Файл: Фигатнер, А. М. Повышение точности шпиндельных узлов на подшипниках качения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
тывающие станки) такой способ является во многих случаях эко номически эффективным, так как затраты на отбор или довод ку подшипников могут быть ниже стоимости покупного сверхточ ного подшипника. Шпиндельные узлы таких станков следует ре монтировать или с участием завода-изготовителя, или с участием специализированных ремонтных заводов.
При ремонте импортных станков иногда возникает необходи мость в замене подшипников, выпущенных за рубежом, подшип никами ГПЗ.
Примерное соотношение между классами точности подшип ников, выпускаемых зарубежными фирмами, и классами точно сти подшипников по ГОСТ 520—71 указано в табл. 3.
3. Обозначения классов точности подшипников качения
Стандарты |
Обозначение классов точности подшипников |
||||
ГОСТ 520—71 .................... |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
и с о ................................... |
0 |
6 |
5 |
4 |
2 |
Стандарт Ф Р Г .................... |
Р0 |
Р6 |
Р5 |
Р4 |
Р2 |
Стандарт С Ш А ................ |
АВЕС-1 |
АВЕС-3 |
АВЕС-5 |
АВЕС-7 |
АВЕС-9 |
Фирм: |
|
|
|
SP |
UP |
СКФ* (Швеция) . . . |
— |
— |
— |
||
Тимкен (США) . . . . |
— |
— |
3 |
0 |
00 |
* Эти обозначения используют также некоторые фирмы Франции, ФРГ, Японии приме нительно к роликоподшипникам типа 3182100 (NN 30К) и 4162900 (NN U49K).
Новые прогрессивные типы подшипников качения для метал лорежущих станков и типовые конструкции шпиндельных узлов.
В импортных станках, поступающих на машиностроительные за воды, часто встречаются подшипники качения новых типов: упор но-радиальные двухрядные шарикоподшипники с углом контак та 60°, конические роликоподшипники типа Garnet с полыми роликами, особо быстроходные радиально-упорные шарикопод шипники, упорные и комбинированные роликовые и игольчатые подшипники. В настоящее время ГПЗ осваивают производство
подшипников указанных типов.
Упорно-радиальные двухрядные шарикоподшипники (типа СКФ-234000) с углом контакта 60° применяют для работы в шпиндельных узлах металлорежущих станков совместно с пре цизионными двухрядными подшипниками с короткими цилинд рическими роликами типа NN30K (тип 3182100 по ГОСТ 7634— 56). Назначение упорно-радиальных шарикоподшипников — вос приятие осевой нагрузки, т. е. функционально он подобен обыч ному упорному шарикоподшипнику с углом контакта 90°. Жест кость упорно-радиальных шарикоподшипников выше, чем обыч ных упорных шарикоподшипников. Благодаря конструктивным особенностям (угол контакта 60°, шарики относительно мало
10
го диаметра и соответственно более легкие, особое устройство сепаратора) упорно-радиальные шарикоподшипники работают при значительно (в 1,5—2,5 раза) более высоких частотах вра щения, чем обычные упорные шарикоподшипники. При равной частоте вращения нагрев упорно-радиальных шарикоподшипни ков существенно меньший, чем упорных шарикоподшипников.
Рис. 6. Новые типы подшипников качения для металлорежущих станков:
а — упорно-радиальные шарикоподшипники двухрядные с углом контак та 60°С; б — двухрядный конический роликоподшипник с буртом; в — однорядный конический роликоподшипник с встроенными пружинами (для задних опор шпинделей); г — комбинированный роликоподшипник для механизмов подач
Двухрядный упорно-радиальный шарикоподшипник (рис. 6, а) состоит из двух внутренних и двух наружных колец, двух ком плектов шариков с сепаратором и дистанционного кольца, кото рое предназначено для ограничения величины предварительного натяга.
Пример конструкции шпиндельного узла с подшипниками ти па 234400 показан на рис. 7, а.
Конические роликоподшипники типа Garnet (производство фирмы La Precision Industrielle, Франция) выпускают в пяти различных конструктивных исполнениях: двухрядный, с буртом на наружном кольце (см. рис. 66); однорядный, с буртом на на ружном кольце; двухрядный, без бурта на наружном кольце; од норядный, без бурта на наружном кольце; однорядный, с широ ким наружным кольцом и встроенными пружинами для предва рительного натяга (см. рис. 6, в).
Отличительными особенностями подшипников типа Garnet являются особая конструкция сепаратора (снабженного отвер стиями), который занимает почти все свободное пространство между дорожками качения наружного и внутреннего колец, и полые ролики. В результате создается система каналов, по кото-
11
12
рым под влиянием центробежных сил циркулирует смазка. У двухрядных роликоподшипников Garnet (см. рис. 6, б) количест во роликов, установленных в сепараторах переднего и заднего колец, различно (в сепараторе переднего кольца на один ролик больше). Это улучшает динамические свойства подшипника.
Наличие бурта на наружном кольце позволяет использовать при монтаже очень удобную базу в виде плоского торца шпин дельной бабки. Диаметры отверстий внутренних колец двухряд ного подшипника (переднего и заднего) неодинаковы; диаметр заднего кольца на несколько микрон больше, что обес печивает необходимую свободу перемещения заднего кольца под шипника при регулировке зазора-натяга. У подшипника типа Garnet (см. рис. 6,е) в свободной от роликов части наружного кольца размещаются пружины, необходимые для создания осе вого предварительного натяга роликоподшипников. Эти подшип ники устанавливают в задних опорах шпинделей (рис. 7, б).
Обеспечивая высокую точность, жесткость, динамическое ка чество, подшипники типа Garnet нагреваются больше, чем цилин дровые роликоподшипники типа 3182100, поэтому в ряде случаев необходимо применять специальные системы охлаждения и смазки.
Высокоскоростные радиально-упорные шарикоподшипники,
специально предназначенные для особо быстроходных шпиндель ных узлов (шлифовальные шпиндели), внешне не отличаются от известных радиально-упорных шарикоподшипников типа 36200Е (по ГОСТ 832—66). Однако особенности внутренней конструкции этих подшипников (центрирование текстолитового сепаратора по наружному кольцу, угол контакта 15°, увлеченное отношение ра диуса желоба к радиусу шарика) обеспечивают высокую работо способность подшипников при частотах вращения, характеризуе мых параметром быстроходности dn = 1,0- 10е мм ■об/мин (смазка масляным туманом) и dn = 0,6 • 10е мм-об/мин (пла стичная смазка).
Упорные и комбинированные роликовые и игольчатые подшип ники для механизмов подач станков, в первую очередь станков в ЧПУ, обеспечивают значительное (в 1,5—3 раза) повышение осевой жесткости опор ходовых винтов. Среди многообразия конструкций таких подшипников одним из наиболее перспектив ных является комбинированный подшипник фирмы 1NA (ФРГ) (см. рис. 6, г), где осевые (роликовые) и радиальный (игольча тый) подшипники органично соединены в общую конструкцию. Наличие проставочного кольца обеспечивает монтаж подшипника -с заранее заданным осевым предварительным натягом.
Рис. 7. Типичные конструкции шпиндельных узлов станков:
<а—с упорно-радиальным шарикоподшипником; б—с двухрядным коническим ■роликоподшипником; в — с крестово-роликовым подшипником (опора план шайбы)
13
Крестово-роликовые подшипники для планшайб станков
(рис. 7, в) обеспечивают восприятие радиальной и осевой нагру зок, а также значительного опрокидывающего момента в кару сельных, зуборезных станках и поворотных столах.
Подшипник представляет собой соединение двух конических роликоподшипников с общим наружным или внутренним коль цом. Внутреннее или наружное кольцо выполнено из двух ча стей: сближением этих колец создается предварительный натяг. Ролики установлены через один под углом 90° один к другому и разделены капроновыми вставками.
Такое устройство подшипников дает возможность выполнить «бесшпиндельную» конструкцию опоры столов карусельных, зу бофрезерных станков и делительных столов (рис. 7, в), т. е. сов местить в одной опоре функции круговых направляющих перед
него и заднего подшипников.
В настоящее время в станкостроении все в большей степени распространяются два основных варианта конструкций шпинде лей станков (рис. 7 а, б), основанных на применении описанных
выше подшипников качения.
Входной контроль точности подшипников качения при изго товлении и ремонте станков. Нормы точности по ГОСТ 520—71,
равно как и аналогичные нормы по стандартам зарубежных стран, не определяют однозначно точность вращения колец под шипников. Это объясняется тем, что нормы ГОСТ устанавливают допуски на погрешности размеров, формы и взаимного располо жения присоединительных поверхностей подшипника (включая биение посадочных и торцовых поверхностей относительно доро жек качения), между тем (как это было показано выше) на точ ность вращения решающее влияние оказывают перечисленные в разделе «Точность вращения шпинделей станков» погрешности, регламентируемые внутренними нормами предприятий — изгото вителей подшипников.
В этой связи в СССР и за рубежом предложены новые спосо бы контроля, обеспечивающие оценку точности вращения колец подшипников, т. е. наиболее важного для применения в преци зионных опорах параметра качества подшипников. Точность вращения подшипников качения измеряют на приборах с об разцовым вращением — кругломерах. Такие приборы выпуска ет завод «Калибр» (модель 219), фирма Тайлор-Хобсон, Анг лия (модель 51) и др.
Контролируемый подшипник размещают на столе кругломера в специальном приспособлении (рис. 8.) с опорой 8, уста навливаемой бобышкой в отверстие в столе прибора. Проверяе мый подшипник устанавливают на опоре; наружное кольцо под шипника при этом вставляют в кольцо 3, которое винтами при креплено к опоре. Кольцо обеспечивает концентричность установ ки подшипника относительно отверстия в столе. Сверху подшип ник закрепляют кольцом 2. Во внутреннее кольцо подшипника
14
вставляют стакан 1, в котором размещено пружинное устройст во, обеспечивающее создание осевой нагрузки. Внутреннее коль цо подшипника зажимают между фланцем стакана и фланцем 7. Нагрузочное устройство состоит из вала 6, установленного на шпонке в опоре 8, упорного подшипника, стакана 4 и пружины. Пружину поджимают с помощью гайки 5.
Усилие пружины, размещенной в стакане 4, передается через шарики упорного подшипника и фланец к внутреннему кольцу контролируемого подшипника. Силовое замыкание осуществляет ся через шарики контролируемого подшипника.
В процессе измерений наружное кольцо подшипника непод вижно, а внутреннее кольцо приводится во вращение с помощью планки 9, устанавливаемой в пазу корпуса датчика кругломера. При вращении датчика планка, действуя на штифт, установлен ный в стакане 1, поворачивает стакан и вместе с ним внутреннее кольцо подшипника.
4-3542 |
15 |
не ниже, чем точность деталей подшипников. Допустимые откло нения формы посадочных мест шпинделей и отверстий шпиндель ных бабок и гильз приведены в табл. 4 и 5.
Посадки прецизионных подшипников качения. На работу шпиндельных опор станков большое влияние имеет величина за зора-натяга посадки колец подшипников.
Рис. 10. Изменение формы дорожек качения при посадке кольца на некруг лую шейку вала:
а— форма шейки шпинделя (ДR = 7,0 мкм); б — форма дорожки качения подшипника (ДR = 1,5 мкм); в — то же, после установки кольца под шипника на шпиндель (ДR = 6,0 мкм); г — то же, после перекоса торца (ДR = 12 мкм); 1 — дорожка качения; 2 — отверстие
При увеличении натяга посадки растет внутренний натяг под шипника, чем обусловливается интенсивный рост температуры опор, особенно при высоких частотах вращения шпинделя. При установке наружных колец в корпус с натягом в процессе неиз бежных термоупругих деформаций происходит более интенсивное уменьшение зазора (увеличение внутреннего натяга подшипни ков), чем при установке колец подшипников в корпус с зазором. При посадке колец подшипников с натягом в ряде случаев вследствие нагрева происходит заклинивание опор.
С увеличением натяга посадки уменьшается податливость в стыке кольцо подшипника — корпус и увеличивается жест кость шпиндельного узла. Уже при малых значениях натягов посадки — порядка (—2) — (—3) мкм — жесткость близка к максимальной.
В связи с тем, что с ростом натяга посадки изменяется перво начально установленный внутренний зазор — натяг в подшип нике и вследствие этого растет нагрев опор, не следует увели чивать натяг посадки подшипников более, чем это минимально необходимо.
Из условия сохранения точности формы дорожек качения предпочтительными являются посадки колец подшипников с зазо рами или с очень малыми натягами. Практически такие сопря жения в подшипниках передней опоры шпинделей возможны лишь для легко нагруженных подшипников высокоскоростных шпинделей.
4*