Файл: Фигатнер, А. М. Повышение точности шпиндельных узлов на подшипниках качения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
при применении пластичной смазки ВНИИ НП-228 (ГОСТ 12330—66). Применяя эту смазку, следует соблюдать инструкцию по технике безопасности завода-изготовителя смазки.
При закладке пластичной смазки в высокоскоростные под шипники количество смазки должно быть ограничено требуе мым минимумом, так как избыток пластичной смазки в под шипнике приводит к чрезмерному нагреву опор. Требуемое ко личество смазки может быть определено по формуле
|
|
|
|
/М-р |
см3, |
|
|
|
d |
1 1000 |
|
где |
/ = |
= |
1,5 для d |
40 мм; |
|
|
f |
1,0 для d |
свыше40 (до 100 мм); |
||
|
/ |
= |
1,5 для d |
свыше100 (до 130 мм); |
|
|
f |
= |
2,0 для d |
свыше130 (до 160 мм); |
|
|
/■= |
3,0 для d свыше 160 |
(до 200 мм); |
||
|
f |
= 4,0 для d |
свыше200 мм; |
d,-v — средний диаметр подшипника в мм; В — ширина подшипника в мм.
Для упорных и упорно-радиальных шарикоподшипников.' вместо В подставляется высота Н подшипника.
В тех случаях, когда на пластичную смазку возлагаются за щитные функции, то рекомендуют заполнение полости подшипни ка 2/3 свободного объема, но при этом допустимая частота вра щения снижается в 2 — 4 раза.
Уплотнения
Эффективные уплотнения необходимы для надежной и долго вечной работы шпиндельных опор. Специфической особенностью шпиндельных опор является ограниченное пространство для раз мещения уплотнений. Поэтому наряду с уплотнениями, располо женными непосредственно у опор шпинделя, рекомендуют уста навливать дополнительные уплотнения во фланце шпинделя или в устройстве для крепления шлифовального круга.
Как правило, в шпиндельных узлах со средней и высокой ча стотами вращения шпинделя применяют только бесконтактные уплотнения, так как установка контактных уплотнений приводит к значительному тепловыделению. В шпиндельных узлах станков
применяют в большинстве случаев щелевые и лабиринтные уп лотнения.
При установке уплотнений в высокоскоростных шпиндельных узлах необходимо учитывать «насосный эффект». Если конструк ция уплотнений не обеспечивает равновесия воздушного давле ния по обе стороны корпуса, то возникает непрерывный поток воздуха, или вносящий в корпус загрязнения, или выносящий из корпуса смазку. При смазке подшипников масляным туманом несимметричность уплотнений ведет к неравномерной подаче смазки в подшипники. Насосный эффект уплотнений высокоско
29
ростных шпинделей может приводить к образованию области пониженного давления в корпусе; после остановки шпинделя по ток воздуха может внести в опоры загрязнения. При смазке мас ляным туманом это явление устраняется тем, что поступление смазки прекращается после прекращения вращения шпинделя; при этом понижения давления в корпусе не наступает.
Эффективность лабиринтных уплотнений тем выше, чем мень ше зазор в уплотнениях. Рекомендуется, чтобы величина зазора не превышала 0,2—0,3 мм. Лабиринтные кольца должны тща тельно центрироваться относительно шпинделя. Если уплотнение омывается охлаждающей жидкостью или маслом, лабиринтные уплотнения следует дополнить контактными уплотнениями (ког да это возможно по условиям тепловыделения).
В некоторых случаях эффективность лабиринтных уплотнений повышают, заполняя их пластичной смазкой или подводя к ним сжатый воздух. В лабиринтных уплотнениях должно быть пре дусмотрено устройство каналов для сбора утечек масла.
Лабиринтное уплотнение в узлах с пластичной смазкой или смазкой масляным туманом (рис. 12, а) должно быть тщательно центрировано относительно вала и отбалансировано.
На рис. 12, б показано уплотнение с каналом для стока смаз ки, предназначенное для опор, смазываемых жидким маслом, подаваемым в небольшом количестве. Уплотнение пригодно для работы как с высокими, так и низкими частотами вращения шпинделяЕсли на шпиндель попадает много стружки или обиль но поступает охлаждающая жидкость, целесообразно установить дополнительное защитное кольцо.
На рис. 12, в показано щелевое уплотнение для шпиндельных узлов, смазываемых пластичной смазкой или масляным туманом; это уплотнение пригодно лишь для работы в благоприятных условиях (отсутствие активного внешнего загрязнения струж кой, смазочно-охлаждающей жидкостью). Защитный эффект рас сматриваемого уплотнения повышается внешним кольцом, закре пленным на шпинделе.
При обильной циркуляционной смазке и работе с высокими ча
стотами |
вращения применяют уплотнения, показанные на |
рис. 12, г. |
Здесь особенно важно предупредить вытекание смазки |
из опоры. Это достигается установкой на шпинделе отражательно го кольца и устройством каналов для сбора утечки. Для защиты от внешних загрязнений устраивается дополнительный защит ный контур с отводом через вертикальный канал.
В тех случаях, когда на шпиндель поступают в большом ко личестве смазочно-охлаждающие жидкости, например, в токар ных автоматах, применяют контактные уплотнения (рис. 12, д), пригодные для работы в узлах, смазываемых как жидким мас лом, так и пластичными смазками. От повреждения стружкой уп лотняющее кольцо защищают крышкой. Частота вращения шпин делей с уплотнением, приведенным на рис. 12, д, ограничена.
30
На рис. 12, е показано лабиринтное уплотнение вертикально го шпиндельного узла, смазываемого пластичной смазкой. Такую конструкцию применяют в тех случаях, когда необходима надеж ная защита от внешнего загрязнения, например в шпиндельных узлах плоскошлифовальных станков. Внутренняя часть уплотне
ния предназначена для удержания пластичной смазки в уплот нении. Внешняя часть уплотнения частично образована диском для крепления шлифовального круга. Это делает узел более ком пактным.
При смазке жидким маслом устраивают лабиринтное уп лотнение по типу, показанному на рис. 12, ж. Центробежное
31
кольцо отбрасывает стекающую смазку к маслоотводящему ка налу, через который она поступает в бак для смазки.
На рис. 12, а показано щелевое уплотнение шпинделей свер лильных станков, смазываемых консистентными смазками.
Причины повреждений подшипников и меры повышения долговечности
Эксплуатационные наблюдения за шпиндельными опорами станков показали [9]: наиболее часто встречающимися признака ми выхода подшипников качения из строя в шпиндельных узлах станков являются: снижение точности вращения шпинделя и ста тической и динамической жесткости шпиндельных опор; повыше ние сопротивления вращения (до заклинивания), температуры опор и шумности; разрушение подшипника.
При ремонте шпиндельных узлов токарных станков наблю дались следующие повреждения подшипников.
12. Причины выхода подшипников из строя
|
|
Количество подшипников В |
% |
|
Вид или место повреждения |
к общему числу |
к числу поврежден |
||
обследованных |
ных |
|
||
|
роликовых] шариковых роликовых шариковых |
|||
Абразивный износ дорожек и тел |
40 |
18 |
50 |
83 |
качения ............................................... |
||||
Усталостное выкрашивание дорожек |
27 |
|
32 |
17 |
и тел качения ................................... |
1 3 |
|||
Повреждение торцов и буртов внут |
|
|
14 |
|
ренних колец ........................... |
1 2 |
2 |
|
|
.Повреждение посадочных поверхно |
3 |
46 |
4 |
60 |
стей . ................................................... |
||||
Видимых повреждений нет . . . . |
18 |
2 1 |
— |
— |
Помимо повреждений, указанных в табл. 12, наблюдались та кие, как коррозия рабочих поверхностей, поломки сепаратора и шариков, вмятины на дорожках качения.
Износ дорожек качения роликоподшипников передней опоры составлял в среднем 2,5 мкм в год. Как правило, и износ и усталостные повреждения распределены неравномерно (сосредо точены у краев дорожек качения). Для радиально-упорных ша рикоподшипников высокоскоростных шпинделей типичными пов реждениями являются разрушение сепараторов и температурное заклинивание шариков с характерными следами чрезмерного на грева (цвета побежалости). Причинами износа и повреждений подшипников были загрязнение смазки, перекосы колец подшип ников (из-за погрешностей сопряженных деталей и неправильного монтажа), неправильный выбор или осуществление посадок колец подшипников (следствием чего явились контактная коррозия и
.32
проворачивание колец); повреждение колец подшипников при сборке; чрезмерный предварительный натяг. У ременных шлифо вальных шпинделей, кроме того, наблюдались вымывание и за грязнение пластичной смазки вследствие ненадежности уплот нений.
Основные пути повышения долговечности шпиндельных узлов: применение высокоточных подшипников и выполнение требова ний к точности изготовления деталей шпиндельных узлов и поса док. Большое значение имеет также правильный выбор уплотне ний системы и сорта смазки. Рекомендации по всем перечислен ным вопросам приведены выше.
Ремонт и монтаж прецизионных подшипниковых опор
В предыдущих разделах были указаны основные факторы, влияющие на работоспособность прецизионных подшипниковых опор качения, а также причины, вызывающие преждевременный выход подшипников из строя.
Необходимой предпосылкой обеспечения высокой работоспо собности шпиндельных опор является тщательно выполненный монтаж подшипников (а при ремонтах — демонтаж и монтаж).
Демонтаж
При разборке подшипниковых узлов все технологические опе
рации должны выполняться |
таким образом, |
чтобы усилия вы- |
|||||||||
прессовки не передавались через те |
|
|
|
||||||||
ла качения. |
С этой целью рекомен |
|
|
|
|||||||
дуется |
применять |
|
специальные |
|
|
|
|||||
съемники (рис. 13). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Для демонтажа двухрядных ро |
|
|
|
||||||||
ликоподшипников |
типа 3182100 в |
|
|
|
|||||||
шпиндельных узлах предусматрива |
|
|
|
||||||||
ют (Специальную систему -пидрораз- |
|
|
|
||||||||
жима (рис. 14, а) ; это связано с тем, |
|
|
|
||||||||
что три HainpeocoiB«e |
и выпреосоике |
|
|
|
|||||||
внутренних колец осевое усилие до |
|
|
|
||||||||
стигает |
2000—4000 кгс |
даже |
при |
|
|
|
|||||
оборке |
относительно |
небольших |
|
|
|
||||||
(диаметр |
шпинделя |
до |
100 мм) |
|
|
|
|||||
опор. |
|
|
внутренних колец |
|
|
|
|||||
Гидроразжим |
Р,ис. |
13. |
Съемник для демон |
||||||||
подшипника |
типа |
3182100 |
(рис. |
||||||||
|
тажа подшипников |
||||||||||
14, а) при помощи масляного насо |
|
и демонтажа усилие |
|||||||||
са уменьшает необходимое |
для |
монтажа |
в десятки раз. Устройство пидрозажима работает следующим об разом: насос (рис. 14, б) заполняется жидким маслом; через канал в шпинделе масло подается в кольцевую канавку под ко-
33