ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
зернистости структуры, пористости, применением кругов на кера мической связке вместо вулканитовой или бакелитовой — интенсив ность теплообразования возрастает.
3.С повышением интенсивности съема металла (глубины шли фования или подачи), скорости резания, величины снимаемого припуска и длительности шлифования, а также с уменьшением скорости вращения изделия обеспечение условий бесприжогового шлифования усложняется.
4.С уменьшением смазывающих свойств охлаждающих жид костей увеличивается коэффициент трения между абразивным инст рументом и шлифуемой поверхностью, возрастает «засаливание» круга и, как следствие, склонность процесса к появлению прижогов.
5.' Большое влияние на тепловую напряженность шлифовани оказывают характер1износа абразивного инструмента и взаимное воздействие различных факторов. При работе шлифовального круга
вусловиях затупления вероятность появления прижогов выше, чем при работе его в режиме самозатачивания. Поэтому при обработке вулканитовыми кругами в режиме самозатачивания длительность шлифования или увеличение припуска практически не ухудшают условия по бесприжоговому шлифованию. В то же время для кера мических кругов, работающих в условиях затупления, увеличение припуска или длительности шлифования является одной из основ ных причин образования прижога. В связи с этим для каждого конкретного случая обработки существуют свои оптимальные соче тания составляющих технологического процесса. Однако в настоя щее время нет универсальной теории, на основании которой эти сочетания могли бы быть получены расчетным путем. Условия побесприжоговому шлифованию определяются, как правило, на осно вании экспериментальных данных или исходя из производственного опыта.
6.В большинстве случаев появление прижогов связано с нару шением технологического процесса, а именно: отклонениями в структуре металла или качестве его термообработки, изменениями характеристики шлифовального круга, ухудшением качества СОЖ или степени ее очистки, применением завышенных режимов резания, несоблюдением межоперационных припусков, неправильной налад кой станка, неисправностями оборудования и т. д. Устранение ука занных дефектов не вызывает особых затруднений, если установле на истинная Причина появления прижога. Пользуясь приведенным
вобзоре классификатором, можно по внешнему виду определить характерные причины прижога. Существенное снижение прижогов
восновном зависит от организации и культуры производства, так как для этого необходимо постоянно и строго контролировать соблюдение технологического процесса, следить за качеством посту пающего металла, абразивного, правящего инструмента, СОЖ, производить профилактический ремонт оборудования, принудитель
ную проверку наладки станка, постоянно совершенствовать квали
57
фикацию обслуживающего персонала. Выполнение этих условий не умалиет важность периодической проверки деталей на прижоги.
Условия бесприжогового шлифования в ряде случаев сущест венно ограничивают величину рабочих подач и глубину резания, сокращают стойкость шлифовального круга из-за введения допол нительной правки, требуют увеличения пути чистового шлифования и времени обработки.
Значительному снижению влияния режимов резания и стой кости круга на появление прижогов и, как следствие, повышению производительности процесса шлифования способствуют приведен ные рекомендации:
по обрабатываемому металлу — введение предварительной тер мической обработки стали (нормализации) для улучшения одно родности структуры металла; нагрев и закалка деталей в печах с искусственной контролируемой атмосферой для уменьшения дефек тов по обезуглероживанию поверхностного слоя; второй и даже третий отпуск, высокотемпературный отпуск, обработка деталей холодом для уменьшения количества остаточного аустенита;
по абразивному инструменту — подбор шлифовальных кругов, менее склонных к образованию прижогов, с малым содержанием механических примесей (электрокорунд белый и карбид кремния зеленый) и с содержанием основной зерновой фракции до 70% (для чего предусматривают «спецрассев»); проведение сортировки кру гов по твердости; применение для отдельных операций монокорундовых кругов, хромистых с пропиткой серой и другими импрегнаторами; кругов с прерывистой рабочей поверхностью, а также кругов из эльбора.
по стабилизации процесса шлифования — применение систем адаптивного управления, позволяющего учитывать и“корректиро вать режимы шлифования в зависимости от изменений условий об работки; I
по смазывающе-охлаждающим жидкостям — использование в качестве охлаждения СОЖ с поверхностно-активными веществами, обладающими хорошими смазочными свойствами; применение для труднообрабатываемых сталей и сплавов масляных СОЖ и даже жиров, а также внедрение подачи СОЖ через специальное сопло и внезонная очистка шлифовальных кругов, что дает возможность значительно снизить температуру в зоне резания, уменьшить коэф фициент трения, ликвидировать «засаливание» абразивного инстру мента и тем самым повысить производительность и одновременно стойкость кругов.
Следует отметить, что в современных прогрессивных технологи ческих процессах в целях повышения производительности шлифо вания более чем в два-три раза, а также обеспечения высоких ка чественных показателей обработки рекомендуют предусматривать внедрение комплекса мероприятий: повышение жесткости техноло
58
гической системы СПИД и надежности соблюдения рабочего цикла, применение СОЖ с ПАВ и улучшение условий подвода ее в зону резания, подбор высококачественных кругов и тщательный их контроль перед установкой на станок. Однако эффект может быть достигнут только в том случае, если рост производительности сдер живало появление прижогов, а внедряемые мероприятия решили проблему бесприжогового шлифования. Если же внедряемые реко мендации общего или частного характера не устранили причины появления прижогов, нельзя ждать эффекта в повышении произво дительности. Поэтому каждой работе должен предшествовать анализ конкретных условий обработки с выявлением ограничиваю щих факторов.
ЛИ Т Е Р А Т У Р А
1.А л я б ь е в А. Я. Исследование тепловых явлений при шлифовании метал лов. Киевский институт гражданского воздушного'флота, г. Киев, 1959.
2. А л ь т ш у л е р Л. В., |
С п е р а н с к а я |
М. П. Структурные превращения |
|||||||
в поверхностных слоях |
закаленной стали под влиянием шлифования.— «Вестник |
||||||||
металлопромышленности». 1940, № 1. |
этапы и эффективность работы |
правящего |
|||||||
3. Б а й к а л о в |
А. К. Основные |
||||||||
инструмента из |
«Славутича».— Сб. № |
1 «Техническое обеспечение точности и на |
|||||||
дежности деталей машин и приборов». М., МДНТП, 1970. |
|
автомат.— |
|||||||
4. Б а й о р |
Б. Н., |
Э л и с м а н |
Ю. Л. |
Внутришлифовальный |
|||||
«Станки и инструмент». № 5, 1973. |
|
машиностроения. М., |
«Машиност |
||||||
5. Б а л а к ш и н |
Б. С. Основы технологии |
||||||||
роение», 1969. |
|
X. X. Экспериментальное |
исследование |
сферического шлифо |
|||||
6. Б а т а л о в |
|||||||||
вания |
подшипниковых |
колец |
методом |
качения.— «Станки |
и инструмент» N° 1, |
||||
1956. |
Б е с с ер |
М. Р., |
Б а с к о в ' Л . В. Глубина и характер |
изменения структуры |
|||||
7. |
закаленной легированной стали при ее шлифовании.— «Вестник машиностроения».
1963, № 9. |
- |
в. |
Б е с с е р М. Р. Исследование некоторых вопросов повышения производи |
тельности при внутреннем врезном шлифовании. Автореферат канд. дисс., г. Сара тов, 1964.
9. Б о к у ч а в а |
Г. В. Износ абразивных зерен шлифовального круга. Высо |
копроизводительное шлифование. М., Изд. АН СССР, 1962. |
|
10. Б о л о н о в а |
Е. В. Силовое и скоростное шлифование. — Сб. «Итоги |
науки и техники. Резание металлов, Станки и инструмент». М„ ВИНИТИ, 1970. 11. Б о я р н и к о в Ю. А. и др. Устройство для предотвращения прижатоепри
шлифовании.— «Станки и инструмент», 1972, № 3.
12. |
В у л ь ф |
А. М., |
М у р д а с о в |
А. В. Особенности работы шлифовальных |
кругов |
из абразивного |
зерна разной |
формы.— Науч.-техн. реф. сб. «Абразивы». |
|
Вып. 4, |
1967. |
Ю. А. Инструментальные станки. М., «Металлургия», 1968. |
||
13. |
Г е л л е р |
|||
14. |
Г е н к и н |
М. А., Р ы ж о в М. Н. Некоторые пути снижения црижогов при |
||
шлифовании зубчатых |
колес. — «Вестник машиностроения», 1964, № 7. |
|||
15. Г л е й з е р Л. А. О сущности |
процесса круглого шлифования. Авторефе |
|||
рат докт. дисс. М., Станкин, 1956. |
|
|||
16. |
Г о х в а т |
Л. Я. Черные точки на рабочих поверхностях колец подшипни |
ков. Труды семинара по вопросам прогрессивных методов шлифования и доводки деталей подшипников качения. М., Изд. АН СССР, 1964.
17. Г у л я е в А. П. Металловедение. М., «Металлургия», 1966.
18. З а в ь я л о в а Т. В. Исследование возможности уменьшения прижогов при заточке режущего инструмента. Автореферат канд. дисс. М., Станкин, 1972.
19. |
И п п о л и т о в |
Г. М. Абразивно-алмазная обработка. М., «Машинострое |
ние», 1969. |
С и л и н С. С. Методика расчета температур при шлифо |
|
20. |
И с а е в А. И., |
вании. — «Вестник машиностроения». 1957, № 5.
21. К а ч а н о в Н. Н., С п р и ш е в с к и й А. И. и др. О процессах, протекаю щих при плоском шлифовании. Труды ВНИИПП, 1963, N° 4.
60
22. Ко в а л ь ч у к Е. Р. Повышение качества поверхностного слоя зубьев ци линдрических колес и производительности при зубошлифовании путем адаптив-
'ного управления. Автореферат канд. дисс". М , Станкин, 1972.
23.К о с т е ц к и й Б . И. Шлифование закаленной стали. Гостехиздат Украины,
1949.
24.К р е м е н ь 3. И. и др. Эффективность применения абразивных кругов, пропитанных серой при внутреннем врезном шлифовании колец подшипников.— Науч.-техн. реф. сб. «Абразивы». Вып. 3, М., НИИМАШ, 1972.
25. К у л а к о в Ю. М„ Х р у л ь к о в В. А. Изменение характеристики шли фовальных кругов и процесса шлифования под воздействием смазывающе-охлаж- дающих жидкостей. М., — Труды НИИ технологии и организации производства, М„ 1964, № 191.
26.К у р ч и к Н. Н., В а й н ш т о к В. В., Ш ех т ер Ю. Н. Смазочные мате риалы для обработки металлов резанием. М., «Химия», 1972.
27.Л а н д а В. А. Исследование структурных превращений, возникающих при шлифовании стали. Автореферат, канд. дисс. М., Станкин, 1961.
28. Л е й к а х Л. М., К о п ы л е н к о Ю. В., А л ь п е р о в и ч Т. А. Исследо вание процесса трения скольжения детали по опорам при бесцентровом шлифо
вании. — Труды института ВНИПП. М„ 1971, № 1. |
|
||
29. |
Л у р ь е Г. Б. Шлифование металлов. М., «Машиностроение», 1969. |
||
30. |
Л у р ь е |
Г. Б., К о м и сс а р ж е в с к а я |
В. Н. Шлифовальные станки и |
их наладка. М., «Высшая школа», 1972. |
|
||
31. |
М а с л о в |
Е. Н. Основы теории шлифования металлов. М., Машгиз, 1951. |
|
32. |
М а с л о в |
Е. Н. Основные закономерности |
высокопроизводительного шли |
фования. Высокопроизводительное шлифование. М., Изд. АН СССР, 1962.
33. Металловедение и термическая обработка. Справочник под ред. акад.
Гудцова Н. Т. и др. М., «Металлургия», 1956. |
|
34. М о р о з о в В. Г., Р е д ь к о С. Г. Тонкая очистка смазочно-охлаждающих |
|
жидкостей в гидроциклонах. — «Станки и инструмент». 1973, № |
11. |
35. Общемашиностроительные нормативы режимов резания |
для технологи |
ческого нормирования работ на шлифовальных и доводочных станках. М., 1967.
36. О с т р о в с к и й |
В. И. Практическая методика оценки контактных |
тем |
|
ператур и выбор режимов резания по температурному критерию |
при шлифова |
||
нии. — Науч.-техн. реф. сб. «Абразивы», Вып. 4, М., НИИМАШ, 1967. |
путем |
||
37. О с т р о в с к и й |
В. И. Улучшение свойств шлифовальных |
кругов |
пропитки. Экономичность и точность абразивно-алмазной обработки. М., Общество «Знание». 1971.
38. П е т р у с е в и ч А. И., Г е н к и н М. Д., Р ы ж о в Н. М. Влияние шли фовальных прижогов на контактную выносливость цементованных и закаленных
зубчатых колес. — «Вестник машиностроения», 1965, № 6. |
|
39. П о д з ей В. А. О качестве поверхностного слоя закаленных сталей после |
|
алмазного шлифования. — Науч.-техн. реф. сб. «Алмазы». Вып. I. М., НИИМАШ. |
|
1970. |
и пути их уст |
40. П о д з ей А. В., Я к и м о в А. В. Шлифовальные дефекты |
|
ранения. — «Вестник машиностроения», 1972, № 3. |
|
41. П о д з е й А. В., Я к и м о в А. В., Б о яр н и к о в Ю. А. О работе шлифо |
|
вальных кругов с прерывистой рабочей поверхностью,— «Вестник |
машинострое |
ния», 1969, № 9.
. 42. Применение смазочно-охлаждающих жидкостей для обработки металлов реянием в станкостроительной и инструментальной промышленности. М., НИИ
МАШ, 1971. |
С. Г., Т е п л о е В. Б. Смазочно-охлаждающая жидкость |
для |
43. Р е д ь к о |
||
сложных условий |
абразивной обработки. — «Вестник машиностроения», |
1973, |
№ 11. |
|
|
44. Р е д ь к о |
С. Г. Процессы теплообразования при шлифовании металлов. |
|
Изд. Саратовского университета. Саратов, 1962. |
|
|
45. Р ы ж о в |
М. А., Р ы ж о в - М. Н. Оценка способов шлифования зубчатых |
колес по тепловому воздействию на поверхностный слой зубьев.— «Станки и инст румент», 1971,'№ 6.
61