Файл: Эльянов, В. Д. Прижоги при шлифовании обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зернистости структуры, пористости, применением кругов на кера­ мической связке вместо вулканитовой или бакелитовой — интенсив­ ность теплообразования возрастает.

3.С повышением интенсивности съема металла (глубины шли­ фования или подачи), скорости резания, величины снимаемого припуска и длительности шлифования, а также с уменьшением скорости вращения изделия обеспечение условий бесприжогового шлифования усложняется.

4.С уменьшением смазывающих свойств охлаждающих жид­ костей увеличивается коэффициент трения между абразивным инст­ рументом и шлифуемой поверхностью, возрастает «засаливание» круга и, как следствие, склонность процесса к появлению прижогов.

5.' Большое влияние на тепловую напряженность шлифовани оказывают характер1износа абразивного инструмента и взаимное воздействие различных факторов. При работе шлифовального круга

вусловиях затупления вероятность появления прижогов выше, чем при работе его в режиме самозатачивания. Поэтому при обработке вулканитовыми кругами в режиме самозатачивания длительность шлифования или увеличение припуска практически не ухудшают условия по бесприжоговому шлифованию. В то же время для кера­ мических кругов, работающих в условиях затупления, увеличение припуска или длительности шлифования является одной из основ­ ных причин образования прижога. В связи с этим для каждого конкретного случая обработки существуют свои оптимальные соче­ тания составляющих технологического процесса. Однако в настоя­ щее время нет универсальной теории, на основании которой эти сочетания могли бы быть получены расчетным путем. Условия побесприжоговому шлифованию определяются, как правило, на осно­ вании экспериментальных данных или исходя из производственного опыта.

6.В большинстве случаев появление прижогов связано с нару­ шением технологического процесса, а именно: отклонениями в структуре металла или качестве его термообработки, изменениями характеристики шлифовального круга, ухудшением качества СОЖ или степени ее очистки, применением завышенных режимов резания, несоблюдением межоперационных припусков, неправильной налад­ кой станка, неисправностями оборудования и т. д. Устранение ука­ занных дефектов не вызывает особых затруднений, если установле­ на истинная Причина появления прижога. Пользуясь приведенным

вобзоре классификатором, можно по внешнему виду определить характерные причины прижога. Существенное снижение прижогов

восновном зависит от организации и культуры производства, так как для этого необходимо постоянно и строго контролировать соблюдение технологического процесса, следить за качеством посту­ пающего металла, абразивного, правящего инструмента, СОЖ, производить профилактический ремонт оборудования, принудитель­

ную проверку наладки станка, постоянно совершенствовать квали­

57


фикацию обслуживающего персонала. Выполнение этих условий не умалиет важность периодической проверки деталей на прижоги.

Условия бесприжогового шлифования в ряде случаев сущест­ венно ограничивают величину рабочих подач и глубину резания, сокращают стойкость шлифовального круга из-за введения допол­ нительной правки, требуют увеличения пути чистового шлифования и времени обработки.

Значительному снижению влияния режимов резания и стой­ кости круга на появление прижогов и, как следствие, повышению производительности процесса шлифования способствуют приведен­ ные рекомендации:

по обрабатываемому металлу — введение предварительной тер­ мической обработки стали (нормализации) для улучшения одно­ родности структуры металла; нагрев и закалка деталей в печах с искусственной контролируемой атмосферой для уменьшения дефек­ тов по обезуглероживанию поверхностного слоя; второй и даже третий отпуск, высокотемпературный отпуск, обработка деталей холодом для уменьшения количества остаточного аустенита;

по абразивному инструменту — подбор шлифовальных кругов, менее склонных к образованию прижогов, с малым содержанием механических примесей (электрокорунд белый и карбид кремния зеленый) и с содержанием основной зерновой фракции до 70% (для чего предусматривают «спецрассев»); проведение сортировки кру­ гов по твердости; применение для отдельных операций монокорундовых кругов, хромистых с пропиткой серой и другими импрегнаторами; кругов с прерывистой рабочей поверхностью, а также кругов из эльбора.

по стабилизации процесса шлифования — применение систем адаптивного управления, позволяющего учитывать и“корректиро­ вать режимы шлифования в зависимости от изменений условий об­ работки; I

по смазывающе-охлаждающим жидкостям — использование в качестве охлаждения СОЖ с поверхностно-активными веществами, обладающими хорошими смазочными свойствами; применение для труднообрабатываемых сталей и сплавов масляных СОЖ и даже жиров, а также внедрение подачи СОЖ через специальное сопло и внезонная очистка шлифовальных кругов, что дает возможность значительно снизить температуру в зоне резания, уменьшить коэф­ фициент трения, ликвидировать «засаливание» абразивного инстру­ мента и тем самым повысить производительность и одновременно стойкость кругов.

Следует отметить, что в современных прогрессивных технологи­ ческих процессах в целях повышения производительности шлифо­ вания более чем в два-три раза, а также обеспечения высоких ка­ чественных показателей обработки рекомендуют предусматривать внедрение комплекса мероприятий: повышение жесткости техноло­

58



гической системы СПИД и надежности соблюдения рабочего цикла, применение СОЖ с ПАВ и улучшение условий подвода ее в зону резания, подбор высококачественных кругов и тщательный их контроль перед установкой на станок. Однако эффект может быть достигнут только в том случае, если рост производительности сдер­ живало появление прижогов, а внедряемые мероприятия решили проблему бесприжогового шлифования. Если же внедряемые реко­ мендации общего или частного характера не устранили причины появления прижогов, нельзя ждать эффекта в повышении произво­ дительности. Поэтому каждой работе должен предшествовать анализ конкретных условий обработки с выявлением ограничиваю­ щих факторов.

ЛИ Т Е Р А Т У Р А

1.А л я б ь е в А. Я. Исследование тепловых явлений при шлифовании метал­ лов. Киевский институт гражданского воздушного'флота, г. Киев, 1959.

2. А л ь т ш у л е р Л. В.,

С п е р а н с к а я

М. П. Структурные превращения

в поверхностных слоях

закаленной стали под влиянием шлифования.— «Вестник

металлопромышленности». 1940, № 1.

этапы и эффективность работы

правящего

3. Б а й к а л о в

А. К. Основные

инструмента из

«Славутича».— Сб. №

1 «Техническое обеспечение точности и на­

дежности деталей машин и приборов». М., МДНТП, 1970.

 

автомат.—

4. Б а й о р

Б. Н.,

Э л и с м а н

Ю. Л.

Внутришлифовальный

«Станки и инструмент». № 5, 1973.

 

машиностроения. М.,

«Машиност­

5. Б а л а к ш и н

Б. С. Основы технологии

роение», 1969.

 

X. X. Экспериментальное

исследование

сферического шлифо­

6. Б а т а л о в

вания

подшипниковых

колец

методом

качения.— «Станки

и инструмент» N° 1,

1956.

Б е с с ер

М. Р.,

Б а с к о в ' Л . В. Глубина и характер

изменения структуры

7.

закаленной легированной стали при ее шлифовании.— «Вестник машиностроения».

1963, № 9.

-

в.

Б е с с е р М. Р. Исследование некоторых вопросов повышения производи

тельности при внутреннем врезном шлифовании. Автореферат канд. дисс., г. Сара­ тов, 1964.

9. Б о к у ч а в а

Г. В. Износ абразивных зерен шлифовального круга. Высо­

копроизводительное шлифование. М., Изд. АН СССР, 1962.

10. Б о л о н о в а

Е. В. Силовое и скоростное шлифование. — Сб. «Итоги

науки и техники. Резание металлов, Станки и инструмент». М„ ВИНИТИ, 1970. 11. Б о я р н и к о в Ю. А. и др. Устройство для предотвращения прижатоепри

шлифовании.— «Станки и инструмент», 1972, № 3.

12.

В у л ь ф

А. М.,

М у р д а с о в

А. В. Особенности работы шлифовальных

кругов

из абразивного

зерна разной

формы.— Науч.-техн. реф. сб. «Абразивы».

Вып. 4,

1967.

Ю. А. Инструментальные станки. М., «Металлургия», 1968.

13.

Г е л л е р

14.

Г е н к и н

М. А., Р ы ж о в М. Н. Некоторые пути снижения црижогов при

шлифовании зубчатых

колес. — «Вестник машиностроения», 1964, № 7.

15. Г л е й з е р Л. А. О сущности

процесса круглого шлифования. Авторефе­

рат докт. дисс. М., Станкин, 1956.

 

16.

Г о х в а т

Л. Я. Черные точки на рабочих поверхностях колец подшипни­

ков. Труды семинара по вопросам прогрессивных методов шлифования и доводки деталей подшипников качения. М., Изд. АН СССР, 1964.

17. Г у л я е в А. П. Металловедение. М., «Металлургия», 1966.

18. З а в ь я л о в а Т. В. Исследование возможности уменьшения прижогов при заточке режущего инструмента. Автореферат канд. дисс. М., Станкин, 1972.

19.

И п п о л и т о в

Г. М. Абразивно-алмазная обработка. М., «Машинострое­

ние», 1969.

С и л и н С. С. Методика расчета температур при шлифо­

20.

И с а е в А. И.,

вании. — «Вестник машиностроения». 1957, 5.

21. К а ч а н о в Н. Н., С п р и ш е в с к и й А. И. и др. О процессах, протекаю­ щих при плоском шлифовании. Труды ВНИИПП, 1963, N° 4.

60


22. Ко в а л ь ч у к Е. Р. Повышение качества поверхностного слоя зубьев ци­ линдрических колес и производительности при зубошлифовании путем адаптив-

'ного управления. Автореферат канд. дисс". М , Станкин, 1972.

23.К о с т е ц к и й Б . И. Шлифование закаленной стали. Гостехиздат Украины,

1949.

24.К р е м е н ь 3. И. и др. Эффективность применения абразивных кругов, пропитанных серой при внутреннем врезном шлифовании колец подшипников.— Науч.-техн. реф. сб. «Абразивы». Вып. 3, М., НИИМАШ, 1972.

25. К у л а к о в Ю. М„ Х р у л ь к о в В. А. Изменение характеристики шли­ фовальных кругов и процесса шлифования под воздействием смазывающе-охлаж- дающих жидкостей. М., — Труды НИИ технологии и организации производства, М„ 1964, № 191.

26.К у р ч и к Н. Н., В а й н ш т о к В. В., Ш ех т ер Ю. Н. Смазочные мате­ риалы для обработки металлов резанием. М., «Химия», 1972.

27.Л а н д а В. А. Исследование структурных превращений, возникающих при шлифовании стали. Автореферат, канд. дисс. М., Станкин, 1961.

28. Л е й к а х Л. М., К о п ы л е н к о Ю. В., А л ь п е р о в и ч Т. А. Исследо­ вание процесса трения скольжения детали по опорам при бесцентровом шлифо­

вании. — Труды института ВНИПП. М„ 1971, № 1.

 

29.

Л у р ь е Г. Б. Шлифование металлов. М., «Машиностроение», 1969.

30.

Л у р ь е

Г. Б., К о м и сс а р ж е в с к а я

В. Н. Шлифовальные станки и

их наладка. М., «Высшая школа», 1972.

 

31.

М а с л о в

Е. Н. Основы теории шлифования металлов. М., Машгиз, 1951.

32.

М а с л о в

Е. Н. Основные закономерности

высокопроизводительного шли­

фования. Высокопроизводительное шлифование. М., Изд. АН СССР, 1962.

33. Металловедение и термическая обработка. Справочник под ред. акад.

Гудцова Н. Т. и др. М., «Металлургия», 1956.

 

34. М о р о з о в В. Г., Р е д ь к о С. Г. Тонкая очистка смазочно-охлаждающих

жидкостей в гидроциклонах. — «Станки и инструмент». 1973, №

11.

35. Общемашиностроительные нормативы режимов резания

для технологи­

ческого нормирования работ на шлифовальных и доводочных станках. М., 1967.

36. О с т р о в с к и й

В. И. Практическая методика оценки контактных

тем­

ператур и выбор режимов резания по температурному критерию

при шлифова­

нии. — Науч.-техн. реф. сб. «Абразивы», Вып. 4, М., НИИМАШ, 1967.

путем

37. О с т р о в с к и й

В. И. Улучшение свойств шлифовальных

кругов

пропитки. Экономичность и точность абразивно-алмазной обработки. М., Общество «Знание». 1971.

38. П е т р у с е в и ч А. И., Г е н к и н М. Д., Р ы ж о в Н. М. Влияние шли­ фовальных прижогов на контактную выносливость цементованных и закаленных

зубчатых колес. — «Вестник машиностроения», 1965, № 6.

 

39. П о д з ей В. А. О качестве поверхностного слоя закаленных сталей после

алмазного шлифования. — Науч.-техн. реф. сб. «Алмазы». Вып. I. М., НИИМАШ.

1970.

и пути их уст­

40. П о д з ей А. В., Я к и м о в А. В. Шлифовальные дефекты

ранения. — «Вестник машиностроения», 1972, № 3.

 

41. П о д з е й А. В., Я к и м о в А. В., Б о яр н и к о в Ю. А. О работе шлифо­

вальных кругов с прерывистой рабочей поверхностью,— «Вестник

машинострое­

ния», 1969, № 9.

. 42. Применение смазочно-охлаждающих жидкостей для обработки металлов реянием в станкостроительной и инструментальной промышленности. М., НИИ­

МАШ, 1971.

С. Г., Т е п л о е В. Б. Смазочно-охлаждающая жидкость

для

43. Р е д ь к о

сложных условий

абразивной обработки. — «Вестник машиностроения»,

1973,

11.

 

 

44. Р е д ь к о

С. Г. Процессы теплообразования при шлифовании металлов.

Изд. Саратовского университета. Саратов, 1962.

 

45. Р ы ж о в

М. А., Р ы ж о в - М. Н. Оценка способов шлифования зубчатых

колес по тепловому воздействию на поверхностный слой зубьев.— «Станки и инст­ румент», 1971,'№ 6.

61