Файл: Винтерс, М. Защита сельских электрических сетей 0,4 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
тепловой защиты номинальному току двигателя в большин стве случаев объясняется отсутствием у потребителей необхо димых нагревателей.
Для защиты электродвигателей от перегрузок и работы на двух фазах в основном применяются усовершенствованные тепловые реле ТРИ, ТРН, встраиваемые в магнитные пуска тели.
В последние годы ведутся работы по созданию тепловых трехполюсных реле. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте электромеханики (ВНИИЭМ) разаботано [16] трех полюсное реле на токи 0,2—48 А с ускоренным срабатыва нием при выпадении фазы. Реле имеют температурную ком пенсацию, механизм регулировки тока несрабатывания. Пре дел регулирования номинального тока несрабатывания у этих реле — 1,5 1н , время срабатывания при 6 1н — 6-М2 с, диа пазон температуры окружающего воздуха от —40 до +60°С. Изменение тока уставки при изменении температуры окружаю щей среды на 10°С ±2% .
Для защиты асинхронных двигателей, работающих в пов торно кратковременных режимах, используются электромаг нитные реле мгновенного действия, которые настраиваются на ток срабатывания 1,1— 1,4 номинального тока электродвига теля [17]. Для предотвращения ложных отключений двигателей при пуске, схемы включения этих реле осуществляются таким образом, чтобы их контакты на время пуска блокировались контактами реле времени. Электромагнитное реле РЭВ-400 предназначено для защиты асинхронных двигателей, рабо тающих в повторно-кратковременных режимах при числе включений до 1200 в ч. Реле имеет более высокий коэффи циент возврата, чем реле старых выпусков. К недостаткам его следует отнести отсутствие защиты от выпадания фазы, высо кую трудоемкость изготовления, сложность конструкции и относительно большие габариты [16].
ВСТРОЕННАЯ ЗАЩИТА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Большое внимание уделяется вопросу применения встроен ной защиты с температурными датчиками обмоток,-контроли рующей их нагрев. Такая защита монтируется вместе с двига телем и не требует настройки в эксплуатации, так как температура срабатывания определяется типом датчика, за кладываемого в статорные обмотки, и должна соответствовать классу нагревостойкости изоляции. Точка, при которой сопро тивление термодатчика резко меняется, постоянная.
Преимущества температурной защиты, ее перспективность давно известны. Однако разработка и внедрение такой защиты задерживались из-за отсутствия полупроводниковых темпера турных датчиков с необходимыми характеристиками.
12
Среди выпускаемых отечественной промышленностью позисторов (терморезисторов с положительным температурным коэффициентом сопротивления) для измерения температуры предпочтительней использовать позисторы СТ 6-ЗБ, имеющие малую инерционность и высокое сопротивление [18, 19]. В релейных схемах наиболее рационально применять пози сторы СТ 6-1А и СТ 6— 1Б, имеющие значительные величины допустимых токов.
О развитии опыта применения устройств тепловой защиты со встроенными температурными датчиками в мировой прак тике свидетельствует большое количество источников инфор мации [20—24].
Устройства встроенной тепловой защиты электродвигателей с позисторами обладают рядом преимуществ. Они допускают применение менее чувствительных реле, упрощаются схемы устройств защиты и улучшаются некоторые их параметры. Благодаря резко выраженной температурной зависимости сопротивления, позисторные датчики более надежны в работе. На рис. 7 приведена принципиальная схема встроенной тепло вой защиты [25] с использованием так называемого триггера Шмитта.
В литературе [26] указывается на недостатки температурной защиты со встроенными датчиками. Применение электродви гателей небольшой мощности приводит к увеличению их стои мости (например 4 кВт — на 40%), а также затрат на допол нительные провода и монтаж (в сельском хозяйстве электро двигатели мощностью до 5 кВт составляют около 70%).
Для более мощных двигателей при резком повышении тока самой большой величины достигает температура обмоток ротора.
В настоящее время ни одна защита не предохраняет элек тродвигатель одновременно от перегрева и пробоя изоляции обмоток, а людей и животных от поражения электрическим током при появлении опасного потенциала на металлических частях.
Предлагается [26] универсальная защита (рис. 8) от пере грева обмоток, пробоя изоляции и отключающая электродви гатель при появлении опасного потенциала на его корпусе. Защита реагирует на изменение омического сопротивления обмоток при нагреве электродвигателя и основана на принципе наложения постоянного тока на переменный ток нагрузки.
ИНЕРЦИОННЫЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ
В СССР и за рубежом [27] в сельских сетях, в том числе и для защиты электродвигателей, применяются плавкие предо хранители.
13
Основным условием при выборе предохранителей для защиты асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором является отстройка от пускового тока. В зависимости от выполнения обмоток пусковой ток в 4—7 раз превышает номинальный ток электродвигателя. Применяемые для защиты асинхронных электродвигателей от коротких замыканий и пере грузок плавкие предохранители ПН2 имеют номинальный ток в 2—3 раза больше номинального тюка электродвигателя. В таких условиях уставки защиты линий завышаются, и для обеспечения защиты питающего трансформатора на стороне 0,4 кВ по номинальному току часто необходимо устанавливать трансформаторы повышенной мощности [28]. Поэтому значи тельный интерес представляет возможность улучшения защитных характеристик предохранителей.
За рубежом для защиты асинхронных электродвигателей применяют предохранители с инерционной время-токовой характеристикой. Защитные характеристики инерционных предохранителей должны обеспечить выбор номинального тока плавких вставок для защиты силовых сетей к наиболее близкому рабочему току цепи, в то же время выдерживая пусковые токи без старения. Характеристики необходимо согласовать с предельными тепловыми характеристиками электродвигателей, проводов и кабелей. Короткие замыкания предохранитель должен отключать с минимальным временем.
Инерционные предохранители в Советском Союзе не изго тавливаются. Заграничные фирмы выпускают инерционные плавкие вставки как одноэлементные, так и комбинирован ные. Одноэлементные плавкие вставки обладают большой разрывной способностью, токоограничением, малым измене нием Inorp от температуры, простой конструкцией, техноло гичны в изготовлении и дешевы.
В комбинированных вставках [29] токи перегрузки и токи короткого замыкания отключаются отдельными элементами. Такие конструкции обеспечивают инерционно-быстродействую щие характеристики. Конструкция тепловых элементов, распо ложение и закрепление их деталей вызывает нестабильность характеристик. Элементы, находящиеся под усилием пружин, часто разрушаются при вибрациях и ударах. В конструктив ном отношении они сложны, нетехнологичны в изготовлении, что препятствует их массовому производству.
В Центральной экспериментальной электролаборатории (ЦЭЭЛ) Латвглавэнерго разработаны предохранители с повы шенной выдержкой времени на номинальные токи от 30 до 125 А, простой конструкции, технологичные в изготовлении, взаимозаменяемые с предохранителями ПН2 [30]. На рис. 9 даны время-токовые характеристики разработанных предохра нителей и ПН2. На рис. 10 приведены время-токовые характе-
14
ристики предохранителей 100 А: 1 — разработан в ЦЭЭЛ Латвглавэнерго; 2 — NH (Германская Демократическая Рес публика); 3 — NV (Социалистическая Федеративная Респуб лика Югославия), 4 — ПН2. Применение инерционных предо хранителей в сетях с электродвигателями сравнительно боль шой мощности увеличивает длину линии, на которой обеспе чивается минимальная чувствительность защиты и позволяет снизить мощность питающих трансформаторов, ограниченных условиями защиты,
БЕСКОНТАКТНЫЕ СХЕМЫ ЗАЩИТЫ
Непрерывный прогресс электронной техники, совершенство вание существующих полупроводниковых и других радиоком понентов, уменьшение их стоимости окажут существенное влияние на развитие бесконтактных устройств защиты. Быст родействие и высокая чувствительность, универсальность характеристик и отсутствие контактов, максимальная стабиль ность параметра и характеристик, регулируемость парамет ров и характеристик защиты, высокие виброустойчивость
идолговечность, малое потребление мощности бесконтактных защит являются теми преимуществами, благодаря которым начинают заменять полупроводниковые схемы защиты элек тромагнитными реле. Однако основным критерием при выборе
иоценке использования контактной и бесконтактной защиты должна быть их экономическая эффективность. Сравнитель ные технико-экономические расчеты вариантов применения контактной или бесконтактной защиты должны базироваться на минимуме приведенных затрат с учетом надежности.
Бесконтактные устройства защиты должны быть макси мально универсальными, простыми, не требовать посторонних дорогостоящих источников питания, работать в условиях зна чительных толчков и вибраций, при наличии пыли, едких испарений аммиака и сероводорода, а также при повышенной влажности и изменении температуры окружающей среды — часто от минимальных зимних до максимальных летних.
Впоследние годы опубликован целый ряд описаний различ ных устройств с полупроводниковыми элементами для защиты
иуправления сельскими электроустройствами.
Ниже приводятся некоторые примеры выполнения защиты с полупроводниковыми элементами.
Разработана комплексная схема бесконтактного тиристор ного выключателя (рис. 11) для асинхронных электродвигате лей в сочетании с защитой электродвигателя и тиристоров от коротких замыканий, перегрузок и несимметричных режимов [31]. Асинхронный электродвигатель через такой выключатель подключается к трехфазной цепи. В качестве коммутирующего аппарата использованы симметричные тиристоры, включаемые
15
в каждую фазу. Применение симметричных тиристоров позво лило упростить схему выключателя и уменьшить его габа риты. Схема выключателя дает возможность без ее изменения управлять электродвигателями до 50 кВт.
В Центральной экспериментальной электролаборатории Латвглавэнерго [30] разработана двухступенчатая токовая защита DSA-380 с независимой выдержкой времени на бес контактных элементах, действующая на отключение автомата серии А 4100 (рис. 12). Полупроводниковое устройство DSA-380 является главной защитой понижающего потреби тельского трансформатора на стороне 0,4 кВ.
Защита имеет регулируемые уставки тока: Ступень — 10-^40 А; IIступень — ЗД-20 А; выдержка времени: Ступень —
0,1 с, IСтупень— 5-М 5 с. Бесконтактная защита имеет разброс времени срабатывания 2% при +20°С, разброс тока срабаты вания 2% при +20°С, температурную погрешность (при.
+40°С ч- —40°С) — 5%.
В перспективе развития бесконтактных устройств защиты
намечаются следующие пути их развития: улучшение характе ристик, расширение областей применения в различного рода низковольтной аппаратуре, разработка системы унифициро ванных блоков, позволяющих создать практически любую систему бесконтактной защиты, микроминиатюризация на основе интегральных схем.
ЗАЩИТА ОТ РАБОТЫ НА ДВУХ ФАЗАХ
Известны многочисленные предложения по защите двигате лей от работы на двух фазах. Однако часть из этих предложе ний чрезвычайно сложна для осуществления. Такие защиты имеют высокую стоимость, низкую надежность и требуют тща тельной наладки. При этом надежность отдельных элементов и устройства в целом оказывается ниже надежности двига теля. Другие же защиты, хотя и отличаются простотой и низ кой стоимостью, не обеспечивают достаточной чувствитель ности.
Всельском хозяйстве электродвигатели надежно работают
сзащитой, основанной на фазовом принципе, так как сдвиг между фазами напряжения (токами) в сети является стабиль ным параметром, по которому можно выявить аварийные режимы [23].
Известные до сих пор фазовые способы защиты сложны ' в изготовлении, кроме того, они защищают двигатели только от обрыва фаз.
Разработанное в Латвийской сельскохозяйственной акаде мии устройство с применением фазового детектора сравни тельно просто и дешево (рис. 13). Оно защищает электродви-
16
гатель не только от обрыва фаз, но и больших |
перегрузок |
|
(заклинивания). |
|
180°. |
Как известно, при обрыве фазы угол сдвига ср = 0° или |
||
Схему фазового детектора выбирают такой, чтобы |
при ср = 90° |
|
выходное напряжение было равно нулю, а при |
ср = 0° |
или |
180° — максимальное. Тогда, если исходный фазовый |
угол |
Ф^90°, при нормальной работе электродвигателя напряжения на выходе фазового детектора практически не будет, и реле защиты находится в нормальном состоянии. При обрыве одной из фаз (независимо в каком месте), на выходе фазового детектора появится напряжение, достаточное для срабатыва ния реле. Контакты реле разрывают-цепь управления магнит ным пускателем, и электродвигатель отключается от сети.
Если угол сдвига фаз между напряжениями отличается от 90° уже при нормальной работе электродвигателя, то на выходе фазового детектора имеется небольшое напряжение, величина которого недостаточна для срабатывания реле. Если же элек тродвигатель сильно перегружен, то это напряжение возрастет настолько, что реле* срабатывает и отключает его от сети. Таким образом, устройства защиты с применением фазовых детекторов защищают электродвигатели от больших перегру зок, а также и от работы на двух фазах.
Выв о д ы
1.Для повышения чувствительности защиты воздушных линий на потребительских подстанциях целесообразно приме нять трансформаторы с обмоткой звезда-зигзаг с нулем (при мощности до 400 кВА).
2.Результирующий ток однофазного короткого замыкания
итока от несимметрии нагрузок в нулевом проводе может быть меньше или больше величины тока однофазного корот кого замыкания, что при фактической случайной асимметрии исключает возможность надежного отключения однофазных коротких замыканий расцепителями, реагирующими на вели
чину тока в нулевом проводе.
3. Необходимо обеспечить качество предохранителей ПН2 в соответствии с требованиями ГОСТ. Для этого все предохра нители должны быть заряжены качественным и тщательно уплотненным наполнителем.
4.Целесообразно широко внедрить инерционные предохра нители и секционирование сетей, питающих коммунально-бы товую нагрузку.
5.Тепловые реле типов ТРИ, ТРН являются дешевыми аппаратами для защиты электродвигателей, но требуют тща-
тельного выбора и настройки.
2 4170