Файл: Коломников, В. П. Динамика объемов и продолжительности производства продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
(НИИНАВТОПРОМ)
/« Экономика автомобилестроения |
N ЛК (529.113.002:658.5 |
В.П. КОЛОМНИКОВ. Е.Г. ЯКОВЕНКО,
Е.Я. ФИЛИПЦЕВА
ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ
И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
Москва 1973
В работе рассматриваются вопросы экономического про гнозирования продолжительности выпуска новой продукции, начиная от изготовления первой ее партии и кончая снятием
еес производства.
Вработе изложены общие принципы расчета ожидаемых объемов выпуска новой продукции по отдельным фазам осво ения производства. Большое место в ней занимают расчеты экономических циклов производства новой продукции с помомащью экономико-математических методов и ЭВМ. Одновре менно с этим в книге приводятся обобщенные результаты расчета экономических циклов жизни по отдельным моделям автомобилей и станков.
Широко освещается отечественный и зарубежный опыт экономического прогнозирования развития производства.
Особая значимость работы состоит в том, что в ней да
конкретных примерах рассмотрены общие методологические и практические принципы построения долгосрочного плана технического совершенствования производства и выпускае мой продукции.
Изложены оригинальные методы, показывающие пути ре шения указанной проблемы в научном, методическом и праь-
тическом аспектах.
Книга рассчитана на широкий круг читателей - инженеров, экономистов, хозяйственных руководителей, проектировщиков и специалистов по АСУП.
Рецензенты: д-р эконом, наук Д. ЛЬВОВ, канд. эконом, наук Е. ПОГРЕБНОЙ
Ответственный редактор - д-р эконом, наук А,А. МОДИН
©Научно-исследовательский институт информации
автомобильной промышленности (НИИНавтопром), 1974 г.
Г*с. публичная |
|
<4 ? _ |
кучно - техиь .е кая |
|
|
библиотек* о о ы " |
|
|
экземпляр |
|
|
ГИТ^ЛЬНОГо ЗАЛА |
J |
3 W |
|
' Ч Ч & в в д
П Р Е Д И С Л О В И Е
Под экономическим никлом производства или, как это часто называют, циклом жизни изделия понимается экономически оправданный период его выпуска. Важ ность исследования экономически обоснованных циклов производства новой продукции определяется рядом причин, среди которых можно отметить следующие:
рост благосостояния советского народа и вызы ваемое им расширение объема и совершенствования структуры конечного потребления;
высокие темпы реализации научно-технических достижений в производстве, деформирующие старые потребности и воздействующие на формирование новых потребностей;
сложность перестройки производства на выпуск новой продукции, в особенности продукции планового применения (длительные циклы освоения производст венных мощностей, ухудшение технико-экономических показателей работы предприятия в период освоения, трудности материально-технического снабжения и т .д .);
усиление конкурентной борьбы на мировом рынке машиностроения, существенное повышение требований к техническому уровню и качеству продукции.
Кроме того, надо учитывать огромную неопреде ленность будущей конъюнктуры рынка машиностроения, зависящую от направлений и масштабов развития науки и техники.
Все это подчеркивает необходимость усиления вни мания к методологии и методике долгосрочного плани рования развития машиностроения. При этом на первый план выдвигаются вопросы экономического прогнозиро-
- 3 -
вания масштабов и темпов производства продукции, сроков смены объектов производства и длительности их выпуска.
Особое место в обшей системе экономического прогнозирования циклов жизни изделий занимает про гноз динамики темпов прироста выпуска продукции в отдельные календарные отрезки времени, начиная от первого года освоения и кончая годом снятия продукции с производства.
Учет такой динамики позволяет обосновать систе му планирования и управления производством в период освоения и отлаженного серийного выпуска новой продукции и своевременно разработать соответствую щие организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание производственной системы в режиме ускоренных темпов освоения производственных мощ ностей.
Цель данной работы - изучить сущность и содер жание процессов циклической смены одних изделий другими, разработать экономико-математические ме тоды и модели, позволяющие аналитически описать закономерность их изменений и, наконец, показать возможности использования методологии и методики экономического прогнозирования жизни изделий в прак
тике долгосрочного |
и среднесрочного планирования. |
"Важность постановки и решения этих задач обу |
|
словливается тем, |
что в нынешних условиях, наряду |
с экономическими |
возможностями, быстро возрастают и |
и те требования, которые предъявляет общество к экономике ... Высокий уровень развития народного хо зяйства, достигнутый страной, имеет и еще одно важ ное следствие: серьезно повышаются требования к пла нированию, управлению, методам хозяйственной рабо ты. Усиливается взаимозависимость всех звеньев экономики, что повышает значение перспективного планирования. . . " х.
х Материалы ХХ1У съезда КПСС. М ., Политиздат,
1971, стр. 38 -39.
- 4 -
Предлагаемая методология прогнозирования циклов жизни изделий основывается на исследованиях совет ских и зарубежных экономистов, нашедших отражение в последних публикациях. В их числе особое место занимают работы Н.П. Федоренко, Д.М . Гвишиани, А .А . Модина, И.М. Разумова, Н.И. Грузнова, С.М . Ви
шнева, В. Романа, К. Брокхофа, Г.Л. Эрбена, X. Глясса и др.
Одновременно с этим исследование циклов жизни изделий, предпринятое в данной работе,отражает и опыт, накопленный в отдельных отраслях машинострое ния по планированию и прогнозированию развития про изводства. Прежде всего большой научный и практичес кий интерес представляет опыт таких ведущих отрас лей машиностроения, как автомобильная промышлен ность и станкостроение. Во многом эти отрасли схожи. Для процесса перехода на новый вид продукции в этих отраслях характерны одни и те же моменты или фак торы. Но вместе с тем, освоение новой продукции в автомобилестроении имеет существенные отличия от процесса освоения новой продукции в станкостроении. Поэтому в данной работе авторы прежде всего попы тались отразить все то общее, что характеризует сложный процесс освоения и развертывания серийного выпуска новой продукции в машиностроении в целом. Именно эти общие закономерности определяют в ко нечном счете методологию экономического прогно зирования жизни изделий. Но эта методология была бы далеко не полной, если бы она наряду с общими мо ментами не отражала специфики отдельных отраслей.
И в этом отношении особый интерес для практиков должен представлять опыт освоения и развертывания серийного выпуска новой продукции, подготовки к сня тию устаревших образцов техники автомобилестроения и станкостроения.
Но это одна сторона проблемы. Другая, не менее важная ее сторона, состоит в том, чтобы разработать такой математический аппарат, с помощью которого можно было бы с заданной точностью прогнозировать
- 5 -
возможные сроки перехода с одной модели машины на
другую, а также объемы производства |
новой продукции |
с ее распределением по календарным |
отрезком вре |
мени. Описание таких моделей, а также возможности использования для этих целей ЭВМ составляют глав ное содержание отдельных частей работы. Важной особенностью рассматриваемых моделей является то, что с их помощью получены числовые результаты для прогнозирования развертывания производства автомо билей и станков разных моделей. Аналогичные зави симости могут быть легко получены и для других машин. Для этого может быть использована рассмат риваемая в работе программа расчета.
Прогнозируемые циклы жизни можно аппроксими ровать, благодаря использованию специальных методов, приемов и процедур с помощью ЭВМ , что дает воз можность получить надежные результаты. Область ко лебаний аппроксимированных значений экономических циклов жизни изделий в работе проверяются методом расчета доверительных интервалов также программно на ЭВМ по специально разработанному алгоритму.
И методические, и практические аспекты проблемы в работе рассмотрены на примере экономических циклов жизни станков различных групп, видов, моделей и нескольких семейств легковых автомобилей 'М осквич' Автомобильного производственного объединения "А вто - Москвич'.
Авторы выражают свою благодарность сотруднику ЦЭМИ АН СССР Т .Е . Изотовой, принимавшей участие в подготовке настоящей работы.
ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ ЖИЗНИ ИЗДЕЛИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ
Определение и общая характеристика цикла жизни изделия
В результате научно-технической революции резко возрастают темпы освоения новых видов промышленной продукции. Только за десятилетие (1960-1970 гг.) доля новой продукции в общем выпуске промышленной продукции увеличилась с 12-16 до 18-20% . С 1970 по 1975 г. удельный вес продукции,впервые осваиваемой на машиностроительных предприятиях,увеличивается более чем в 2 раза.
Все это заставляет искать новые способы и мето ды управления процессами освоения новых изделий.
К ним, в частности, относятся методы экономического прогнозирования циклов жизни изделий.
Понятие экономических циклов жизни изделий свя зано с организацией освоения новых изделий прогрес сивными, индустриальными методами. Однако совре менное содержание этого понятия выходит за пределы использования кривых освоения при планировании осво ения новых изделий в промышленности. Экономичес кие циклы жизни изделий используются при расчете стоимости освоения, оценке эффективности освоения, а также для расчету других показателей производства в период освоения новых или усовершенствования вы пускаемых изделий.
Важно подчеркнуть, что использование в практи ческой деятельности предприятий данных об экрноми-
- 7 -
ческих циклах жизни изделий не ограничиваются лишь возможностью создания прогрессивной,' легко при спосабливающейся системы управления подготовкой производства. На этой основе, возможно решение ши рокого круга проблем организации и планирования производства, в том числе и организации более эффек тивного технико-экономического и оперативного пла нирования производства, рациональной системы мате риально-технического снабжения и т.д.
Структура экономического цикла жизни изделий может быть понятна из рассмотрения следующего гра фика (рис. 1).
(Годовой |
|
продукции Подъем |
Стабилизация Спад |
I 6<ризичес~МЛ |
3 |
С(годы)
Рис. I. Структура экономического цикла жизни изделий
Пусть изделие А осваивалось и изготавливалось в течение Т лет. Для этого периода можно выделить че тыре основные стадии: освоения, подъема, стабили зации и спада.
Для стадии освоения характерно медленное и растя нутое во времени наращивание выпуска новой продук ции. Так, за четыре первых года выпуск продукции увеличивался до 850 единиц, наоборот,стадия подъема
- 8 -
характеризуется резким увеличением масштабов произ водства в течение сравнительно короткого времени. Так, в нашем примере, наращивание выпуска продук ции от 850 до 1500 единиц осуществляется за один год производства. Темп роста продукции на этой ста дии может быть охарактеризован тангенсом угла . Первая стадия характерна для условий полностью от лаженного серийного или массово-поточного производ ства, Стадия стабилизации характеризуется сравни тельно устойчивыми темпами выпуска годовой продук ции. Количественно они могут быть измерены танген сом угла cL^ . Наконец, последняя стадия спада харак
теризуется переходом от положительных темпов при роста продукции к отрицательным. Эта стадия харак терна для условий переходного периода, когда уже осуществляется подготовка нового производства, но / одновременно с этим сохраняется производство неко торого количества старой продукции. Таким образом, экономический цикл жизни изделия представляет со бой весь регламентируемый период его выпуска с разной интенсивностью.
На основе изучения данных, например, об экономи ческих циклах жизни отдельных видов промышленной продукции и соответствующего их обобщения с помо щью математических моделей можно прогнозировать темпы и масштабы изготовления новых изделий с до пустимой достоверностью.
Основой при исследовании циклов жизни изделия является 'задача нахождения закономерностей продол жительности производства отдельных видов продукции с экономически наилучшими результатами. Решение этой задачи дает возможность составлять перспектив ные планы выпуска продукции в соответствии с ди рективами и основными направлениями развития про изводства, с учетом сложившейся специализации, вво да мощностей и других условий работы предприятий.
Распространение понятия экономического цикла жизни только на продолжительность и объемы произ водства промышленной продукции значительно сужает
- 9 -