Файл: Астахов, А. И. Слесарь по ремонту строительных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
А. И. А С Т А Х О В
Слесарь по ремонту строительных машин
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
М о с к в а — 1970
6С6.08 A 91
УДК 69.002.51.004.67+683.3
НОСМ ЛЛЯр
ит. вала
............. . *1м
у о - а з з
£> - /
/3 6 ?
Астахов А. И.
А 91 |
Слесарь |
по |
ремонту |
строительных |
||||
машин. |
|
Стройиздат, |
М., |
1970. |
|
|||
|
160 с. с илл. |
(Серия пособий по повышению |
||||||
мастерства рабочих-строителей). |
|
|
||||||
|
В книге описаны виды слесарных работ, выполняе |
|||||||
мых при ремонте строительных машин, а такж е приме |
||||||||
няемые при ремонте |
инструменты, |
приспособления и |
||||||
материалы. Рассмотрены способы организации ремонта |
||||||||
машин на ремонтных предприятиях и в полевых усло |
||||||||
виях, |
приведены |
краткое |
описание технологии |
ремонта |
||||
и технической документации, а такж е |
правила |
безопас |
||||||
ности при выполнении ремонтных работ. |
|
|||||||
Книга |
предназначена |
для |
повышения мастерства |
|||||
слесарей, |
занятых ремонтом строительных машин. |
3— 2—7
159—1970
П Р Е Д И С Л О В И Е
Внедрение в строительное производство но вой техники, применение сложных машин и оборудования требует подготовки квалифици рованных рабочих, способных освоить и полно стью использовать техническое оснащение на ших строек.
Профессия слесаря по ремонту строитель ных машин является одной из главных профес сий. Чтобы стать слесарем, нужно научиться выполнять все основные виды слесарных ра бот: рубку, опиливание, сверление, зенкование и др. Овладев необходимыми знаниями, мож но перейти к выполнению специальных слесар ных работ по сборке машин, ремонту машин, изготовлению приспособлений и др.
В результате применения механизированно го инструмента и станочного оборудования профессия слесаря приблизилась к професси ям механизированного труда. Так, от слесарей по ремонту оборудования теперь требуется умение работать на сверлильном и строгаль ном станках.
В любом строительном производстве, где имеются машины, механизмы и различные
приспособления, требуется труд слесаря.
На предприятиях или ъ мастерских, занима ющихся ремонтом различных строительных
машин, от слесарей требуется высокая квали фикация. Слесарь, работающий на таком пред приятии, выполняет разнообразные работы различной сложности и точности. Он ремонти рует или изготовляет отдельные детали, под гоняет их друг к другу или собирает в узлы.
3
При необходимости — паяет, лудит, произво дит регулировку и обкатку машин. На ремонт ных предприятиях много ручных работ, и сле сари здесь образуют основной рабочий состав предприятия.
Хорошая организация технического обслу живания машин на стройках, применение сов ременной прогрессивной технологии ремонтных работ, механизация ремонтных операций и правильная организация труда при ремонте открывают большие возможности сокращения объема и стоимости ремонтных работ, а также сокращения простоев машин в ремонте.
Для качественного технического обслужи вания и ремонта машин требуются определен ные знания и навыки по слесарным работам.
Слесарь должен обладать запасом техниче ских знаний и практических приемов, знать ос новные виды и свойства материалов, их назна чение, устройство инструментов и приспособ лений, организацию труда и рабочего места.
Слесарь должен уметь читать рабочие чер тежи и вычерчивать эскизы несложных дета лей, производить необходимые подсчеты.
Большое разнообразие материалов и инстру ментов, с которыми приходится встречаться слесарю, требует от него высокой культуры и специальной подготовки.
Передовые слесари, новаторы производств, добиваются высоких показателей работы упор ным трудом. Они постоянно повышают свои технические знания, напряженно работают над усовершенствованием рабочих процессов, над изобретением разного рода приспособлений, позволяющих увеличивать производительность труда. У новаторов производства каждая ми нута на учете. Они не допускают в работе ни
каких перерывов, лишних разговоров, они твердо знают, что рабочее время принадлежит производству. Так, упорный и напряженный труд каждого из миллионов рабочих сливается в единый могучий поток, позволяющий нашей стране ускорить переход к коммунизму.
Цель настоящей книги — помочь рабочим освоить в короткий срок приемы выполнения слесарных работ, повысить свою квалифика цию, поднять качество технического обслужи вания и ремонта строительных и дорожных машин.
Г л а в а I
МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
1.Черные металлы
Кчерным металлам относятся железоугле родистые сплавы — чугун и сталь.
Чугун является первичным продуктом, по лучаемым из железных руд при плавке их в доменных печах. Он представляет собой сплав железа с углеродом при содержании последне го более 2%. Существует два вида чугуна: белый и серый.
Белый чугун содержит много углерода. Он отличается повышенной твердостью и хруп костью, что затрудняет его обработку инстру ментом. Кроме того, белый чугун при литье плохо заполняет формы, так как обладает низ кой жидкотекучестью. Поэтому главным на значением белого чугуна является дальнейшая переработка его в сталь, т. е. этот чугун явля ется передельным.
Серый чугун по сравнению с белым более вязок, хорошо обрабатывается, в расплавлен ном состоянии жидкотекуч и поэтому хорошо заполняет формы. Этот чугун называют литей ным. Он служит для изготовления литых дета лей (станин, картеров, корпусов редукторов, противовесов и др.).
Свойства чугуна зависят от количества со держащегося в нем углерода и других приме сей, основными из которых являются сера, фосфор, кремний, марганец.
Сера повышает вязкость расплавленного металла, что затрудняет заполнение литейных форм; придает чугуну красноломкость, которая выражается в том, что в процессе остывания отливки в ней образуются трещины; повышен ное содержание серы приводит к образованию усадочных раковин. Таким образом, сера яв ляется вредной примесью в чугуне, ее содер жание в отливках не должно превышать 0,1%.
Фосфор также является вредной примесью в чугуне; он увеличивает жидкотекучесть рас плавленного металла, вместе с тем он повыша ет хрупкость металла после остывания отливок (хладноломкость); содержание фосфора в чу гуне, предназначенном для изготовления дета лей строительных машин, не должно превы шать 0,2—0,3%.
Кремний способствует выделению из рас плавленного чугуна углерода в виде графита, что повышает мягкость чугуна.
Марганец препятствует выделению графи та; при содержании марганца выше 1% начи
нается процесс «отбеливания» |
серого |
чугуна, |
т. е. он приобретает свойство |
белого |
чугуна; |
вместе с тем марганец ослабляет вредное влия ние серы, поэтому при содержании его в пре делах 0,7—1% он не является вредной при месью.
Для улучшения качества чугуна в него до бавляют другие химические элементы, которые придают металлу требуемые свойства. Такие химические элементы называют легирующими, а процесс улучшения металла — легировани ем. К легирующим элементам относятся хром, никель и некоторые другие. Для повышения прочности чугунных отливок, предназначенных для изготовления деталей, работающих под
7
давлением или испытывающих другие перемен ные нагрузки, в его состав перед разливкой добавляют магний или ферросилиций. Такие чугуны называют модифицированными.
Ковкий чугун получают уменьшением в его составе количества углерода.
Сталь представляет собой сплав железа с углеродом при содержании последнего менее 2%. В стали, как и в чугуне, имеются примеси (марганец, кремний, фосфор, сера и др.), ко торые существенным образом влияют на каче ство стали.
Углерод повышает жидкотекучесть стали, что важно для получения сложных по конфи гурации отливок. С повышением содержания углерода в стали до 0,35% увеличивается ее прочность. В строительном и дорожном маши ностроении наибольшее распространение име ют углеродистые стали марок 25Л, ЗОЛ и 35Л.
Марганец уменьшает вредное влияние се ры и повышает прочность стали. В обычных углеродистых сталях содержание марганца ко леблется от 0,3 до 0,9%.
Если сталь содержит более 0,9% марганца, она имеет специальное назначение. Так, ис пользуемая для изготовления рабочих органов камнедробилок, зубьев ковшей экскаваторов и других деталей, работающих на истирание в абразивной среде, сталь Г12 (сталь Гатфильда) содержит 12% марганца. Эта сталь харак теризуется более высоким по сравнению с дру гими сталями сопротивлением износу.
Кремний придает стали пластичность и зязкость. Сталь, содержащая более 0,5% кремния, считается легированной. Вместе с тем повышение содержания кремния ухудшает свариваемость стали. Поэтому детали, изго
8
тавливаемые кузнечной сваркой (например, цепи ковшей драглайна), рекомендуется де лать из стали с низким (до 0,4%) содержани ем кремния.
Однако ответственные детали и конструк ции машин (например, крюки и детали рабоче го оборудования кранов) необходимо изготав ливать из сталей с повышенным содержанием кремния (стали спокойной плавки).
Фосфор снижает пластичность стали и при дает ей хладноломкость, т. е. способность раз рушаться при понижении температуры. Вред ное влияние фосфора проявляется тем замет нее, чем выше содержание в стали углерода. Поэтому в сталях, предназначенных для изго товления ответственных деталей, содержание фосфора не должно превышать 0,03—0,04%. Предельное содержание фосфора в стали —
0,05%.
Сера является наиболее вредной примесью в стали. Она способствует разрушению стали при нагревании (свойство красноломкости), что затрудняет изготовление деталей ковкой или горячей штамповкой.
Для получения сталей специального назна чения их легируют различными химическими элементами. Наиболее часто применяемыми легирующими элементами являются никель, хром, молибден, ванадий.
Никель повышает прокаливаемость стали. Повышение содержания никеля до 5% способ ствует получению стали с высокими механи ческими свойствами, обладающей стойкостью против коррозии.
Хром, как и никель, повышает прокаливае мость стали. Вместе с тем он способствует по лучению равномерной твердости по сечению
9