Файл: Вопрос Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Всеобщая история»
Группа
Студент
МОСКВА 20
Часть 1.
Вопрос 2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства?
Ответ: Полис – это особый вид общины, конституирующий себя как государство, который состоял из крестьян-земледельцев и городских жителей.
Главные неотъемлемые черты полиса:
-
античная форма собственности, в которой присутствовала, как государственная, так и частная, причем частная была опосредована государственной; -
присутствовал институт гражданства – население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей; -
отношение граждан к военной организации полиса; -
формы самоуправления гражданского коллектива, благодаря народному собранию, которое объединяло исключительно граждан, учитывалось волеизъявление каждого гражданина полиса; -
стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса.
Из этого следует, что каждый член полиса одновременно являлся и гражданином, и собственником, а также воином.
Только граждане полиса имели право:
-
владеть землей и распоряжаться ею на территории полиса; -
участвовать в военной и политической организации полиса.
Все члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, представляли собой сплоченный и замкнутый коллектив, строго сохранявший и контролирующий все права и привилегии своих членов.
Сельское хозяйство являлось главной сферой деятельности членов полиса. Поэтому основой экономики классического полиса являлось в большей степени сельское хозяйство.
Для своего времени древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса, главным преимуществом которого была широта и устойчивость его социальной базы.
Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона:
«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, –
Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
Славился, – чтоб никаких им не чинилось обид.
Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
И никому побеждать не дал неправо других».
Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?
Ответ: Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах. Афинский демос начал борьбу с аристократами. Вспыхнувшая между демосом и аристократами вражда расколола афинское общество на два непримиримых лагеря. Борьба продолжалась долго, но ни одна из сторон не могла добиться успеха. Тогда противники решили уладить дело миром и для этого обратиться к наиболее уважаемому человеку в Афинах – Солону. Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации.
Он провел ряд очень важных реформ:
-
крестьяне перестали зависеть от высшего сословия, так как он уничтожил все долговые обязательства крестьян и приказал убрать долговые камни с их участков; -
освободил всех, кто находился в долговом рабстве, с тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг; -
ввел систему народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании принимал участие каждый афинянин; -
создал народный суд, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.
Таким образом, все реформы Солона были очень важны, ведь заложили основы демократического строя в Афинах.
Задача 2. Прочитайте отрывок:
«Раскопки начались в апреле 1870 г….
В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и кое-что другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых».
Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.
О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?
Ответ: В данном отрывке говорится о раскопках Древней Трои, проводимые под руководством археолога-самоучки Генриха Шлимана. Генрих Шлиман считал, что «Илиада» Гомера скрывает в себе таинственный ребус, который нужно распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое, поэтому решил предпринять раскопки. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, получив разрешение османских властей, начал раскопки под холмом Гиссарлык.
За сравнительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи исчезнувших городов, а позднее еще два – девять.
Было ясно, что нижний слой относится к древнейшим временам, так как было понятно, что тем, кто жил тогда было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой, очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения.