Файл: Астахов, А. И. Слесарь по ремонту строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. И. А С Т А Х О В

Слесарь по ремонту строительных машин

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

М о с к в а — 1970

6С6.08 A 91

УДК 69.002.51.004.67+683.3

НОСМ ЛЛЯр

ит. вала

............. . *

у о - а з з

£> - /

/3 6 ?

Астахов А. И.

А 91

Слесарь

по

ремонту

строительных

машин.

 

Стройиздат,

М.,

1970.

 

 

160 с. с илл.

(Серия пособий по повышению

мастерства рабочих-строителей).

 

 

 

В книге описаны виды слесарных работ, выполняе­

мых при ремонте строительных машин, а такж е приме­

няемые при ремонте

инструменты,

приспособления и

материалы. Рассмотрены способы организации ремонта

машин на ремонтных предприятиях и в полевых усло­

виях,

приведены

краткое

описание технологии

ремонта

и технической документации, а такж е

правила

безопас­

ности при выполнении ремонтных работ.

 

Книга

предназначена

для

повышения мастерства

слесарей,

занятых ремонтом строительных машин.

32—7

159—1970


П Р Е Д И С Л О В И Е

Внедрение в строительное производство но­ вой техники, применение сложных машин и оборудования требует подготовки квалифици­ рованных рабочих, способных освоить и полно­ стью использовать техническое оснащение на­ ших строек.

Профессия слесаря по ремонту строитель­ ных машин является одной из главных профес­ сий. Чтобы стать слесарем, нужно научиться выполнять все основные виды слесарных ра­ бот: рубку, опиливание, сверление, зенкование и др. Овладев необходимыми знаниями, мож­ но перейти к выполнению специальных слесар­ ных работ по сборке машин, ремонту машин, изготовлению приспособлений и др.

В результате применения механизированно­ го инструмента и станочного оборудования профессия слесаря приблизилась к професси­ ям механизированного труда. Так, от слесарей по ремонту оборудования теперь требуется умение работать на сверлильном и строгаль­ ном станках.

В любом строительном производстве, где имеются машины, механизмы и различные

приспособления, требуется труд слесаря.

На предприятиях или ъ мастерских, занима­ ющихся ремонтом различных строительных

машин, от слесарей требуется высокая квали­ фикация. Слесарь, работающий на таком пред­ приятии, выполняет разнообразные работы различной сложности и точности. Он ремонти­ рует или изготовляет отдельные детали, под­ гоняет их друг к другу или собирает в узлы.

3

При необходимости — паяет, лудит, произво­ дит регулировку и обкатку машин. На ремонт­ ных предприятиях много ручных работ, и сле­ сари здесь образуют основной рабочий состав предприятия.

Хорошая организация технического обслу­ живания машин на стройках, применение сов­ ременной прогрессивной технологии ремонтных работ, механизация ремонтных операций и правильная организация труда при ремонте открывают большие возможности сокращения объема и стоимости ремонтных работ, а также сокращения простоев машин в ремонте.

Для качественного технического обслужи­ вания и ремонта машин требуются определен­ ные знания и навыки по слесарным работам.

Слесарь должен обладать запасом техниче­ ских знаний и практических приемов, знать ос­ новные виды и свойства материалов, их назна­ чение, устройство инструментов и приспособ­ лений, организацию труда и рабочего места.

Слесарь должен уметь читать рабочие чер­ тежи и вычерчивать эскизы несложных дета­ лей, производить необходимые подсчеты.

Большое разнообразие материалов и инстру­ ментов, с которыми приходится встречаться слесарю, требует от него высокой культуры и специальной подготовки.

Передовые слесари, новаторы производств, добиваются высоких показателей работы упор­ ным трудом. Они постоянно повышают свои технические знания, напряженно работают над усовершенствованием рабочих процессов, над изобретением разного рода приспособлений, позволяющих увеличивать производительность труда. У новаторов производства каждая ми­ нута на учете. Они не допускают в работе ни­


каких перерывов, лишних разговоров, они твердо знают, что рабочее время принадлежит производству. Так, упорный и напряженный труд каждого из миллионов рабочих сливается в единый могучий поток, позволяющий нашей стране ускорить переход к коммунизму.

Цель настоящей книги — помочь рабочим освоить в короткий срок приемы выполнения слесарных работ, повысить свою квалифика­ цию, поднять качество технического обслужи­ вания и ремонта строительных и дорожных машин.

Г л а в а I

МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

1.Черные металлы

Кчерным металлам относятся железоугле­ родистые сплавы — чугун и сталь.

Чугун является первичным продуктом, по­ лучаемым из железных руд при плавке их в доменных печах. Он представляет собой сплав железа с углеродом при содержании последне­ го более 2%. Существует два вида чугуна: белый и серый.

Белый чугун содержит много углерода. Он отличается повышенной твердостью и хруп­ костью, что затрудняет его обработку инстру­ ментом. Кроме того, белый чугун при литье плохо заполняет формы, так как обладает низ­ кой жидкотекучестью. Поэтому главным на­ значением белого чугуна является дальнейшая переработка его в сталь, т. е. этот чугун явля­ ется передельным.

Серый чугун по сравнению с белым более вязок, хорошо обрабатывается, в расплавлен­ ном состоянии жидкотекуч и поэтому хорошо заполняет формы. Этот чугун называют литей­ ным. Он служит для изготовления литых дета­ лей (станин, картеров, корпусов редукторов, противовесов и др.).

Свойства чугуна зависят от количества со­ держащегося в нем углерода и других приме­ сей, основными из которых являются сера, фосфор, кремний, марганец.

Сера повышает вязкость расплавленного металла, что затрудняет заполнение литейных форм; придает чугуну красноломкость, которая выражается в том, что в процессе остывания отливки в ней образуются трещины; повышен­ ное содержание серы приводит к образованию усадочных раковин. Таким образом, сера яв­ ляется вредной примесью в чугуне, ее содер­ жание в отливках не должно превышать 0,1%.

Фосфор также является вредной примесью в чугуне; он увеличивает жидкотекучесть рас­ плавленного металла, вместе с тем он повыша­ ет хрупкость металла после остывания отливок (хладноломкость); содержание фосфора в чу­ гуне, предназначенном для изготовления дета­ лей строительных машин, не должно превы­ шать 0,2—0,3%.

Кремний способствует выделению из рас­ плавленного чугуна углерода в виде графита, что повышает мягкость чугуна.

Марганец препятствует выделению графи­ та; при содержании марганца выше 1% начи­

нается процесс «отбеливания»

серого

чугуна,

т. е. он приобретает свойство

белого

чугуна;

вместе с тем марганец ослабляет вредное влия­ ние серы, поэтому при содержании его в пре­ делах 0,7—1% он не является вредной при­ месью.

Для улучшения качества чугуна в него до­ бавляют другие химические элементы, которые придают металлу требуемые свойства. Такие химические элементы называют легирующими, а процесс улучшения металла — легировани­ ем. К легирующим элементам относятся хром, никель и некоторые другие. Для повышения прочности чугунных отливок, предназначенных для изготовления деталей, работающих под

7


давлением или испытывающих другие перемен­ ные нагрузки, в его состав перед разливкой добавляют магний или ферросилиций. Такие чугуны называют модифицированными.

Ковкий чугун получают уменьшением в его составе количества углерода.

Сталь представляет собой сплав железа с углеродом при содержании последнего менее 2%. В стали, как и в чугуне, имеются примеси (марганец, кремний, фосфор, сера и др.), ко­ торые существенным образом влияют на каче­ ство стали.

Углерод повышает жидкотекучесть стали, что важно для получения сложных по конфи­ гурации отливок. С повышением содержания углерода в стали до 0,35% увеличивается ее прочность. В строительном и дорожном маши­ ностроении наибольшее распространение име­ ют углеродистые стали марок 25Л, ЗОЛ и 35Л.

Марганец уменьшает вредное влияние се­ ры и повышает прочность стали. В обычных углеродистых сталях содержание марганца ко­ леблется от 0,3 до 0,9%.

Если сталь содержит более 0,9% марганца, она имеет специальное назначение. Так, ис­ пользуемая для изготовления рабочих органов камнедробилок, зубьев ковшей экскаваторов и других деталей, работающих на истирание в абразивной среде, сталь Г12 (сталь Гатфильда) содержит 12% марганца. Эта сталь харак­ теризуется более высоким по сравнению с дру­ гими сталями сопротивлением износу.

Кремний придает стали пластичность и зязкость. Сталь, содержащая более 0,5% кремния, считается легированной. Вместе с тем повышение содержания кремния ухудшает свариваемость стали. Поэтому детали, изго­

8

тавливаемые кузнечной сваркой (например, цепи ковшей драглайна), рекомендуется де­ лать из стали с низким (до 0,4%) содержани­ ем кремния.

Однако ответственные детали и конструк­ ции машин (например, крюки и детали рабоче­ го оборудования кранов) необходимо изготав­ ливать из сталей с повышенным содержанием кремния (стали спокойной плавки).

Фосфор снижает пластичность стали и при­ дает ей хладноломкость, т. е. способность раз­ рушаться при понижении температуры. Вред­ ное влияние фосфора проявляется тем замет­ нее, чем выше содержание в стали углерода. Поэтому в сталях, предназначенных для изго­ товления ответственных деталей, содержание фосфора не должно превышать 0,03—0,04%. Предельное содержание фосфора в стали —

0,05%.

Сера является наиболее вредной примесью в стали. Она способствует разрушению стали при нагревании (свойство красноломкости), что затрудняет изготовление деталей ковкой или горячей штамповкой.

Для получения сталей специального назна­ чения их легируют различными химическими элементами. Наиболее часто применяемыми легирующими элементами являются никель, хром, молибден, ванадий.

Никель повышает прокаливаемость стали. Повышение содержания никеля до 5% способ­ ствует получению стали с высокими механи­ ческими свойствами, обладающей стойкостью против коррозии.

Хром, как и никель, повышает прокаливае­ мость стали. Вместе с тем он способствует по­ лучению равномерной твердости по сечению

9