Файл: Жаров, А. П. Предупреждение аварий подшипников паровых турбин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
зервных бачков. Максимальная температура баббита была зарегистрирована у заднего подшипника турбины (97 °С). По мере снижения скорости вращения темпера тура понижалась и к моменту остановки ротора была несколько выше 70 °С. Во время прохождения критиче-
Рис. 16. Результаты испытаний аварийного масло-
снабжения на турбине фирмы Сименс—Шуккерт мощностью 6 Мет.
|
— скорости вращения при выбеге; |
|
— тем‘ |
||||
пературы баббита подшипника № 2. Индексы |
соответ |
||||||
ствуют: 0 — нормальной остановке; |
I — остановке |
без |
|||||
пуска |
АМН; I I —остановке с |
отключением |
ГМН |
при |
|||
2 400 |
об!мин и срыве |
вакуума; |
III — остановке |
с отклю |
|||
чением ГМН при |
3 000 об/мин,и |
срыве |
вакуума. |
|
ской скорости вращения наблюдалась повышенная ви- б]рация агрегата. Проведенная после испытаний ревизия подшипников показала вполне удовлетворительное со стояние их рабочих поверхностей.
Результаты испытаний показали, что, используя для смазки подшипников во время выбега небольшие объе мы масла, можно обеспечивать безаварийную остановку турбоагрегатов средней мощности без подачи масла от насосов.
6J Опыты на турбине К-100-90
Переход к созданию аналогичных противоаварийных средств для турбин большой мощности потребовал новых экспериментальных данных о способности больших и тяжелонагруженных подшипников удовлетворительно работать в условиях резко ограниченной подачи
89
смазки. С этой целью на стенде была предпринята попытка ими тации подобных условий за счет соответствующего увеличения ско рости вращения вала. Вполне понятно, что такой метод не позволял получить достаточно надежные данные. Увеличение скорости вра щения вала при неизменной величине нагрузки на подшипник по вышает несущую способность смазочного слоя и одновременно понижает нагруженность подшипника. К этому добавляется большая разница поведения в динамике легкого вала стенда по сравнению с тяжелым ротором турбоагрегата. Бесспорно, отмеченное существен но облегчает условия работы опытного подшипника. Однако прин ципиальные вопросы и при таком методе подобия могли пройти предварительную проверку, что позволило судить о пригодности разработанного мероприятия для мощных турбин.
Практическая проверка противоаварийных методов проводилась на турбине К-100-90 во время пусковых испытаний на стенде ХТГЗ [Л. 7]. Двухцилиндровая па ровая турбина К-100-90 имеет четыре подшипника, один из которых выполнен комбинированным с упорным. Диаметр шейки вала у переднего подшипника равен 300 мм, у всех остальных —420 мм.
Резервные бачки были выполнены выносными с объ емами 65—85 л. Подвод масла из бачков во вкладыши выполнен через сливные отверстия. Дозировка подачи масла осуществлялась с помощью протарированных сливных трубок. Остановки турбоагрегата с прекраще нием подачи масла из системы смазки проводились с постепенно повышающегося исходного уровня скорости вращения ротора (с 500 до 3 000 об/мин). На время опы тов подача масла в подшипники прекращалась закры тием задвижки на маслопроводе. Результаты заключи тельного эксперимента представлены на рис. 17. Режим, предшествовавший началу опыта, был следующий: ва куум за турбиной 720 мм рт. ст., температура масла перед подшипниками 43 °С, вибрация подшипников 100 мкм. Опыт проводился без срыва вакуума. При пре кращении подачи масла в подшипники температура баб битовых заливок стала резко повышаться и к 5-й мин достигла 95 °С. В дальнейшем температура медленно понижалась и к моменту остановки ротора достигла 72— 75 °С. Выбег продолжался около 35 мин вместо 26 мин при нормальной смазке.
В ходе этих испытаний были установлены важные факторы, существенно влияющие на надежность работы подшипников при ограниченной подаче смазки.В первую очередь необходимо обеспечить расчетную дозировку по дачи масла из резервного объема, что зависит не только
90
от поверочной тарировки дозирующей трубки, но и от пропускной способности всего тракта аварийной подачи масла. В противном случае несоответствие указанных факторов может самым серьезным образом повлиять на
работу |
подшипника в ее |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
наиболее |
|
напряженной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
стадии. |
Обнаруженное су |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
щественное |
|
отличие |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
начальной |
стадии |
слива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
масла |
из резервных объ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
емов от расчетных проис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ходило из-за местных со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
противлений |
подводящих |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
линий, которые лимити |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ровали расход масла |
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
сливе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не менее существенно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
влияет на надежность ра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
боты |
подшипника |
и сам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
способ |
подвода |
масла к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
началу |
несущего |
слоя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Было |
установлено, |
|
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
при |
ограниченной подаче |
|
О |
10 |
20 |
30mllh |
|
||||||||
смазки |
надежная |
работа |
|
|
|||||||||||
подшипника |
обеспечива |
Рис. |
17. Результаты |
испытаний |
|||||||||||
ется только в том случае, |
|||||||||||||||
если |
подаваемое |
|
масло |
аварийного |
маслоснабжения |
па |
|||||||||
|
турбине мощностью 100 Мет при |
||||||||||||||
равномерно |
|
распределя |
остановке (с 3 000 |
об/мин). |
|
||||||||||
ется |
по всей |
длине |
вкла |
п — скорость |
вращения |
при |
выбеге |
во |
|||||||
дыша. Подача масла к на |
время опыта; |
п' — скорость |
вращения |
||||||||||||
при |
выбеге |
с нормальной |
смазкой; |
||||||||||||
чалу смазочного слоя че |
£>. h — температуры баббита вклады |
||||||||||||||
шей |
опорных |
подшипников |
№ |
2 и |
3; |
||||||||||
рез |
ряд отверстий, |
вы |
У2, |
Уз — количества |
масла |
в |
резерв |
||||||||
полненных |
в холодильни |
ных |
бачках |
подшипников |
№ |
2 и |
3; |
||||||||
|
т — время |
выбега. |
|
|
|
||||||||||
ке вкладыша, при высокой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
окружной |
скорости |
|
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
водила к разрыву несущего слоя в пространстве между подводящими отверстиями. При равномерном распреде лении смазки по всей длине подшипника последний ра
ботал нормально |
с меньшими подачами |
смазки, чем |
в рассмотренном |
варианте. Равномерное |
растекание |
аварийного масла по длине подшипника обеспечивается, когда масло поступает в канавку, выполненную в разъе ме вкладыша, откуда оно попадает в зазор, переливаясь через выступ.
91
Весь накопленный опыт экспериментальных и теоре тических исследований в области ограниченной смазки подшипников был использован для проектирования противоаварийных средств турбоагрегатов К-300-240.
в) Опыты на турбоагрегатах К-300-240— ТГВ-300
Исследования системы аварийного маслоснабжения турбоагрегатов К-300-240 проводились на машинах харь ковского производства (ХТГЗ — «Электротяжмаш»). Пер вые испытания были проведены в 1965 г. на Приднепров ской ГРЭС.
Одновальный турбогенератор мощностью 300 Мет состоит из трехкорпусной паровой турбины и генератора типа ТГВ-300. Турбина
рассчитана на |
параметры |
свежего |
пара р=240 кгс/см2, ^=565 °С и |
|||
промежуточный |
перегрев |
пара |
до |
565 °С. Каждый |
из трех роторов |
|
турбины имеет |
следующую |
массу: РВД — 9,5 |
т, |
РСД — 31,7 т, |
||
РНД — 31,6 г. Масса ротора |
генератора равна 60 |
т. Возбуждение |
||||
генератора — постороннее. |
|
|
|
|
|
|
Турбина имеет пять опорных подшипников и один упорный; ге |
||||||
нератор — два |
опорных подшипника. Передний подшипник турбины |
меньше остальных по размерам. Диаметр его расточки 300 мм, рабо чая длина 240 мм, удельная нагрузка 7,75 кгс/см2.Остальные под шипники турбины имеют следующие размеры: Д=420 мм; L—332мм, удельная их нагрузка находится в пределах 10,8— 13,5 кгс/см2.
Шейки вала генератора имеют диаметр 450 мм. Рабочая длина вкладышей равна 410 мм. Удельная нагрузка подшипников генера тора больше, чем подшипников турбины. Она равна 16,25 кгс/см2. Все вкладыши агрегата выполнены со сферическими самоустанавливающимися опорными поверхностями.
Упорный подшипник турбины выделен как самостоятельный под шипник. Он имеет для колодок выравнивающую рычажную систему подобную Кингсберри. На каждой стороне упорного диска рас положено по 10 колодок. Внешний диаметр упорного диска 540 мм. В соответствии с ранее проведенными расчетами и испытаниями аварийного маслоснабжения на турбине К-100-90 для подшипников турбогенераторов К-300-240 — ТГВ-300 были приняты следующие величины резервных объемов масла: подшипник № 1—83 л; подшип
ник № 2—140 л\ упорный |
подшипник— 120 л; подшипники № 3, 4 |
|
и 5—по 200 л на каждый; |
подшипники № 6 |
и 7—по 500 л. Все ре |
зервные бачки оснащены рассчитанными и |
протарированными до |
|
зирующими трубками. |
|
|
Для контроля температуры подшипников в баббито вые заливки всех опорных вкладышей и упорных колодок были введены термопары.
В опорные подшипники термопары вводились в ниж ние половины вкладышей со сдвигом от вертикальной оси на 5—6° в сторону вращения. От торцов вкладышей термопары располагались на расстоянии 30—40 мм. Го-
92