Файл: Коломников, В. П. Динамика объемов и продолжительности производства продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИИ

АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

(НИИНАВТОПРОМ)

Экономика автомобилестроения

N ЛК (529.113.002:658.5

В.П. КОЛОМНИКОВ. Е.Г. ЯКОВЕНКО,

Е.Я. ФИЛИПЦЕВА

ДИНАМИКА ОБЪЕМОВ

И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

Москва 1973

В работе рассматриваются вопросы экономического про­ гнозирования продолжительности выпуска новой продукции, начиная от изготовления первой ее партии и кончая снятием

еес производства.

Вработе изложены общие принципы расчета ожидаемых объемов выпуска новой продукции по отдельным фазам осво­ ения производства. Большое место в ней занимают расчеты экономических циклов производства новой продукции с помомащью экономико-математических методов и ЭВМ. Одновре­ менно с этим в книге приводятся обобщенные результаты расчета экономических циклов жизни по отдельным моделям автомобилей и станков.

Широко освещается отечественный и зарубежный опыт экономического прогнозирования развития производства.

Особая значимость работы состоит в том, что в ней да

конкретных примерах рассмотрены общие методологические и практические принципы построения долгосрочного плана технического совершенствования производства и выпускае­ мой продукции.

Изложены оригинальные методы, показывающие пути ре­ шения указанной проблемы в научном, методическом и праь-

тическом аспектах.

Книга рассчитана на широкий круг читателей - инженеров, экономистов, хозяйственных руководителей, проектировщиков и специалистов по АСУП.

Рецензенты: д-р эконом, наук Д. ЛЬВОВ, канд. эконом, наук Е. ПОГРЕБНОЙ

Ответственный редактор - д-р эконом, наук А,А. МОДИН

©Научно-исследовательский институт информации

автомобильной промышленности (НИИНавтопром), 1974 г.

Г*с. публичная

 

<4 ? _

кучно - техиь .е кая

 

библиотек* о о ы "

 

 

экземпляр

 

 

ГИТ^ЛЬНОГо ЗАЛА

J

3 W

 

' Ч Ч & в в д


П Р Е Д И С Л О В И Е

Под экономическим никлом производства или, как это часто называют, циклом жизни изделия понимается экономически оправданный период его выпуска. Важ­ ность исследования экономически обоснованных циклов производства новой продукции определяется рядом причин, среди которых можно отметить следующие:

рост благосостояния советского народа и вызы­ ваемое им расширение объема и совершенствования структуры конечного потребления;

высокие темпы реализации научно-технических достижений в производстве, деформирующие старые потребности и воздействующие на формирование новых потребностей;

сложность перестройки производства на выпуск новой продукции, в особенности продукции планового применения (длительные циклы освоения производст­ венных мощностей, ухудшение технико-экономических показателей работы предприятия в период освоения, трудности материально-технического снабжения и т .д .);

усиление конкурентной борьбы на мировом рынке машиностроения, существенное повышение требований к техническому уровню и качеству продукции.

Кроме того, надо учитывать огромную неопреде­ ленность будущей конъюнктуры рынка машиностроения, зависящую от направлений и масштабов развития науки и техники.

Все это подчеркивает необходимость усиления вни­ мания к методологии и методике долгосрочного плани­ рования развития машиностроения. При этом на первый план выдвигаются вопросы экономического прогнозиро-

- 3 -

вания масштабов и темпов производства продукции, сроков смены объектов производства и длительности их выпуска.

Особое место в обшей системе экономического прогнозирования циклов жизни изделий занимает про­ гноз динамики темпов прироста выпуска продукции в отдельные календарные отрезки времени, начиная от первого года освоения и кончая годом снятия продукции с производства.

Учет такой динамики позволяет обосновать систе­ му планирования и управления производством в период освоения и отлаженного серийного выпуска новой продукции и своевременно разработать соответствую­ щие организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание производственной системы в режиме ускоренных темпов освоения производственных мощ­ ностей.

Цель данной работы - изучить сущность и содер­ жание процессов циклической смены одних изделий другими, разработать экономико-математические ме­ тоды и модели, позволяющие аналитически описать закономерность их изменений и, наконец, показать возможности использования методологии и методики экономического прогнозирования жизни изделий в прак­

тике долгосрочного

и среднесрочного планирования.

"Важность постановки и решения этих задач обу­

словливается тем,

что в нынешних условиях, наряду

с экономическими

возможностями, быстро возрастают и

и те требования, которые предъявляет общество к экономике ... Высокий уровень развития народного хо­ зяйства, достигнутый страной, имеет и еще одно важ­ ное следствие: серьезно повышаются требования к пла­ нированию, управлению, методам хозяйственной рабо­ ты. Усиливается взаимозависимость всех звеньев экономики, что повышает значение перспективного планирования. . . " х.

х Материалы ХХ1У съезда КПСС. М ., Политиздат,

1971, стр. 38 -39.

- 4 -


Предлагаемая методология прогнозирования циклов жизни изделий основывается на исследованиях совет­ ских и зарубежных экономистов, нашедших отражение в последних публикациях. В их числе особое место занимают работы Н.П. Федоренко, Д.М . Гвишиани, А .А . Модина, И.М. Разумова, Н.И. Грузнова, С.М . Ви­

шнева, В. Романа, К. Брокхофа, Г.Л. Эрбена, X. Глясса и др.

Одновременно с этим исследование циклов жизни изделий, предпринятое в данной работе,отражает и опыт, накопленный в отдельных отраслях машинострое­ ния по планированию и прогнозированию развития про­ изводства. Прежде всего большой научный и практичес­ кий интерес представляет опыт таких ведущих отрас­ лей машиностроения, как автомобильная промышлен­ ность и станкостроение. Во многом эти отрасли схожи. Для процесса перехода на новый вид продукции в этих отраслях характерны одни и те же моменты или фак­ торы. Но вместе с тем, освоение новой продукции в автомобилестроении имеет существенные отличия от процесса освоения новой продукции в станкостроении. Поэтому в данной работе авторы прежде всего попы­ тались отразить все то общее, что характеризует сложный процесс освоения и развертывания серийного выпуска новой продукции в машиностроении в целом. Именно эти общие закономерности определяют в ко­ нечном счете методологию экономического прогно­ зирования жизни изделий. Но эта методология была бы далеко не полной, если бы она наряду с общими мо­ ментами не отражала специфики отдельных отраслей.

И в этом отношении особый интерес для практиков должен представлять опыт освоения и развертывания серийного выпуска новой продукции, подготовки к сня­ тию устаревших образцов техники автомобилестроения и станкостроения.

Но это одна сторона проблемы. Другая, не менее важная ее сторона, состоит в том, чтобы разработать такой математический аппарат, с помощью которого можно было бы с заданной точностью прогнозировать

- 5 -

возможные сроки перехода с одной модели машины на

другую, а также объемы производства

новой продукции

с ее распределением по календарным

отрезком вре­

мени. Описание таких моделей, а также возможности использования для этих целей ЭВМ составляют глав­ ное содержание отдельных частей работы. Важной особенностью рассматриваемых моделей является то, что с их помощью получены числовые результаты для прогнозирования развертывания производства автомо­ билей и станков разных моделей. Аналогичные зави­ симости могут быть легко получены и для других машин. Для этого может быть использована рассмат­ риваемая в работе программа расчета.

Прогнозируемые циклы жизни можно аппроксими­ ровать, благодаря использованию специальных методов, приемов и процедур с помощью ЭВМ , что дает воз­ можность получить надежные результаты. Область ко­ лебаний аппроксимированных значений экономических циклов жизни изделий в работе проверяются методом расчета доверительных интервалов также программно на ЭВМ по специально разработанному алгоритму.

И методические, и практические аспекты проблемы в работе рассмотрены на примере экономических циклов жизни станков различных групп, видов, моделей и нескольких семейств легковых автомобилей 'М осквич' Автомобильного производственного объединения "А вто - Москвич'.

Авторы выражают свою благодарность сотруднику ЦЭМИ АН СССР Т .Е . Изотовой, принимавшей участие в подготовке настоящей работы.


ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ ЖИЗНИ ИЗДЕЛИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

Определение и общая характеристика цикла жизни изделия

В результате научно-технической революции резко возрастают темпы освоения новых видов промышленной продукции. Только за десятилетие (1960-1970 гг.) доля новой продукции в общем выпуске промышленной продукции увеличилась с 12-16 до 18-20% . С 1970 по 1975 г. удельный вес продукции,впервые осваиваемой на машиностроительных предприятиях,увеличивается более чем в 2 раза.

Все это заставляет искать новые способы и мето­ ды управления процессами освоения новых изделий.

К ним, в частности, относятся методы экономического прогнозирования циклов жизни изделий.

Понятие экономических циклов жизни изделий свя­ зано с организацией освоения новых изделий прогрес­ сивными, индустриальными методами. Однако совре­ менное содержание этого понятия выходит за пределы использования кривых освоения при планировании осво­ ения новых изделий в промышленности. Экономичес­ кие циклы жизни изделий используются при расчете стоимости освоения, оценке эффективности освоения, а также для расчету других показателей производства в период освоения новых или усовершенствования вы­ пускаемых изделий.

Важно подчеркнуть, что использование в практи­ ческой деятельности предприятий данных об экрноми-

- 7 -

ческих циклах жизни изделий не ограничиваются лишь возможностью создания прогрессивной,' легко при­ спосабливающейся системы управления подготовкой производства. На этой основе, возможно решение ши­ рокого круга проблем организации и планирования производства, в том числе и организации более эффек­ тивного технико-экономического и оперативного пла­ нирования производства, рациональной системы мате­ риально-технического снабжения и т.д.

Структура экономического цикла жизни изделий может быть понятна из рассмотрения следующего гра­ фика (рис. 1).

(Годовой

 

продукции Подъем

Стабилизация Спад

I 6<ризичес~МЛ

3

С(годы)

Рис. I. Структура экономического цикла жизни изделий

Пусть изделие А осваивалось и изготавливалось в течение Т лет. Для этого периода можно выделить че­ тыре основные стадии: освоения, подъема, стабили­ зации и спада.

Для стадии освоения характерно медленное и растя­ нутое во времени наращивание выпуска новой продук­ ции. Так, за четыре первых года выпуск продукции увеличивался до 850 единиц, наоборот,стадия подъема

- 8 -


характеризуется резким увеличением масштабов произ­ водства в течение сравнительно короткого времени. Так, в нашем примере, наращивание выпуска продук­ ции от 850 до 1500 единиц осуществляется за один год производства. Темп роста продукции на этой ста­ дии может быть охарактеризован тангенсом угла . Первая стадия характерна для условий полностью от­ лаженного серийного или массово-поточного производ­ ства, Стадия стабилизации характеризуется сравни­ тельно устойчивыми темпами выпуска годовой продук­ ции. Количественно они могут быть измерены танген­ сом угла cL^ . Наконец, последняя стадия спада харак­

теризуется переходом от положительных темпов при­ роста продукции к отрицательным. Эта стадия харак­ терна для условий переходного периода, когда уже осуществляется подготовка нового производства, но / одновременно с этим сохраняется производство неко­ торого количества старой продукции. Таким образом, экономический цикл жизни изделия представляет со­ бой весь регламентируемый период его выпуска с разной интенсивностью.

На основе изучения данных, например, об экономи­ ческих циклах жизни отдельных видов промышленной продукции и соответствующего их обобщения с помо­ щью математических моделей можно прогнозировать темпы и масштабы изготовления новых изделий с до­ пустимой достоверностью.

Основой при исследовании циклов жизни изделия является 'задача нахождения закономерностей продол­ жительности производства отдельных видов продукции с экономически наилучшими результатами. Решение этой задачи дает возможность составлять перспектив­ ные планы выпуска продукции в соответствии с ди­ рективами и основными направлениями развития про­ изводства, с учетом сложившейся специализации, вво­ да мощностей и других условий работы предприятий.

Распространение понятия экономического цикла жизни только на продолжительность и объемы произ­ водства промышленной продукции значительно сужает

- 9 -