Файл: Амелин, С. В. Верхнее строение пути учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
имени академика В. Н. ОБРАЗЦОВА
С. В. АМЕЛИН
доктор техн. наук, профессор
ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
Учебное пособие
ЛЕНИНГРАД
1974
УДК 625
MAV'IMV,.* ■-*+",*•4 Д 'К Ё Я
ц;<а «- ■>i'fccf»
_ А £ _ • %■■•V :?;?*$&
.Кч&&ЬШ
© ЛИИST • 197 4-
В в е д е н и е
D результате многовековых усилий человече
ство в настоящее время располагает разнообразными транс портными средствами на суше и под землей, на воде и под водой, в воздухе и в космосе. Процесс их развития и совер шенствования в последние годы протекает особенно быстро. Появляются новые' виды транспорта, некоторые видоизме няются. Казалось бы, что отдельные виды транспорта утра тили свою роль и можно считать, что они имеют лишь исто рическое значение. Рассматривать этот вопрос следует, оче видно, в историческом плане.
По своей сущности и историчности транспорт как совокуп ность материальных средств и целесообразной деятельности люден, предназначенный для перемещения материальных предметов, является объективно необходимым (oбязa^eльным) атрибутом человеческого общества на всех этапах его развития и, несмотря на появление новых видов транспорта, ни один из имевшихся ранее полностью не исчезает. -
Действительно, в процессе исторического развития, число конкретных видов транспорта все время увеличивается; на ряду с видоизменением и совершенствованием существующих видов появляются новые. При этом возникновение и назначе ние каждого вида транспорта характеризуется определенны ми, специфическими чертами, которые обусловливаются по требностями и уровнем развития общества; каждый вид транспорта приобретает или имеет возможность приобрести в перспективе определенный удельный вес среди других ви дов в процессе материального производства, в жизни чело
веческого общества. |
/ |
Возникновение того или |
иного вида транспорта, несом |
ненно, определяется уровнем развития общества, прежде всего, производительных сил и производственных отношений, науки, техники и культуры, а также степенью покорения природы человеком.
3
В настоящее время существуют следующие основные виды транспорта: человеческий, водный, животный, трубопровод ный, автомобильный, железнодорожный, воздушный, ракет но-космический.
Литературные и архивные сведения, а также данные о современном состоянии отдельных видов транспорта сви детельствуют, что все появившися когда-либо виды транс порта не исчезают, а под влиянием возрастающих требований общества и технического прогресса совершенствуются, раз виваются и приобретают определенный удельный вес в жизни того или иного общества. Вместе с тем в силу развития об щества и роста его потребностей возникают новые виды транспорта.
Сопоставим отдельные виды транспорта периода их по явления с видами транспорта в современных условиях.
Виды транспорта |
|
|
|
Виды транспорта |
|
||||
в начальный |
период развития |
|
на современном этапе |
|
|||||
|
Человеческий транспорт |
|
|
|
|
||||
Транспортирование груза: |
Транспортирование |
груза: |
|
|
|||||
— на руках; |
|
— на руках |
(предметы потребления); |
||||||
— волоком; |
|
— вьюком |
(грузчики); |
|
|
(рик |
|||
— вьюком; |
(человек- |
— повозкой — человек-двигатель |
|||||||
— повозкой |
ши, |
велосипедисты, |
носильщики) |
|
|||||
двигатель) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Водный транспорт |
|
|
|
|
|
|
||
Использование сил при |
Использование |
сил |
природы: |
|
|
||||
роды: |
|
— течения |
(сплав леса); |
яхты, |
ко |
||||
— течения; |
|
— ветра (парусные |
лодки, |
||||||
— ветра |
|
|
рабли) |
|
|
|
|
|
|
Человек-двигатель |
Пароходы |
|
|
|
|
|
|
||
(гребцы) |
|
Теплоходы |
|
|
|
|
|
|
|
Паровые суда |
|
Дизель-электроходы |
|
|
|
|
|||
Суда с двигателями вну |
Паротурбинные суда |
|
|
|
|||||
треннего сгорания |
Атомоходы |
|
|
крыльях |
|
|
|||
Каналы |
|
Суда |
на подводных |
|
|
||||
|
|
Подводные лодки |
|
|
|
|
|||
|
|
Каналы (интенсивное строительство) |
|
||||||
|
Животный транспорт |
|
|
|
|
|
|
||
(кони, верблюды, слоны, ослы, олени, собаки) |
|
|
|||||||
Транспортирование груза: |
Транспортирование груза: |
|
|
||||||
— вьюком; |
|
— вьюком; |
|
(вывозка |
леса и |
др.); |
|
||
— волоком; |
|
— волоком |
|
|
|||||
— повозкой |
|
— повозкой |
|
(телеги, |
сани) |
|
|
4
|
Трубопроводный транспорт |
Транспортирование: |
Транспортирование: |
— воды; |
— воды; |
— нефти |
— нефти; |
|
— газа; |
|
— твердых материалов (с использова |
|
нием жидкости или сжатого воздуха) |
|
Автодорожный транспорт |
Повозки;
—парусные;
—паровые
—с двигателем вну треннего сгорания
(автомобили) Специальные дороги
Буера и др. (использование силы ветра) Мотоциклы, автомобили, автобусы (с дви гателями внутреннего сгорания)
Автокары, электромобили (использование электрических двигателей)
Специальный транспорт (тягачи, тракто ры, амфибии, военные самоходные единицы)
Специальные автодороги (интенсивное строительство)
|
|
|
Железнодорожный транспорт |
|
|
|
|||
С |
конной |
тягой |
|
С паровой тягой |
тягой |
(электровозы, |
|||
С |
паровой |
тягой |
тягой |
С электрической |
|||||
С |
электрической |
трамвай, |
метро) |
|
|
||||
|
(городской) |
|
С тепловозной тягой |
|
|
|
|||
Подземный |
|
|
С реактивными двигателями |
|
|
||||
Однорельсовые подвес |
Подземные железные дороги |
|
|
||||||
|
ные |
дороги |
|
Специальный транспорт (монорельсовый, |
|||||
|
|
|
|
подвесные дороги) |
|
|
|||
|
|
|
Воздушный транспорт |
|
|
|
|
||
Парашютного вида |
(типа |
Парашюты |
(спортивные, |
для |
военных |
||||
|
крыльев) |
|
целей) |
|
|
|
|
||
Планеры |
|
|
Планеры (спортивные, для военных целей) |
||||||
Аэропланы |
|
|
Самолеты (военной и гражданской авиа |
||||||
Воздушные шары |
|
ции) |
|
|
|
|
|
||
Дирижабли |
|
|
Воздушные шары (для научных целей) |
||||||
Вертолеты |
|
|
Дирижабли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вертолеты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специальная авиация (самолеты, управляе |
|||||
|
|
|
|
мые с земли, самолеты для изыска |
|||||
|
|
|
|
ний, |
разведки, |
сельского |
хозяйства |
||
|
|
|
|
и т. д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Космонавтика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ракеты с жидкостными реактивными дви |
|||||
|
|
|
|
гателями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спутники Земли |
космические |
корабли |
|||
|
|
|
|
Межпланетные |
5
Из приведенного сопоставления следует, что принципиаль но новым видом транспорта является космический. В бли жайшем будущем, по-видимому, можно ожидать появления такого вида транспорта, в котором будут сочетаться элемен ты многих уже существующих видов (например, вездеходов по земле, по воде и по воздуху).
Какова же роль каждого вида транспорта в настоящее время и на перспективу?
В современных условиях каждый вид транспорта можно оценить на основе анализа исторических сведений, современ ного состояния и прогнозирования.
Прогноз представляет собой научно обоснованное предви дение будущего исследумого объекта, базирующееся на научной теории о совокупности представлений о законо мерностях и тенденциях развития объекта, о гипотезах и идеях относительно будущих конкретных потребностей и возможностей развития прогнозируемого объекта.
Методологической основой советской прогностики яв ляются научные категории материалистической диалектики. Степень реальности прогноза определяется историческим опытом, накопленным человечеством, знаниями и представ лениями о закономерностях и тенденциях развития объекта, уровнем науки, позволяющим обосновать гипотезы и идеи, степенью изученности факторов, обусловливающих ограниче ние или стимулирование развития, связи с различными сто ронами общественной жизни, потребности и возможности
р а з в и т и я .
Общую логическую схему прогнозных исследований мож но представить в следующ ем виде:
(A K/H \/C \/D \/K ) -Р , |
(1) |
где А — совокупность знаний и представлений |
об историче |
ском появлении и развитии объекта прогнозиро вания;
В— совокупность знаний и представлений о закономер ностях и тенденциях развития объекта прогнози
рования;
С— совокупность знаний и представлений об уровне науки, позволяющем обосновывать гипотезы и идеи о будущих возможностях развития объекта прогно зирования;
D — совокупность знаний и представлений о факторах, определяющих потребность развития объекта про гнозирования;
6
К — совокупность знаний и представлений о факторах, обусловливающих ограничение или стимулирование развития объекта прогнозирования;
Р — прогнозные выводы и предложения.
Приведенная схема в сущности представляет собой логи ческую схему, предложенную Г. М. Добровым. Она имеет несколько расширенную форму в смысле некоторой конкре тизации элементов, составляющих собственно логическую
•сущщють схемы.
По мнению Г. М. Доброва, методически целесообразно различать следующие три временных эшелона прогнозов научно-технического прогресса:
П р о г н о з ы п е р в о г о э ш е л о н а рассчитываются на 15—20 лет. В этих прогнозах ведущее место принадлежит
количественным |
характеристикам объекта прогнозирования. |
||
П р о г н о з ы |
в т о р о г о |
э ш е л о н а |
рассчитываются на |
более отдаленный срок — до |
45—50 лет. |
Здесь количествен |
ные характеристики-объекта прогнозирования уступают ме сто качественным.
П р о г н о з ы т р е т ь е г о э ш е л о н а |
рассчитываются |
|
примерно |
на столетие и носят, как правило, гипотетический |
|
характер. |
Количественные характеристики |
объекта прогно |
зирования здесь почти полностью отсутствуют, а качествен ные ограничиваются рамками наиболее общих законов раз вития и познания.
В аспекте изложенного в дальнейшем будем рассматривать
лишь конкурирующие между собой отдельные виды транс
порта, к ним относятся |
шесть видов: 1) железнодорожный, |
|
2) |
автомобильный, .3) |
внутренний водный, 4) морской, |
5) |
трубопроводный и 6) |
воздушный. |
Для определения роли и места этих видов транспорта как отрасли хозяйства страны на первый и второй временные эшелоны прогнозирования целесообразно использовать в со вокупности следующие критерии анализа или показатели:
—массовость грузовых перевозок;
—массовость пассажирских перевозок;
—степень обеспечения безопасности транспортирования
пассажиров и грузов;
—степень обеспечения комфортабельности езды пас сажирам;
—скорость доставки грузов;
—скорость доставки пассажиров;
—степень покорения природы для данного вида транс порта;
—уровень строительной стоимости;
7
— стоимость перевозок грузов; |
|
|
■— стоимость перевозок пассажиров; |
|
|
— влияние расположения |
транспорта |
на развитие |
районов; |
|
|
— роль в обеспечении обороны страны.
Анализ исторических и современных данных, статистиче ских материалов о современном состоянии отдельных видов транспорта убедительно показывает, что по большинству этих критериев железнодорожный транспорт как у нас, так и почти во всех странах мира, имеющих более или менее раз витую сеть, занимал и занимает первое место. Если же при мять во внимание приводимые ниже обобщенно преимуще ства и недостатки указанных видов транспорта, то можно констатировать, что железнодорожный транспорт занимал, занимает и долго будет занимать ведущее место среди дру гих видов транспорта.
П р е и м у щ е с т в а Н е д о с т а т к и
Железнодорожный транспорт
1. Возможность сооружения на любой сухопутной территории и в любом направлении
2. Высокая провозная способ ность (при двухпутной свыше 100 млн. г груза в год)
3. Высокая степень обеспечения безопасности движения поездов
4.Регулярность перевозок неза висимо от времени года, суток и климатических условий
5.Сравнительно невысокая стои мость перевозок грузов и пасса жиров
6.Путь движения короче, чем на речном и морском транспорте
7.Большая маневренность в ис
пользовании подвижного состава
8.Возможность использования поезда как базы отдыха
9.Высокая степень обеспечения пригородных пассажирских перевозок
10.Огромное влияние на развитие экономики и культуры районов рас
положения линий железных дорог
1. Большие |
капиталовло |
|||
жения, |
чем |
в другие |
виды |
|
транспорта |
(при |
строитель |
||
стве каналов |
железные |
дороги |
||
дешевле |
водного |
транспорта) |
2.Меньшая скорость до ставки пассажиров и грузов, чем на воздушном транспорте
3.Более длинные маршру ты следования, чем на воз душном транспорте при боль ших расстояниях и чем на автомобильном транспорте при
коротких расстояниях
8