Файл: Voprosy_i_Otvety_k_ekzamenu_po_nevrologii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 549

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Синдромы нарушения чувствительности (периферический, сегментарный, проводниковый). Методы исследования. Диагностическое значение. Особенности исследования чувствительности у детей.

3. Синдром поражения нервов ноги (седалищного, малоберцового, большеберцового, бедренного). Методы исследования.

4. Синдром агнозии и апраксии. Методы исследования. Диагностическая значимость.

5. Гипофизарно-гипоталамическая область. Строение. Основные проявления диэнцефального синдрома.

7. Основные неврологические типы нарушения походки и их диагностическое значение.

8. Синдром Броун-Секара. Методы исследования. Диагностическая значимость.

9. Особенности клинического исследования функций черепно-мозговых нервов у детей раннего возраста.

10. Синдром поражения внутренней капсулы головного мозга. Методы исследования. Диагностическая значимость.

11.Синдромы поражения экстрапирамидной системы. Методы исследования. Диагностическое значение

12.Симптомы поражения сегментарного отдела вегетативной нервной системы. Методы исследования. Синдром Горнера

13. Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних и боковых канатиков спинного мозга. Методы исследования. Диагностическое значение.

14.Синдромы поражения зрительного анализатора на различных уровнях. Методы исследования. Диагностическое значение.

15.Синдромы поражения спинного мозга на различных уровнях. Типы нарушения мочеиспускания при спинальных поражениях.

16. Синдромы речевых расстройств у детей (афазия, алалия, дизартрия, мутизм). Развитие речи у ребенка. Методы исследования. Диагностическое значение.

17. Синдромы поражения червя и полушарий мозжечка. Методы исследования. Диагностическая значимость.

18. Синдромы поражения периферических нервов и сплетений. Методы исследования. Диагностическая значимость.

19. Синдромы повышенного внутричерепного давления. Особенности исследования. Диагностическая значимость.

20. Синдромы поражения чувствительности и двигательной частей тройничного нерва. Методы исследования. Особенности у детей. Диагностическое значение.

21.Альтернирующие параличи. Их характеристика на отдельных примерах (параличи Джексона, Мийяар-Гублера, Вебера)

22. Симптомы поражения 3, 4,6 пар черепно-мозговых нервов. Параличи и парезы взора. Методика исследования. Диагностическое значение.

23.Синдромы поражения двигательных порции 9, 10, 12 пар черепно-мозговых нервов. Бульбарные и псевдобульбарные синдромы. Сходство и различия. Методика исследования. Диагностическое значение.

24. Особенности развития двигательной системы у детей ( рефлексы новорожденного). Методика исследования. Диагностическое значение.

I группа.

II группа.

25. Синдромы поражения пирамидного пути на разных уровнях. Методика исследования. Диагностическое значение.

26. Синдром атаксии. Виды атаксий. Их отличия.

27.Синдромы полинейропатии и полирадикулонейропатии.

28.Синдромы чувствительных расстройств при поражении задних корешков, рогов и серой спайки спинного мозга.

30.Поражения периферической нервной системы у новорожденных

31. Полиомиелит.

32. Туберкулезный менингит.

34. Нейрогенный мочевой пузырь.

35. Неврологические расстройства при сахарном диабете.

36. Нейропатия лицевого нерва.

37.Неврологические расстройства при заболеваниях дыхательной системы.

38. Джексоновские эпилептические приступы.

39.Вторичные гнойные менингиты у детей.

40. Вакцинальные энцефалиты.

41. Поражение нервной системы при вич-инфекции. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

42. Врожденный сифилис. Классификация, Этиология, патогенез, патоморфология. Особенности современного течения. Диагностика, лечение, профилактика.

43. Субарохноидальное кровоизлияние. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика.

44. Неврозы и астенические состояния. Основные виды неврозов, их клиническая характеристика и принципы лечения.

45. Менингококковая инфекция. Менингококковый менингит. Этиология, эпидемиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Клинические особенности у детей раннего возраста.

46. Детские церебральные параличи. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

47. Эпилептический статус. Этиология, патогенез, лечение, профилактика.

48. Ишемический инсульт. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Особенности у детей.

49. Поражение нс при ревматизме. Инфекционная хорея. Этиология,

50. Острый миелит. Этиология, классификация, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

51. Рассеянный энцефаломиелит у детей.

52. Геморрагический инсульт.

53. Особенности кровоснабжения головного мозга. Переходящие нарушения мозгового кровообращения.

54. Эпилепсия.

55. Дифференциальная диагностика приступов эпилепсии с судорожными состояниями неэпилептического характера.

56. Эпидемический энцефалит.

57. Синдром Клайнфельтера.

58. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип III (болезнь

59. Лицелопаточная_плечевая прогрессирующая мышечная дистрофия Ландузи-Дежерина.

60. Конечностно-поясничная прогрессирующая мышечная дистрофия, лопаточно-бедренный тип Эрба (тип 2а).

61. Болезнь Фридрейха.

62Наследственные мотосенсорные невропатии.

63 Спинальная мышечная дистрофия Верднига-Гоффмана

64 Атаксия-Телеангиоэктазия луи-бара.

66. Прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

67. Определение и различия понятий наследственного заболевания, фенокопии, наследственной отягощенности и врожденного заболевания.

68. Нейрофиброматоз 1 и 2 типа. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

69. Гепатоцеребральная дистрофия. Этиология, патогенез, патоморфология, клиника, диагностика, лечение.

70.Принципы лечения и профилактики наследсвенных болезней нервной системы.

71. Генерализованная торсионная дистония.

72. Тики. Синдром Туретта.

73. Фенилкетонурия

75. Синдром Шерешевского-Тернера.

78. Болезнь Гентингтона.

79. Энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Стерджа — Вебера).

81. Методы диагностики наследственных заболеваний. Задачи медико-генетического консультирования.

82. Миастения.

84. Классификация наследственных нервно-мышечных заболеваний.

85. Ангиография головного мозга. Виды, показания, противопоказания, методика, диагностическое значение.

86. Паразитарные заболевания головного мозга у детей. Клиника, диагностика, хирургическое лечение.

87. Краниостеноз этиология, патогенез, диагностика, хирургическое лечение.

90. Ликворея.

91. Гидроцефалия.

92. Люмбальная, субокципетальная, вентриколопункция.

93.Пороки развития нервной системы у детей.

96. Внутричерепная гипотензия. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

97. Рентгенография черепа (краниография), позвоночника (спондилография).

99. Травматические повреждения черепа и головного мозга. Современная классификация. Особенности у детей.

100. Ушиб головного мозга.

101.Краниофарингиомы.

102. П.И. Эмдин - основоположник Ростовской школы неврологов и нейрохирургов. Особенности Ростовской школы.

103. Рентгенкомпьютерная и магнитно-резонансная томография. Показания, противопоказания, методика и диагностическое значение.

104. Травматическое поражение позвоночника и спинного мозга. Классификация, клиника, патоморфология, патогенез, диагностика, лечение, профилактика

105. Абсцессы головного мозга у детей. Этиология, патоморфология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.

106. Травматические повреждения периферических нернвных стволов и сплетений.

107. Краниотомия.

108. Родовая травма черепа и головного мозга и ее последствия.

109. Стереотоксические операции

110. Сотрясение мозга. Этиология, патоморфология, клиника, патогнез,

111. Допплерография сосудов шеи и головного мозга. Показания,

112. Классификация наследственных заболеваний нервно-мышечной

Опухоли теменной доли

Характеризуются расстройством чувствительности на противоположной половине тела(расстройство сложных видов чувствительности,суставно-мышечного чувства, чувства локализации, стереогнозии), гемипарастезией ,анозогнозией ,апраксией,алексией,пальцевой агнозией, аграфией,амнестической афазией(подсказка помогает)

Опухоли затылочной доли

Свойственны расстройства зрения, которые проявляются гомонимной гемианопсией, зрительной агнозией,фотопсиями,мерцательными скотомами, сужением полей зрения, зрительными галлюцинациями ,расстройством цветоощущения .Иногда бывает тенториальный синдром Бурденко-Крамера(боли,иррадиирующие в глазные яблоки, надбровья,светобоязнь,слезоточение)

Опухоли боковых желудочков

могут располагаться в передних и задних их отделах. При локализации новообразований в передних отделах бокового желудочка рано закрывается отверстие Монро и сравнительно быстро или внезапно наступает гипертензионно-гидроцефальный приступ с резкой головной болью, тошнотой, рвотой, головокружением. Часто рано развивается застой на глазном дне. Сильные приступы головной боли могут сопровождаться гипертермией тела, кратковременной потерей сознания, «вынужденным» положением головы.

В отличие от предыдущей локализации для опухолей в задних отделах бокового желудочка более характерно медленное развитие болезни с редкими и умеренно выраженными, постепенно нарастающими головными болями. Гипертензионно-гидроцефальные кризы возникают в запущенной стадии заболевания. В этот период часто наблюдаются первичногенерализованные эпилептические припадок.

Диагностика

Диагностика основывается на данных тщательно собранного анамнеза с уточнением последовательности развития клинических симптомов ,их сочетания ,данных ренгенологического и МРТ –исследований.

Лечение

Для лечения больных злокачественными опухолями применяют хирургический, лучевой, химиотерапевтический методы, гормоно- и иммунотерапию, а также их комбинации.

• Комбинированный метод предусматривает применение двух разных по характеру методов, направленных на местно-регионарные очаги (наиболее часто это последовательное применение хирургического и лучевого методов лечения).

Хирургические операции в клинической онкологии имеют некоторые особенности, которые отличает онкологическую хирургию от общей хирургии. К ним принадлежат правила зональности, футлярности и абластичности операций


• Радикальные операции предусматривают не только удаление пораженного опухолью органа ли его части, но и одновременное удаление одним блоком регионарных лимфатических узлов (лимфаденэктомия).

• Комбинированными операциями являются хирургические вмешательства, при которых в блок тканей и органов, которые удаляются вместе с регионарным лимфатическим аппаратом включают также соседние органы или их части, втянутые в опухолевый процесс.а иммунную систему организма.

• Паллиативные операции. Кроме радикальных операций, во время которых опухоль удаляется в границах здоровых тканей, в онкологии применяются и паллиативные оперативные вмешательства, вследствие которых часть опухоли или даже вся опухоль остается, а операция направлена лишь на облегчение условий существования организма и тех трудных симптомов, которые вызовет эта опухоль.

Лучевая терапия.

Лучевая терапия может применяться как метод радикального лечения у дополнения к хирургическому вмешательству или химиотерапии, а также с паллиативной целью. Наиболее часто используют:

• гамма-излучение


99. Травматические повреждения черепа и головного мозга. Современная классификация. Особенности у детей.

Все повреждения делятся на изолированные, сочетанные (действие механической энергии вызывает дополнительные внечерепные повреждения) и комбинированные (совокупное воздействие механической энергии и других факторов — температурных, радиационных, химических и др.). Непосредственно черепно-мозговая травма (ЧМТ) может быть закрытой, когда нет прямой связи полости черепа с внешней средой и открыто. Открытая ЧМТ бывает непроникающей и проникающей. При проникающей открытой ЧМТ имеется повреждение всех покровов, включая твердую мозговую оболочку, кость, мягкие ткани на ограниченном участке (огнестрельные ранения, открытые вдавленные переломы и др.). К открытой проникающей ЧМТ следует относить и переломы основания черепа без повреждения мягких тканей, сопровождающиеся истечением ликвора из носовых ходов (назорея) или наружного слухового прохода (оторея). По степени повреждения головного мозга ЧМТ делится на: сотрясение головного мозга и ушибы головного мозга различной степени тяжести (легкая, средняя, тяжелая). Сотрясение головного мозга встречается только при закрытой черепно-мозговой травме. Ушиб головного мозга может протекать как со сдавлением головного мозга различными компремирующими факторами (гематома, очаг размозжения, вдавленный перелом, пневмоцефалия, инородное тело) так и без него. В последние годы стали выделять диффузное аксональное повреждение головного мозга. Своеобразие черепно-мозговой травмы у детей связано не столько с механизмом возникновения, сколько с возрастными особенностями травмированных тканей и их реакцией на механическое воздействие. Мягкие покровы головы, кости черепа, ткань мозга, его оболочки, внутричерепные сосуды у детей более эластичны и, следовательно, менее травмируемы.При одинаковой силе механического воздействия у них реже, чем у взрослых, возникают перелом костей черепа, разрыв сосудов, ушиб мозга. У грудных детей перелом костей черепа часто происходит в виде вдавления участка черепа в его полость (такой перелом образно сравнивают с повреждением шарика для настольного тенниса). На любое неблагоприятное воздействие, в том числе и на механическую травму, организм ребенка в целом и его мозг, в частности, отвечают гиперергическим характером реакции. Особенно отчетливо эта закономерность видна на примере развития у детей явлений отека и набухания. При идентичной травме объемный мозговой кровоток и реактивность сосудов мозга у ребенка выше, чем у взрослого человека. Это же следует сказать и об уровне внутричерепного давления


100. Ушиб головного мозга.

Ушибы головного мозга (УГМ) характеризуются очаговыми структурными повреждениями мозгового вещества различной степени тяжести. Различают три степени тяжести ушиба головного мозга. Ушиб головного мозга легкой степени клиническим проявлениям схож с симптомами, характерными для СГМ. Однако у больных чаще наблюдаются рвота, вегетативные расстройства, тахикардия, артериальная гипертензия. Неврологические симптомы представлены легкими дефицитами функций: клонический нистагм, сглаженность носогубной складки, анизорефлексия, часто с диссоциацией по оси тела, односторонние патологические стопные знаки, координаторные нарушения, легкие оболочечные симптомы. В отличие от СГМ при люмбальной пункции у 2/3 больных является повышенное ликворное давление (ДО 200 мм вод.ст.) При КТ-исследовании часто определяются зоны локального отека, сужение ликворных пространств. Ушиб головного мозга средней степени тяжести характеризуется более выраженными локальными деструктивными изменениями в мозговой ткани, особенно в полюсно-базальных отделах лобной и височной долей. У больных выявляется длительная утрата сознания (до нескольких часов), амнезия, многократная рвота, резкая головная боль, вялость, заторможенность, субфебрилитет. Ушиб головного мозга тяжелой степени характеризуется грубыми массивными деструктивными изменениями в мозговой ткани на фоне значительного поражения ствола головного мозга. Это обусловливает длительную утрату сознания после травмы, преобладание стволовых симптомов, которые перекрывают признаки очагового поражения полушарий. Отмечается преобладание нарушений витальных функций, в первую очередь — внешнего дыхания, которые требуют немедленного реанимационного пособия.

К медикаментозному лечению добавляют ноотропы (ноотропил, пирацетам, кортексин). сосудистые препараты (кавинтон, сермион, циннаризин), диуретики (только при повышении ликворного давления по данным люмбальной пункции). При открытой ЧМТ добавляют антибиотики (гентамицин, цефалоспорины) до прекращения ликвореи и. Ушиб головного мозга у детей даже при относительно серьезной травме распространяется не столько в глубину мозга, сколько захватывает большую его поверхность; нередко бывает множественным, мелкоочаговым. Кровоизлияния обычно точечные и связаны не с разрывом стенок сосудов, а с нарушением их проницаемости. Вместе с тем закономерно выявляется гиперемия мозга за счет переполнения сосудов, особенно капилляров. санации ликвора.Чем меньше возраст ребенка, тем сложнее диагностировать ушиб мозга. Диагноз ушиба мозга в таких случаях обосновывается выявлением перелома костей свода черепа (перелом костей основания черепа у детей встречается редко), наличием менингеального синдрома, обнаружением примеси крови в спинномозговой жидкости. Из неврологических симптомов при ушибе легкой и средней степени тяжести наиболее часто выявляются горизонтальный нистагм, глазодвигательные нарушения, повышение сухожильных и периостальных рефлексов, реже - анизорефлексия. Рвота наблюдается у 20 % пострадавших. Нарушения двигательной функции, чувствительности, речи отмечаются только при тяжелой травме.