ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответы на вопросы, полученные на учебном занятии "Конфликтология" 09.01.2023
Выполнил: Пономаорев Н.А., гр. 352з
-
Возникновение конфликтологи в России
Российская конфликтология сегодня находится на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку. В стране, долгие годы, в сознании людей утверждалась ориентация на бесконфликтное развитие общества. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие «конфликт» и его производные. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О. Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.
По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов:
1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук - отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология), а к концу периода - Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.
Второй период включает 4 этапа:
Первый этап - 1924-1934 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.
Второй этап - 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
Третий этап - 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.
Четвертый этап - 1973-1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации. 3 период - 1990 год - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.
-
Причины возникновения конфликтов
Причинами конфликта служат различные обстоятельства, силы, желания и т.п., вызывающие противоречия интересов разных сторон и приводящие к их противостоянию. принятая в современной конфликтологии, предполагает выделение следующих групп причин конфликтов: 1) объективные; 2) организационно-управленческие; 3) социально-психологические; 4) личностные.
Объективными причинами конфликтов, как правило, являются причины социального, политического, экономического, идеологического и иного характера. Примерами подобного рода причин могут служить низкий уровень жизни, падение курса национальной валюты, дефицит товаров, объективное идеологическое противостояние, неприятие чужих культурных, политических, нравственных ценностей и т.д.
Организационно-управленческие причины, в свою очередь, делятся на следующие группы:
а) структурно-организационные (к таковым прежде всего следует отнести ошибки в проектировании структуры, ее изменение и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре, в том числе неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы, а также проблемы во властной структуре, такие как несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, распределения власти в целом);
б) функционально-организационные (в том числе неоптимальные функциональные связи с внешней средой и между структурными подразделениями организации; взаимозависимость задач; неправильное распределение ответственности; ограниченность ресурсов, которые нужно делить между отдельными работниками; неудовлетворительные коммуникации, отсутствие, искаженность или противоречивость информации; слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);
в) личностно-функциональные (в частности неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и другим качествам; противоречивость должностных инструкций; различие формальных требований к работнику; противоречивость профессиональных и личных требований);
г) ситуативно-управленческие (например, ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
Социально-психологические причины конфликтов также можно разделить на несколько групп:
1) естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
2) конфликт ценностей (например, между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией и открытостью миру, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией на частную собственность);
3) потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (причинами в данном случае могут выступать недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания; невозможность понимания из-за бессознательных причин);
4) разбалансированное ролевое взаимодействие людей;
5) выбор разных способов оценки результатов деятельности. Например, существует пять способов оценки: а) сравнение с идеальным положением дел; б) требование к данной деятельности по нормативам; в) степень достижения цели деятельности; г) сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; д) сравнение с положением дел в начале деятельности. Оценивая других людей, мы в основном используем первые четыре из перечисленных способов, оценивая себя — последние два;
6) разный подход к оценке одних и тех же должных событий, внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей);
7) стремление больше брать, чем отдавать;
8) стремление к власти;
9) психологическая несовместимость.
Личностными причинами конфликтов могут выступать субъективная оценка поведения партнера как недопустимого; низкая конфликтоустойчи- вость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера). Так, возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое; к разным людям применяется различный подход; люди демонстрируют разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения и пр.
Конфликтная ситуация может быть вызвана и другими причинами. Так, в открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами, это открытые причины. Существуют и более сложные, запутанные или вовсе не осознаваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон конфликта; их принято называть латентными причинами.
К конфликту может привести несколько причин одновременно. Среди них выделяются причины, которые создают противоречие, — это основные причины, а также причины, которые лишь незначительно обостряют противоречие, — второстепенные причины.
Кроме того, различают причины, по которым впервые сталкиваются интересы сторон; это первичные причины. Причины, возникшие вследствие дальнейшего обострения взаимоотношений, в том числе за счет первопричин, следует отнести к производным.
В качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на такие обстоятельства, которые в действительности создали данную конфликтную ситуацию; эти причины называются истинными. Тем не менее в конфликте очень часто сторонами делается ссылка на обстоятельства, которые на самом деле нельзя называть причинами данного конфликта. Цель применения таких приемов — отвлекающие манипуляции для сокрытия истинных причин. Такие причины называются вымышленными.
-
Поведение в условиях конфликта
Существует много видов поведения в условиях конфликта, которые классифицируются по разным критериям. По психологическим механизмам его разделяют на:
а) формальное — соответствующее правилам, предписаниям («правильное»);
б) неформальное, которое непосредственно не связано с реализацией целей совместной деятельности (например, приятельские отношения между людьми) и которое может быть как полезно, так и вредно для нее;
в) антиформальное, противоречащее правилам, установленным в обществе (например, недисциплинированность);
г) внеформальное, реализующее цели группы, но не укладывающееся в установленные правила (творческое).
Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия. Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
В конфликтной ситуации человек выбирает ту или иную стратегию поведения. Выбор может быть сознательным, но зачастую, он бывает неосознанным и носит спонтанный характер в силу эмоционального напряжения.
Характеристика основных стратегий поведения
- соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям;
- сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
- избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей;
- приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
Нельзя однозначно утверждать, какая стратегия поведения лучше. Важно учитывать особенности ситуации: то, что подойдет в одном случае, может не подойти в другом.
-
Типы конфликтных личностей
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации.
Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто.
Тип конфликтной личности | Поведенческие характеристики |
Демонстративный | Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо. |
Ригидный | Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. |
Неуправляемый | Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков. |
Сверхточный | Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе. |
«Бесконфликтный» | Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих. |