Файл: Бутаев, С. А. Вопросы экономики строительного производства Якутии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
С. А. БУТАЕВ, Д. А. ПОНОМАРЕВ
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В ЯКУТИИ
ЯКУТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЯКУТСК *1974
|
научно- ю .'-' - r,^p |
|
|
библиотека |
- ■-'Г |
6С6.5 |
зкаг- |
^,АЛА |
Б93 |
чИТАл -м :сг |
Цц-Ъ1ЪЪ$
f ■'
Под общей редакцией председателя Госплана Якутской АССР
Т. Д. Сивцева
С. А. Бутаев, Д. А. Пономарев Вопросы экономики строительного производст
ва в Якутии. Якутск, Кн. изд-во, 1974.
128 с. с черт.
Работа посвящена исследованию опыта организации монтажных работ в Якутии. Рассматриваются вопросы структуры управления спецмонтажнымк организациями.
Предлагается более рациональная схема организации управления специализированными монтажными организациями и планирования их
работы. Приводится транспортная схема |
и стоимость |
завоза |
грузов |
в районы сосредоточенного строительства |
различными |
видами |
тран |
спорта. Исследованы влияние климатического фактора, примерные
объемы |
монтажных |
работ на перспективу, эффективность создания |
базы |
строительной |
индустрии. |
Книга рассчитана на специалистов строительных, проектных и на учно-исследовательских организаций н хозяйственный актив, интере сующихся проблемами строительства на Севере.
Может быть рекомендована как учебное пособие студентам строи тельной специальности.
0185—075 |
6С6.5 |
Ml37—74 |
26—74 |
ЯКУТСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 1974.
ОТ АВТОРОВ
Данная работа является попыткой научного обоб щения опыта строительства и выработки рекомендаций оптимального варианта организации производства мон тажных работ в экономико-географических условиях Якутии. Объектами исследования явились специализи рованные монтажные организации в Якутской АССР. Были привлечены также материалы монтажных органи заций Магаданской области.
В научной литературе, посвященной северной проб лематике, акцентируются так называемые «особо труд ные северные условия»: резко .континентальный климат и продолжительность зимнего периода, огромная терри тория и низкая плотность населения, короткий навига ционный период водного транспорта и неблагоустроенность 'сухопутных путей сообщения и многое другое, как удорожающие факторы освоения природных ресурсов Севера. Авторы подвергли исследованию некоторые указанные факторы, в том числе климатические, транспортные и территориальные. Результаты исследо вания показали, что удорожающими моментами произ водства и строительства в Якутии являются недостаточ ная приспособленность проектно-технических решений и форм организации строительства к объективной среде. При освоении природных ресурсов в Якутии механиче ски переносятся устаревший традиционные формы управления и методы организации строительства. При выработке мероприятий, обеспечивающих оптимальную схему организации строительства министерствами и ве домствами, региональные факторы трактуются в отрас-
3
левом аспекте, принижается значение концентрации, со здания местных баз стройиндустрии и улучшение тер риториальной структуры организации строительства.
Объективные природные условия на Севере, если их принять слепо, выступают, как факторы, в огромной сте пени затрудняющие хозяйственное освоение района. Однако при детальном исследовании отдельных явлений обнаруживаются благоприятные возможности эффектив ной хозяйственной деятельности при опоре на более со вершенную организацию производства и новую технику и технологию. Можно указать на положительные резуль таты, достигнутые в промышленности и строительстве в объединениях «Якутзолото», «Якуталмаз», управлениях «Якутэиерго», «Якуттяжстрой», на прииске Депутатский, угольном разрезе Кангалассы.
В производственной деятельности, независимо от раз личия отраслей производства, концентрация выступает, как необходимая предпосылка внедрения новой техники, снижения трудоемкости и повышения эффективности. Эта общая экономическая закономерность проявляется и на опыте хозяйственного развития Якутии, Магадан ской области и других районов Севера.
Строительное дело в Якутии уходит корнями в дале кое'прошлое. Исторически оно тесно связано с хозяйст венным укладом. И веками велось из местных подруч ных материалов. Широкое распространение лесных мас сивов в центральной части Якутии способствовало раз витию деревянного строительства, которое достигло в отдельных местах высокого мастерства. Наступление нового этапа в строительном деле демонстрировалось несколькими сооружениями из кирпича в г. Якутске. Ха рактерно отметить, что для сооружения каждого отдель ного кирпичного здания организовывалось самостоятель ное производство строительных материалов, леса, пило материалов, кирпича, извести и др. Следует отметить умные для своего времени проектные решения и хоро шее качество стройработ. Но как отрасль народного хо зяйства строительство формируется значительно позже в связи с общим развитием производительных сил.
Подрядный способ строительства в Якутии возник в предвоенные годы. Первые 10—15 лет оно развивалось медленно, что в основном объясняется незначительным]! объемами капитальных вложений, которыми располага-
4
ли заказчики. Все строительно-монтажные работы выполнились генеральным подрядчиком традиционными ме тодами, собственными силами. По мере роста объемов капитальных вложений в народное хозяйство Якутии увеличивался и объем строительно-монтажных работ, совершенствовалась и технологическая структура строи тельства. Постепенно возрастала доля монтажа обору дования, сборного железобетона, металлоконструкций, трубопроводов и других видов работ. На основе подряд ного способа строительство начало перерастать в строи тельную индустрию с развивающейся системой специа лизированных монтажных работ. Это обстоятельство послужило базой для организации в Якутии, во второй половине 50-х годов, специализированных субподрядных хозрасчетных строительно-монтажных организаций.
Эта работа является первой попыткой регионального анализа и обобщения специализированных монтажных работ в системе строительного производства Якутии.
По нашему мнению, представляется необходимым продолжить научные последования в направлении изыс кания путей совершенствования структуры и организа ции строительного производства во всем комплексе.
Авторы приносят глубокую благодарность организа циям и лицам, оказавшим содействие в выполнении ра боты: доктору технических наук профессору В. П. Ушкалову, заведующему кафедрой строительного дела ин женерно-технического факультета ЯГУ кандидату эко номических наук И. Н. Бондареву, главному инженеру управления строительства «Якуттяжстрой» И. И. Пьянкову, кандидату экономических наук Н. Л. Пирогову, управляющему Якутской конторой Стройбанка Е. С. Хлебному.
Авторы выражают особую признательность начальни ку управления «Сибтехмонтаж» С. С. Борисову, главно му инженеру управления Е. П. Куреву, которые приня ли непосредственное участие в работе.
В период подготовки рукопись была рассмотрена Госпланом ЯАССР, в Управлении строительства «Якуттяжстрой», управлении «Сибтехмонтаж», Институте фи зико-технических проблем Севера ЯФ СО АН СССР и республиканской конторе Стройбанка.
Работа выполнена под общей редакцией председате ля Госплана Якутской АССР Т. Д. Сивцева.
ВВЕДЕНИЕ
Якутия является наиболее крупным административнотерриториальным районом РСФСР. Ее цлощадь превы шает 3 млн. кв. километров. Расстояние между северной (■материковой) точкой, расположенной на полуострове Нордвик, и южной, которая находится в горах Станово го хребта,— около 2 тыс. километров, а между крайни ми точками на Западе и Востоке—2,5 тыс. километров. В ее пределах выделяется три часовых пояса и форми руется пять крупных экономических подрайонов.
Половина территории Якутской республики располо жена за Полярным кругом. В то же время она удалена и изолирована горами от атлантического и тихоокеан ского влияний. Огромные размеры и географическое по ложение оказывают большое влияние на формирование природных условий и экономики.
Климат республики в целом суровый. Он отличается ярко выраженной резкой контпиентальностыо. При отри цательной среднегодовой температуре абсолютная амплитуда температур превышает 100°. Климат характе ризуется не только продолжительностью зимнего мороз ного периода, но и резким переходом от зимы к жарко му лету. Это оказывает и неодинаковое воздействие на разные отрасли хозяйственной деятельности человека.
Общепринятая характеристика климата Якутии — суровый. Этим термином обычно принято охарактеризо вать наиболее низкие температуры. Однако суровость определяется также и силой ветра. Отсюда следует, что климат Якутской АССР, как суровый, требует более де тального анализа применительно к условиям хозяйствен-
6
ной деятельности различных отраслей общественного производства. Так, при подземных горных работах с точки зрения технологии производства мало сказывают ся климатические колебания, а в отдельных случаях фактор вечной мерзлоты является более положительным, чем отрицательным.
Наиболее чувствителен |
к морозному периоду из |
ви |
дов транспорта — водный. |
К наступлению морозов |
его |
функционирование прекращается. На трассах воздушно го флота этого не происходит. Они функционируют круг лый год. Скорость движения и грузоподъемность авиа транспорта до известного градиента не зависят от на ружной температуры. В ряде случаев молено положи тельно использовать продолжительный морозный период и без капитальных вложений расширить сеть зимних маршрутов, используя скованные морозом ледовые и груитов’ые площадки в глубинных пунктах. И для рабо ты. автомобильного транспорта зима является более блаприятной для перевозки грузов по автозимникам.
Анализируя влияние климатического фактора на строительное производство, мы также не находим одно значного отрицательного влияния на различные техно логические процессы. Низкие температуры и продолжи тельность морозного^ периода вызывают наибольшие трудности лишь на открытых работах и при производ стве морозобоящихся «мокрых» работ.
Учитывая малую изученность внешней среды на хо зяйственную деятельность в Якутии в целом, можно ска зать, что перед наукой и практикой открывается боль шое и перспективное поле деятельности по совершенст вованию организации строительного производства.
Строительное производство в Якутии на современном этапе формируется как крупная отрасль индустрии, но без достаточного приспособления к климатическому фактору. Индустриальное производство отличается от простого тем, что оно функционирует непрерывно, и не прерывность его обеспечивается соответствующими мас штабами. При крупных масштабах хозяйственной дея тельности возникают условия более разумного разделе ния труда и кооперации во времени и пространстве.
Углубление разделения труда и кооперация труда обеспечиваются переносом заготовительных операций в заводские условия и концентрацией объемов на строи-
7
тельных площадках. Сборка готовых элементов, кон струкций и узлов высокой заводской готовности на Севе ре только зарождается. По традиционной практике пре обладает завоз строительных материалов на площадку, а не деталей и конструкций высокой заводской готовно сти. Опыт организации строительного производства на индустриальной основе в Якутии только зарождается. Складывается четкая схема развития стройиндустрии промкомплекса Вестях — Якуток на базе производства деталей жилых домов высокой заводской готовности на предприятиях Покровского промышленного узла и мон тажа их в Якутске и прилегающих районах в радиусе опти'мальиого тяготения.
Накоплен некоторый опыт производства монтажных работ с применением авиатранспорта при строитель стве и монтаже промышленных объектов в районе Мир ного и Айхала и газопровода Мастах — Якутск. Достав ка самолетами и вертолетами заготовок металлокон струкций и трубопроводов на монтажные площадки, вызвала некоторое повышение сметной стоимости строи тельства за счет транспортной составляющей. Одновре менно привела к значительной экономии живого труда непосредственно на строительной площадке, к повыше нию производительности труда и сокращению сроков строительства, что в конечном счете дало значительный экономический эффект. Экономическая эффективность здесь реализована за счет повышения суммы стоимо сти дополнительно полученной продукции от сокращения сроков строительства против суммы расходов на авиа транспорт.
Таким образом, использование современных техниче ских средств в условиях строительства на Севере в ряде случаев нивелирует специфические трудности. Эффектив ность производства монтажных работ в этом регионе приобретает все большую зависимость от уровня техни ческого вооружения живого труда и приспособленности техники к природно-климатическим условиям. Иными словами, от степени индустриализации строительства.
Общим показателем уровня развития строительного производства как на Севере, так и в других районах является показатель использования на строительной пло щадке предметов труда в виде полуфабрикатов, строи тельных деталей и конструкций заводской готовности.
8
Чем меньше применяются первичные строительные ма териалы, тем выше удельный вес монтажных элементов (готовых деталей и конструкций), тем выше степень ин дустриализации и производительность труда. На эту закономерность не оказывают влияние региональные особенности Севера. Наоборот, в условиях северной кли матической зоны необходимым условлен повышения строительного производства является всемерное сокра щение времени на открытых работах и концентрация в заводских условиях максимума производства деталей и
конструкций, изготовляемых из первичных |
материалов |
— цемента, леса и металла. |
труда на из |
В заводских условиях затраты живого |
готовление деталей и конструкций 'приблизительно рав новелики на Севере и в сопредельных районах, равнове лики и производственные нормы. Дополнительных затрат труда ■природно-климатические факторы требуют в условиях Севера на открытых монтажных работах. Но чем выше степень индустриализации строительного про изводства, тем меньше затрачивается живого труда на открытых работах. Следовательно, создание заводских мощностей по производству комплекса всех видов дета лей, в том числе и металлоконструкций, становится не обходимой предпосылкой и важнейшим условием повы шения эффективности строительства.
Однако возникает вопрос, где, в каком регионе более эффективно с точки зрения народно-хозяйственных зат рат разместить базу для строительной индустрии Севе ра: в районе Севера или за его пределами, в более уме ренной климатической зоне. Чтобы найти оптимальное решение, требуются многовариантные исследования. Ряд авторов приходит к выводу о размещении базы за пре делами Севера, в более умеренной климатической зоне. Решающее значение они отводят климатическому факто ру и в схеме транспортных связей — авиатранспорту-
В абстрактно-теоретическом отношении с этим молено согласиться. Однако проблема освоения природных ре сурсов Севера является конкретной экономико-хозяйст венной проблемой, и теоретические суждения о путях и методах приобретают силу научных знаний только пос ле проверки их на практике.
Опыт освоения и развития Севера за советский пе риод говорит о том, что чем выше концентрация произ
9