
вый номер |
руководствуется |
Ход |
ный ко |
ра |
после |
|||||
хода |
Тез ell |
|
|
|
ридор |
прохождения |
||||
1 |
Зеленая |
улица |
Разматывание |
|
KN |
Желтый |
||||
2 |
То |
же |
|
|
|
NL |
|
» |
|
|
3 |
|
|
|
» |
|
|
LM |
|
» |
|
4 |
|
» |
» |
|
|
MN |
|
» |
|
|
5 |
Петля |
Наматывание |
|
NM |
Красный |
|||||
6 |
Пятый |
случай |
» |
|
|
ML |
|
» |
|
|
7 |
То |
же |
» |
|
|
LN |
|
» |
|
|
8 |
|
» |
|
|
|
|
мк |
|
|
|
9 |
Ариална |
Остановка |
|
|
|
|
|
|||
Мы видим, что в этом случае Минотавр |
недостижим. |
|
||||||||
3.3. |
Обоснование алгоритма |
поиска. |
Перейдем |
теперь |
||||||
к доказательству |
утверждений |
1—3. |
|
|
|
|
|
|||
Доказательство утверждения |
1. Покажем |
сначала |
ме |
тодом индукции по числу ходов Тезея , что на любом этапе процесса поиска возникает следующая альтернатива (т. е. имеет место один из следующих двух случаев, взаимно исключающих друг друга);
а) в лабиринте нет желтых коридоров; при этом Тезей находится на площадке А (Ариадны);
б) в лабиринте имеются желтые коридоры, причем они, будучи рассмотрены в том порядке, в каком они были найде ны Тезеем, образуют путь, ведущий от А до площадки, на которой находится Тезей.
Вместе с тем будет обнаружено, что Тезей никогда не проходит по красному коридору.
Высказанные положения являются очевидными для на чала процесса, когда Тезей еще находится на площадке А и никакой коридор еще не пройден (все коридоры — зеле ные). Предположим теперь, что указанные альтернативы справедливы после (п — 1)-го хода, и покажем, что тогда они справедливы и после /г-го хода (разумеется, если толь ко (п — 1)-й ход еще не привел к остановке).
29
Пусть после (п — 1)-го хода имеет место случай а. Тогда очередной ход может быть либо продвижением по зеленому коридору от А до некоторой смежной площадки К (после п-го хода возникает случай б с единственным желтым кори
дором |
АК), |
либо остановкой на площадке А |
(после |
п-го |
||
хода сохраняется случай а). |
|
|
|
|||
Допустим теперь, что после (п — 1)-го хода имеет место |
||||||
случай |
б с |
s желтыми |
коридорами, |
образующими |
путь |
|
ААЪ АХА2, |
Ац-хК- В зависимости |
от того, |
каким |
при |
||
знаком |
руководствуется |
Тезей при |
выборе |
очередного |
п-го хода, после п-го хода имеются следующие возможно сти:
1. |
Минотавр. Происходит |
остановка на площадке /( |
с сохранением прежних желтых |
коридоров (случай б после |
|
п-го |
хода). |
|
2.Петля. Тезей наматывает нить, т. е. отступает по жел
тому коридору КА„-г, который теперь уже становится красным. Желтый путь укорачивается па один коридор; если число s коридоров в прежнем пути было больше 1, то после п-го хода будет иметь место случай б с (s — 1) желты ми коридорами; если же s = 1, то будет иметь место слу чай а.
3.Зеленая улица. Тезей разматывает нить, т. е. продви гается по зеленому коридору, который теперь уже становит ся желтым. Имеет место случай б с s + 1 желтым коридо ром.
4.Ариадна. Этим признаком Тезей не будет руководст воваться, ибо если он даже и вернется на площадку Ариад
ны, |
идя по желтому пути АА1У |
AiA2, |
Л5_1 /< (т. е. если |
|
К = |
А), |
то в соответствии с принятым |
методом поиска он |
|
должен |
руководствоваться признаком |
петля. |
||
5. При отсутствии первых |
четырех |
признаков происхо |
дит наматывание нити, которое приводит так же, как и в слу чае петли, к случаю а (при s = 1) или к случаю б (при s > 1).
Таким образом, полностью установлена упомянутая вы ше альтернатива, а также выяснено, что по каждому кори дору Тезей проходит не более двух раз (по красному он ни когда не проходит). Поскольку, кроме того, число всех ко ридоров в лабиринте конечно, то и последовательность хо дов должна быть конечной; но эта последовательность мо жет оборваться только при остановке Тезея на площадке Минотавра или на площадке Ариадны.
Доказательство утверждения 2. В случае остановки на площадке Минотавра факт достижимости очевиден, причем
30
нить Ариадны протянута вдоль желтого пути, существова ние которого было установлено выше. Отсутствие петель в нити обеспечивается тем, что каждый раз, когда в процес се блуждания Тезей обнаруживает петлю, он возвращается обратно и тем самым ликвидирует ее.
Доказательство утверждения 3. Заметим, что в случае остановки на площадке Ариадны
1) каждый коридор лабиринта либо пройден дважды (красный коридор), либо ни разу не пройден (зеленый кори дор); иными словами, нить полностью намотана (желтых коридоров в лабиринте нет)*»;
2) все коридоры, выходящие из Л, являются красными, ибо в соответствии с принятым соглашением признак Ариадна учитывается лишь в том случае, когда предшест вующие ему в схеме три признака, среди которых и зеленая
улица, |
не имеют |
места. |
|
Предположим теперь от противного, что Минотавр до |
|||
стижим |
и пусть |
Л Л И Л И 2 , |
А„М — путь, ведущий от |
Л к М. Первый коридор в этом пути является красным, ибо он выходит из Л, последний же является зеленым, ибо Те
зей |
в своих поисках до |
Минотавра |
не добрался. Пусть |
AtAi+x |
— первый зеленый |
коридор в |
этой последователь |
ности. Таким образом, к At |
примыкают зеленые и красные |
коридоры. Рассмотрим теперь последнее прохождение Тезея через площадку Л; ; оно, очевидно, произошло по одно
му из красных коридоров, |
примыкающих |
к At, и |
могло |
быть только наматыванием |
нити, ибо оно было уже |
п о в |
|
т о р н ы м прохождением |
по коридору. |
Следовательно, |
оно было вызвано либо наличием петли, либо пятым случаем, т. е. отсутствием всех четырех признаков. Однако послед
него быть не может, ибо из Лг |
выходит зеленый |
коридор |
Л г Л , + 1 . Поэтому приходится |
допустить, что |
последнее |
прохождение через Ai было связано с обнаружением петли. Однако это немедленно приводит к противоречию, чем и завершается доказательство утверждения 3. Именно, если бы в Л; была обнаружена петля, то это означало бы, что из нее выходят по крайней мере два желтых коридора. Сде лав свой очередной ход, Тезей превратил бы один из этих желтых коридоров в красный, оставшийся же желтый кори дор должен быть обязательно пройден впоследствии повтор
но, ибо желтых |
коридоров не должно оставаться; тогда же |
|||
будет |
пройдена |
еще |
раз |
площадка At. Это противоречит |
*) |
Доказательство |
этих |
фактов предоставляется читателю. |
31
допущению, что рассматривается последнее прохождение
через Аг.
Сделаем теперь следующее замечание. В предложенном нами предписании для поиска пути допускается известный элемент случайности. Именно, при условии зеленая улица очередной ход не определен однозначно, поскольку с дан ной площадки могут оказаться выходы в несколько зеленых коридоров, а наше предписание не предусматривает, ка кой из них нужно выбрать, точнее — оно допускает произ вольный случайный выбор одного из них. Тем самым нару шается свойство детерминированности, о котором в § 1 говорилось, что оно присуще всем алгоритмам. Этот элемент случайности можно было бы, однако, легко устранить (и тем самым превратить рассмотренное предписание в алго ритм) хотя бы соглашением о том, что при наличии несколь ких зеленых коридоров выбирается коридор по некоторому правилу; например, выйдя иа площадку, Тезей начинает ее обходить по часовой стрелке до появления первого зеле ного коридора и далее идет по нему. Рассмотрение таких предписаний, в которых заранее предусматриваются акты случайного выбора, представляет большой теоретический и практический интерес, особенно в современной теории игр и ее применениях к вопросам экономики.
Именно такого рода предписания дают «наилучшие» (в определенном смысле) стратегии для широкого класса игр, в которых выборы очередных ходов осуществляются не только решениями игроков, но и механизмом случайного выбора. Такие предписания представляют собой непосред ственное обобщение алгоритма, описанного в предыдущем параграфе, применительно к играм без случайных выборов. Однако мы не будем касаться этого вопроса и не будем при числять к алгоритмам предписания, предусматривающие акты случайного выбора. Строгая детерминированность алгоритма и однозначность протекания процесса, предпи санного им, являются существенной его чертой.
Возвращаясь к предложенному алгоритму поиска (пос ле устранения элемента случайности), следует отметить, что для лабиринтов более частного вида можно указать и более простые методы поиска. Вместе с тем вполне есте ственно полагать, что в общем случае, когда алгоритм дол жен быть пригодным для любого произвольного лабиринта, он не может быть ни чем иным, как некоторым видом пере бора вариантов. Поэтому вряд ли можно надеяться на соз дание более простого алгоритма, чем предложенный нами.
32