Файл: Практики по профилю специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АННПОО «Уральский медицинский колледж»

ДНЕВНИК производственной ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием
Специальность 33.02.01. Фармация


Обучающегося ___2__ курса, __ ФУ-2-21 __ группы, очная форма обучения ___________ Гиниятуллина Флюра ______________________

(фамилия, имя, отчество)

Место практики ______________ ООО «Фармленд Ак-Тау»__________________

. (название организации)

Сроки практики: с «23» февраля 2023 г. по «05» апреля 2023 г.

Оценка по практике ___________________________________________________

(оценка и подпись руководителя практики)
Общий руководитель практики
_______________________________ ..

должность ФИО
Непосредственный руководитель практики
_______________________________ ..

должность ФИО
Руководитель от Колледжа: _________________________________________________

Челябинск

Инструктаж по охране труда

Дата проведения

Вид инструктажа

ФИО, должность инструктирующего, допускающего

подпись

инструктирующего

инструктируемого

23.02.2023


Вводный инструктаж










23.02.2023


Первичный инструктаж











Отчет обучаюшегося о прохождении производственной практики по профилю специальности


ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием
ФИО обучающегося_______ Гиниятуллина Флюра ___________________

Группа___ ФУ-2-21 __ Специальность 33.02.01. Фармация

Проходивший производственную практику по профилю специальности

с «23» февраля 2023 г. по «05» апреля 2023 г.
На базе: _________ ООО «Фармленд Ак-Тау»_________________________

(название организации)

Практика проходила в сетевой аптеке ООО «Фармленд Ак-Тау», расположенной по адресу Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 54. За время практики я узнала:

- федеральные целевые программы в сфере здравоохранения, государственное регулирование фармацевтической деятельности;

- организационно-правовые формы аптечных организаций;

- виды материальной ответственности;

- порядок закупки и приема товаров от поставщиков;

- хранение, отпуск (реализация) лекарственных средств, товаров аптечного ассортимента;

- принципы ценообразования, учета денежных средств и товарно-материальных ценностей в аптеке;

- порядок оплаты труда;

- требования по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, экологии окружающей среды;

- планирование основных экономических показателей;

- основы фармацевтического менеджмента и делового общения;

- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности.

Я научилась:

- организовывать работу структурных подразделений аптеки;

- организовать прием, хранение, учет, отпуск лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента в организациях оптовой и розничной торговли;

- организовывать работу по соблюдению санитарного режима, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности;

- формировать социально-психологический климат в коллективе;

- разрешать конфликтные ситуации;

- пользоваться компьютерным методом сбора, хранения и обработки информации, применяемой в профессиональной деятельности, прикладными программами обеспечения фармацевтической деятельности;

- защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;



Я приобрела практический опыт:

- ведения первичной учетной документации;

- проведения экономического анализа отдельных производственных показателей деятельности аптечных организаций;

- соблюдения требований санитарного режима, охраны труда, техники безопасности.

Подпись обучающегося ____________ Дата _____________________
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Выдан _________ Гиниятуллиной Флюре _____, обучающемуся

ФИО

_2_ курса специальности

33.02.01. Фармация,

прошедшему производственную практику по профилю специальности

по профессиональному модулю

ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием

с «23» февраля 2023 г. по «05» апреля 2023 г.


За время практики выполнены виды работ:

Оценка (по пятибалльной шкале)

Ф.И.О, должность и

подпись представителя работодателя

Описание аптечного предприятия: организационно-правовая форма, вид аптечного предприятия, структура управления.

Знакомство с документами аптечного предприятия: устав, документы

регистрации, лицензии на фармацевтическую деятельность, протоколы к ним,

дипломы и сертификаты специалистов.

Изучение документов, разработанных в аптеке, по организации охраны труда, техники безопасности и производственной

санитарии

Ознакомление с документами по учету кадров







Изучить нормативные и внутренние документы, регламентирующие санитарное состояние аптечной организации.

Ознакомление с правилами приготовления дезинфицирующих растворов и режимом дезинфекции различных объектов аптечной организации (мебель,

оборудование, стены и т.д.).







Изучить нормативные и внутренние документы, регламентирующие организацию

хранения товаров аптечного ассортимента

Изучение принципов и условий хранения в аптечной организации лекарственных средств







Ознакомление с критериями выбора поставщиков.

Изучение порядка составления заказа-требования, способов передачи заявки на склад оптового поставщика.

Изучение внутренних документов аптечной организации, касающиеся вопросов приемки поступающего товара.







Изучение документов, отражающих реализацию товарно-материальных ценностей и прочий документированный расход.

Изучите оборудование рабочего места фармацевта по отпуску готовых

лекарственных препаратов, а также им используемую справочную литературу







Ознакомиться с компьютерным обеспечением деятельности аптечной организации; с прикладными программами

Выполнение требований инструкции при работе с ПК.









За время прохождения практики у обучающегося были сформированы компетенции (элементы компетенций)



Перечень общих и профессиональных компетенций

Компетенция (элемент компетенции)

сформирована

не сформирована

  1. Общие компетенции (из ФГОС специальности)

ОК.01 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес







ОК.02 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество







ОК.03 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность






ОК.04 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития






ОК.05 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности







ОК.06 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями







ОК.07 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий







ОК.08 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации







ОК.09 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности







ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.







ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.







ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.







  1. Профессиональные компетенции (из ФГОС специальности)




Компетенция (элемент компетенции)

сформирована

не сформирована

ПК 3.1. Анализировать спрос на товары аптечного ассортимента







ПК 3.2. Организовывать работу структурных подразделений аптеки и осуществлять руководство аптечной организацией







ПК 3.3. Оформлять заявки поставщикам на товары аптечного ассортимента







ПК 3.4. Участвовать в формировании ценовой политики







ПК 3.5 Участвовать в организации оптовой торговли







ПК 3.6 Оформлять первичную учетно-отчетную документацию









Итоговая оценка по практике: ПМ.03 ___________________ МП

Руководитель практики от организации: _______________________ подпись___________

Руководитель практики от Колледжа: ___________________ подпись___________

С результатами прохождения практики ознакомлен, __________________________________

ФИО

_________________подпись

«____» _________ 202_ г.

Дневник производственной практики по профилю специальности ПМ 03

обучающегося гр. ___ ФУ-2-21 ___ АНН ПОО «Уральский медицинский колледж»

_______ Гиниятуллиной Флюры ___

ФИО



Дата

Краткое описание выполненных работ, наблюдения и предложения

Часы

Оценка за выполненную работу

Подпись руководителя практики



23.02.2023

24.02.2023

25.02.2023

27.02.2023

28.02.2023

01.03.2023

02.02.2023

03.02.2023

Я составила характеристику формы аптечной организации, указала ее вид, описала структуру управления.

Название: ООО «Фармленд Ак-Тау»

Адрес: Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 54

Организационная форма: Общество с ограниченной ответственностью

Форма собственности: частная аптека

Структуру организации можно представить так

- директор

- бухгалтер

- заведующий аптекой

- 3 фармацевта

- уборщица
Я изучила порядок привлечения к материальной ответственности работников аптечной организации:

Материальная ответственность – это обязанность работников возмещать имущественный, материальный ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам. Иными словами, это один из видов ответственности, которую организация вправе применить к своим сотрудникам. Работник, несущий материальную ответственность за ущерб, именуется материально ответственным лицом.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, а также их типовые формы утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 823. Среди них – заведующие и другие руководители аптечных и иных фармацевтических организаций, отделов, пунктов и иных подразделений, их заместители, провизоры, технологи, фармацевты.

Обязательные (юридически значимые) условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора регулируются ст. 233 ТК РФ. Так, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате виновного противоправного поведения первой стороны (действий или бездействия).

Статьей 232 ТК РФ установлено: сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Случаи полной материальной ответственности установлены ст. 243 ТК РФ. Так, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника в следующих случаях:

  • возложения в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

  • недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

  • умышленного причинения работником ущерба;

  • причинения ущерба работником в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

  • причинения работником ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;

  • разглашения работником сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, преду­смотренных федеральными законами;

  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

В силу ч. 6 ст. 59 Федерального закона №3‑ФЗ в размере 100‑кратного размера прямого действительного причиненного аптеке ущерба работник несет материальную ответственность в случае хищения либо недостачи наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

До принятия решения о возмещении ущерба по правилам ст. 247 ТК РФ аптека обязана провести проверку для установления:

  • размера причиненного ей ущерба;

  • причины его возникновения.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в указанной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

При определении суммы, подлежащей взысканию с работника, следует учитывать, что в силу ст. 238 ТК РФ он обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимаются реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В тех случаях, когда невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», далее – Постановление № 52).

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, построена на принципе вины. Ущерб работник обязан возместить в том случае, если установлена его виновность.

Если работодателем доказана правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности, то последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба (п. 4 Постановления № 52).

Для привлечения работника к материальной ответственности по трудовому праву достаточно наличия вины. Форма вины работника в причинении ущерба имеет значение при определении размера возмещения.

При решении вопроса о возмещении причиненного прямого действительного ущерба в полном размере работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба. При этом к существенным обстоятельствам при решении вопроса о возмещении произведенного ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся:

  • отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;

  • противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда;

  • вина работника в причинении ущерба;

  • причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;

  • наличие прямого действительного ущерба;

  • размер причиненного ущерба;

  • соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Таким образом, чтобы взыскать ущерб с работника, аптеке необходимо:

  • создать комиссию по служебному расследованию с целью установления причин возникновения ущерба;

  • истребовать объяснения в письменной форме от работника, причинившего ущерб (в случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составить соответствующий акт);

  • провести инвентаризацию имущества в организации;

  • определить размер ущерба, причиненного при утрате и порче имущества, исходя из фактических потерь, исчисляемых по рыночным ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа.

Работник, вина которого в причинении ущерба работодателю установлена, может добровольно возместить причиненный им ущерб. В противном случае работодатель вправе обратиться в суд.
Я составила список документов, разработанных в аптеке, по организации охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии:

- Положения:

o по организации работы в области охраны труда; о персонале фирмы;

o о порядке обучения и проверки знаний охраны труда работников предприятия;

o о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;

- Программа вводного инструктажа для управленческого персонала и рабочих;

- Программа первичного инструктажа на рабочем месте;

- Программа обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей подразделений и специалистов;

- Программа обучения по охране труда работников рабочих профессий;

- Учебный план обучения и проверки знаний по охране труда работников предприятия

Приказы по охране труда.

1) Инструкции по охране труда для персонала.

2) Инструкции по охране труда при обслуживании оборудования.

3) Акты, списки, ведомости и графики по охране труда.

Журналы по охране труда (электронный вариант).

1) Образцы документов для организации пожарной безопасности на предприятии.

2) Образцы документов, необходимых для расследования несчастных случаев.

3) Образцы документов, необходимых при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

4) Образцы документов для организации экологической безопасности.

5) Бланки и удостоверения по охране труда.

СОП по уборке помещений и оборудования аптечной организации.


6

6

6

6

6

6

6









04.03.2023

06.03.2023

07.03.2023

08.03.2023

09.03.2023

10.03.2023

11.03.2023

Я описала общие требования к устройству помещений аптечной организации и заключение о соответствии помещений аптеки этим требованиям:

Устройство и оборудование аптечной организации отвечает требованиям приказа №647 «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»:

1. торговый зал

- вход, оборудованный пандусом для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и для удобства въезда с колясками;

- информационный стенд для потребителей, на котором расположена копия лицензии и приложения к ней, книга отзывов и предложений; копия федерального закона «О защите прав потребителей», информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение в соответствии с законом РФ;

- реклама в аптечной организации;

- витрины;

- кассовая зона;

- шкафы-накопители;

- холодильники;

2. материальная комната (склад);

3. служебно-бытовые помещения: кабинет заведующего, санузел, гардероб, комната персонала, помещение для хранения дез.средств и уборочного инвентаря (план прилагается).

В соответствии с выполняемыми функциями торговый зал оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску, а также обеспечивающих удобство в работе для персонала аптечной организации. Выкладка ЛП закрытая. Существует открытая выкладка парафармацевтических товаров. Помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров оснащены стеллажами, поддонами, подтоварниками для их хранения; помещения для хранения термолабильных ЛП оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия хранения. Помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометры и гигрометры). Показания этих приборов ежедневно регистрируются в специальном журнале, который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.

Гардеробная оборудована шкафами для хранения верхней и санитарной одежды, обуви.

В аптеке выделено специальное помещение для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования.

Торговый зал отделен от других помещений, что обеспечивает ограниченность доступа в производственные и административные помещения посторонних.
Я описала ежедневные мероприятия санитарного режима и работников, ответственных за их исполнение:

В аптеке проводится контроль параметров микроклимата (температуры, влажности) с обязательной регистрацией этих параметров в карте или журнале. Ответственными за это являются фармацевты. Контролирует зав.аптекой.

Перед началом работы и в конце рабочего дня проводится влажная уборка помещений (полов и оборудования) с применением дезинфицирующих средств. Оборудование производственных помещений и торгового зала так же подвергают ежедневной уборке. Ответственная за это – уборщица.


6

6

6

6

6

6

6









13.03.2023

14.03.2023

15.03.2023

16.03.2023

17.03.2023

18.03.2023

20.03.2023

Я описала способы обеспечения хранения биологически активных добавок, перевязочных средств, медицинских изделий и других товаров аптечного ассортимента:

Биологически активных добавки следует хранить с учетом их физико-химических свойств, при условиях, указанных предприятием-производителем биологически активных добавок, соблюдая режимы температуры, влажности и освещенности.

В материальной комнате каждое наименование и каждая партия (серия) биологически активных добавок хранятся на отдельных поддонах. На стеллажах, шкафах, полках имеется стеллажная карта с указанием наименования биологических активных добавок, партии (серии), срока годности, количества единиц хранения.

Перевязочные средства, медицинские изделия хранятся раздельно по группам:

- резиновые изделия;

- изделия из пластмасс;

- перевязочные средства и вспомогательные материалы;

- изделия медицинской техники.

Условия хранения в торговом зале:

- в темном месте, в шкафах, обеспечивающих защиту от света, особенно прямых солнечных лучей, высокой (более 20 °С) и низкой (ниже 0 °С) температуры воздуха; текучего воздуха (сквозняков, механической вентиляции); механических повреждений (сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и т.п.);

- для предупреждения высыхания, деформации и потери их эластичности, относительная влажность воздуха в торговом зале не менее 65%;

- шкафы и витрины расположены вдали от нагревательных приборов (не менее 1 м).

Катетеры, пузыри для льда, перчатки и т.п. хранятся в лежачем положении. Круги подкладные, грелки резиновые, пузыри для льда хранится слегка надутыми, резиновые трубки хранятся со вставленными на концах пробками. Стерильный перевязочный материал (бинты, марлевые салфетки, вата) хранятся в заводской упаковке. Минеральные воды хранятся в холодильнике.
Я изучила способы маркировки мест хранения:

В торговом зале места хранения маркируют с помощью ценников и указателей фарм.групп и других видов товаров в соответствии с их действием и / или предназначением.

В материальной комнате все готовые лекарственные средства и другие товары укладываются и устанавливаются в оригинальной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу. На стеллажах, полках, шкафах прикрепляется стеллажная карта, в которой указывается наименование лекарств, серия, срок годности, количество.

Приказом Минздрава № 647н устанавливаются требования к оформлению ценников на лекарственные препараты: в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны-производителя, срока годности (при наличии).
Я изучила способы ведения контроля остаточного срока годности лекарственных средств:

Для контроля сроков годности ЛП применятся Журнал учета сроков годности лекарственных средств.

Вести журнал можно как на бумаге, так и в электронном виде. Самыми распространенными способами учета лекарственных средств являются стеллажные карточки, журналы и современные информационные технологии.

Срок хранения препарата может меняться с учетом условий его содержания. Поэтому вместе с журналом учета сроков годности ведется журнал фиксации данных измерительных приборов в месте, где содержатся лекарства.

Журнал учета сроков годности лекарственных средств лучше организовать в виде таблицы, где следует указать следующие данные:

  • Номер строки

  • Серия Название препарата

  • Дата истечения срока годности.

Помимо журнала учета срока годности лекарственных средств (образец выше), требуется заполнять также журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.

6

6

6

6

6

6

6









21.03.2023

22.03.2023

23.03.2023

24.03.2023

25.03.2023

27.03.2023

28.03.2023

Я изучила этапы приемки товаров. Действия в случае выявления несоответствий (недостача, брак, бой и др.) при приемке товара:

Порядок приёмки товара регламентируется:

1. Гражданским кодексом РФ.

2. Инструкция о порядке приёма продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, которое утверждено постановлением государственного арбитража при совете министров СССР от 15 июня 65года № П-6.

3. Инструкцией о порядке приёмке продукции по качеству, которая утверждена постановлением государственного арбитража при совете министров СССР от 25 апреля 66 года №П-7.

4. Конкретными условиями договора

Согласно инструкций П-6 и П-7 окончательная приёмка товаров по массе нетто и количеству товарных единиц должна быть произведена в момент получения незатаренного товара, либо в момент вскрытия тары. Но не позднее 10 дней, а скоропортящаяся продукция не позднее 24 часов с момента получения.

Товар по качеству и комплектности должен приниматься:

· при одногородней поставке, не позднее 10 дней, а скоропортящийся не позднее 24 часов с момента получения.

· при иногородней поставке, не позднее 20 дней, а скоропортящийся не позднее 24 часов с момента поставки.

По согласованию между поставщиком и покупателем могут быть предусмотрены другие сроки приёмки товаров по количеству и качеству, которые в этом случае обязательно фиксируются в договоре.

Если при приёмке обнаружено расхождение между фактическим количеством и качеством поступивших товаров и соответственно данными указанными в сопроводительных документах, то дальнейшая приёмка должна быть приостановлена.

Материально ответственные лица должны обеспечить сохранность товара и принять меры к предотвращению его смешения с аналогичным товаром, имеющимся в аптеке.

Для продолжения приёма товара вызывается представитель поставщика, если это оговорено договором о поставке.

При неявке представителя поставщика по вызову, а также в тех случаях, в которых его вызов необязателен, создаётся приёмная комиссия в составе директора аптеки, материально ответственного лица, провизора-аналитика, бухгалтера, представителей общественности аптеки. Представителем общественности не может быть материально ответственное лицо, а также работник, связанный с хранением, приёмом, отпуском и учётом материальных ценностей. Представителю общественности для участия в приёмке товара в составе комиссии выдаётся заверенное печатью аптеки разовое удостоверение по форме А-1. 3. Приёмная комиссия составляет акт об установленных расхождениях в количестве и качестве при приёме товара (форма А-1. 2 или ТОРГ-2), в которых отражается недостача, бой, брак и порча товара. Акт составляется в 3-х экземплярах: 1 экземпляр в случае отказа поставщика удовлетворить претензию в дальнейшем направляется в арбитраж как документ, обосновывающий иск; 2-ой экземпляр передаётся в бухгалтерию аптеки; 3-й экземпляр высылается поставщику по почте или вручается его представителю. Вместе с экземпляром акта поставщику направляется претензионное письмо и удостоверение представителя общественности, который принимал участие в приёме товара.

Если есть претензии по качеству поставляемых товаров, то к этим документам прилагается акт отбора образцов и заключение КАнЛ (контрольно-аналитической лаборатории) о результатах анализа.

Ответ на претензию по недостаче должен быть дан поставщиком в 10-дневный, а по качеству и комплектности в 20-дневный срок, после её поступления. Если иные сроки не предусмотрены договором. При обнаружении в сопроводительных документах ошибок в ценах и суммах стоимости аптека обязана немедленно сообщить об этом поставщику, до получения от поставщика исправительного письма. Этот товар не подлежит реализации, но приходуется по ценам и стоимости, указанным в сопроводительном документе. Иногда товар может поступить раньше, чем от поставщика поступят сопроводительные документы. В таких случаях в аптеке создаётся комиссия, которая составляет акт о приёме товара, поступившего без счёта поставщика (А-1.4 или ТОРГ-4, в 2-х экземплярах).

1-й экземпляр акта прилагается к отчёту материально ответственного лица и вместе с ним в дальнейшем передаётся в бухгалтерию аптеки, а 2-й остаётся у него. До получения сопроводительных документов товар учитывается как принятый на ответственное хранение и реализации не подлежит.

Если поступили сопроводительные документы, а груз ещё не прибыл, то такой товар не может быть оприходован. В этом случае на сопроводительных документах делается пометка «товар в пути».

Все поступившие в аптеку и принятые материально ответственными лицами товары на основании счёта фактуры регистрируются в книге учёта покупок. Кроме того, они записываются в журнал регистрации счетов поступления товаров по группам (А-1.8) по розничным и оптовым ценам, как в целом, так и по группам:

  • Медикаменты и субстанции.

  • Перевязочные материалы и предметы ухода за больными.

  • Парафармацевтическая продукция.

  • Прочие товары.


Я изучила сопроводительные документы на поступающие товары.

Документы, которые сопровождают товар в пути его следования до места назначения, называют сопроводительными. Это счёт-фактура, товаротранспортная накладная, сертификат качества.

Товаротранспортная накладная выписывается при доставке товаров автомобильным транспортным складом или транспортной организацией. К товару прилагаются сертификаты соответствия (сертификат качества) по каждому наименованию товара и по каждой серии этого наименования.
Я изучила факторы, влияющие на размер товарных запасов:

  • Объем реализации. Чем крупнее аптека, тем большим товарным запасом она должна располагать.

  • Месторасположение аптеки (город, село, расстояние до баз снабжения).

  • Структура реализации (по ассортименту, по покупателям).

  • Организация работы товаропроводящей сети.


Я изучила правила отпуска товаров аптечного ассортимента.

Правила отпуска товаров аптечного ассортимента регулируются Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов».

По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее - лекарственные препараты, включенные в перечень ПКУ).

Указанные лекарственные препараты, предназначенные для граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, отпускаются при предъявлении рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-88, и рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л).

По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой (далее - лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой).

По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в пункте 4 настоящих Правил, и за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.

Комбинированные лекарственные препараты для медицинского применения, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, отпускаются аптеками, аптечными пунктами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках форм N 107-1/у и N 148-1/у-88, кроме тех лекарственных препаратов, которые отпускаются без рецепта.

Медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций также могут отпускать:

1) лекарственные препараты, включенные в перечень ПКУ, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88;

2) лекарственные препараты, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л).

Отпуск остальных лекарственных препаратов в соответствии с инструкциями по их медицинскому применению осуществляется без рецептов.

Отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):

1) рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

2) рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

3) рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи8, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

4) рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение семи рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

5) рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании.

Отпуск лекарственного препарата по находящемуся на отсроченном обслуживании рецепту с истекшим сроком действия осуществляется без его переоформления в течение 90 дней со дня истечения срока действия такого рецепта.

Лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для лекарственного препарата установлено количество, которое может быть выписано в одном рецепте, или курс лечения.

При предъявлении рецепта с превышением предельно допустимого количества лекарственного препарата, которое может быть выписано в одном рецепте, фармацевтический работник информирует об этом лицо, представившее рецепт, руководителя соответствующей медицинской организации и отпускает указанному лицу установленное соответственно предельно допустимое количество лекарственного препарата, которое может быть выписано в одном рецепте с проставлением соответствующей отметки в рецепте.

При наличии у субъекта розничной торговли лекарственного препарата с дозировкой, отличной от дозировки лекарственного препарата, указанной в рецепте, отпуск имеющегося лекарственного препарата допускается, если дозировка такого лекарственного препарата меньше дозировки, указанной в рецепте. В таком случае осуществляется пересчет количества лекарственного препарата с учетом курса лечения, указанного в рецепте.

В случае если дозировка лекарственного препарата, имеющегося у субъекта розничной торговли, превышает дозировку лекарственного препарата, указанную в рецепте, решение об отпуске лекарственного препарата с такой дозировкой принимает медицинский работник, выписавший рецепт.

Отпуск лекарственного препарата осуществляется в первичной и вторичной (потребительской) упаковках, маркировка которых должна отвечать требованиям статьи 46 Федерального закона N 61-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; 2014, N 52, ст. 7540), а упаковка для наркотических и психотропных лекарственных препаратов списка II - требованиям пункта 3 статьи 27 Федерального закона N 3-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2016, N 15, ст. 2052).

При отпуске лекарственных препаратов по рецепту, оформленному на рецептурном бланке на бумажном носителе, фармацевтический работник проставляет отметку на рецепте об отпуске лекарственного препарата "Лекарственный препарат отпущен" и с указанием:

1) наименования аптечной организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя);

2) торгового наименования (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных в аптечной организации), дозировки и количества отпущенного лекарственного препарата;

3) фамилии, имени, отчества (при наличии) медицинского работника в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 13 и абзаце третьем пункта 16 настоящих Правил;

4) реквизитов документа, удостоверяющего личность лица, получившего лекарственный препарат, в случае, указанном в пункте 28 настоящих Правил;

5) фамилии, имени, отчества (при наличии) фармацевтического работника, отпустившего лекарственный препарат, и его подписи;

6) даты отпуска лекарственного препарата.

При отпуске лекарственных препаратов по рецепту, выписанному на рецептурном бланке формы N 107-1/у со сроком действия до одного года, в котором указаны периоды и количество отпуска лекарственного препарата (в каждый период), рецепт возвращается лицу, приобретающему лекарственный препарат, с отметкой, содержащей сведения, указанные в пункте 15 настоящих Правил.

При очередном обращении лица к субъекту розничной торговли с данным рецептом учитываются отметки о предыдущем отпуске лекарственного препарата по такому рецепту и в случае приобретения лицом количества лекарственного препарата, соответствующего максимальному количеству, указанному медицинским работником в рецепте, а также по истечении срока действия рецепта, на рецепте проставляется штамп "Лекарственный препарат отпущен" и рецепт возвращается лицу.

Единовременный отпуск лекарственного препарата по рецепту, выписанному на рецептурном бланке формы N 107-1/у со сроком действия до одного года, в котором указаны периоды и количество отпуска лекарственного препарата (в каждый период), допускается только по согласованию с медицинским работником, выписавшим рецепт.

При отпуске лекарственных препаратов по рецепту, выписанному на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л), заполненный корешок такого рецепта передается фармацевтическим работником лицу, приобретающему (получающему) лекарственные препараты.

Остаются и хранятся у субъекта розничной торговли рецепты (с отметкой "Лекарственный препарат отпущен") на:

1) лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, - в течение трех лет;

2) лекарственные препараты, относящиеся по АТХ к антипсихотическим средствам (код N 05A), анксиолитикам (код N 05B), снотворным и седативным средствам (код N 05C), антидепрессантам (код N 06A) и не подлежащие предметно- количественному учету, - в течение трех месяцев.

Остальные рецепты отмечаются штампом "Лекарственный препарат отпущен" и возвращаются лицу, получившему лекарственный препарат.

Рецепты, выписанные с нарушением правил10, регистрируются в журнале, в котором указываются выявленные нарушения в оформлении рецепта, фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, выписавшего рецепт, наименование медицинской организации, принятые меры, отмечаются штампом "Рецепт недействителен" и возвращаются лицу, представившему рецепт. О фактах нарушения правил оформления рецептов субъект розничной торговли информирует руководителя соответствующей медицинской организации.

Согласно закону 54-ФЗ продавец обязан пробивать чек в момент расчета за товар и выдавать его покупателю на бумажном носителе, либо в электронной форме.

Если при получении бумажного чека в магазине покупатель просит копию чека в электронном виде, продавец должен ее предоставить. Для этого: кассир вводит данные клиента (номер телефона или e-mail) во время формирования фискального документа, а кассовое ПО автоматически заносит их и электронную почту магазина в чек.
Я изучила порядок работы с кассовым аппаратом (начало работы, окончание работы, правила приема денег и выдачи кассовых чеков):

Кассир ежедневно должен выполнять следующие действия:

1. в начале рабочего дня проверить исправность ККМ;

2. включить кассовый аппарат;

3. проверить наличие ленты печати чеков (при ее отсутствии установить новую);

4. зарегистрировать кассира (возможность некоторых моделей ККТ);

5. вывести пробные отчеты (текущий и за предыдущую смену);

6. встретить покупателя;

7. пробить чек приобретенного товара или услуги;

8. выполнить план на перерыв (проверить фактическую денежную сумму в сейфе и в памяти аппарата, внести новые товарные позиции или другие действия по мере необходимости);

9. в конце смены пересчитать полученную выручку и сравнить со значением в памяти кассового оборудования.

Придя на рабочее место, кассир должен убедиться в отсутствии повреждений на корпусе кассового оборудования и проводах ввода-вывода информации, а также наличии нужных пломб на устройстве (если есть). Также нужно очистить изделие от пыли и загрязнений. В конце подготовки кассир проверяет надежность подключения кассы к бытовой сети 220 Вольт (если оборудование стационарного типа) и соединения с Интернетом.

Далее кассир печатает отчет за предыдущую смену. Если в ранее распечатанном отчете видно суммы, работник предыдущей смены забыл выполнить обнуление. Если это вовремя не было устранено и замечено проверяющими органами, аптека подлежит штрафным санкциям.

При необходимости нужно провести коррекцию даты и времени совершения операции, пересчитать деньги в соответствующем отсеке и провести сверку с отчетом предыдущей смены.

Во время пересчета суммы нужно иметь в виду безналичный расчет с покупателями. Он отражен в чеке отдельной строкой. Такие деньги хранятся на личном счете предприятия, а не в кассовом сейфе. Также рекомендуется быть готовым к тому, что бухгалтер или хозяин предприятия может попросить кассира предоставить служебную выдачу в течение рабочего дня. Это полностью нормально. Выручка обязательно должна быть перечисленной инкассаторам, на указанный счет или лично владельцу учреждения.

В конце рабочей смены выполняется завершающий отчет. Для этого нужно, чтобы был достаточный остаток кассовой ленты. Об успешном выполнении обнуления на печатной бумаге будет фразы «Регистры обнулены», «Отчет действителен» и так далее. Отчету присваивается индивидуальный номер и проставляется дата и время. Эти параметры также подлежат обязательной проверке кассиром.

Контрольная лента (если она есть) следует аккуратно скрутить и хранить на месте произведения расчетов в течение 3 дней и 3 лет в пределах предприятия. Если хотите, чтобы сумма безналичных платежей была перечислена на указанный банковский счет, смена должна быть закрыта на банковском расчетном терминале. Кассир должен дождаться отчета о корректной отправке информации о транзакциях в налоговую службу в случае с онлайн-кассой или отнести такие документы непосредственно в здание федеральной налоговой службы. Завершение смены знаменуется отключением кассового устройства.

Расчёт с покупателями осуществляется в установленном порядке:

  1. Проводятся операции ввода сумм в машину

  2. Определяется общая сумма покупки одного покупателя

  3. Чётко называется сумма покупки покупателя и сумма полученных денег

  4. Деньги кладутся на виду у покупателя

  5. Чётко называется сумма причитающейся сдачи и выдаётся покупателю вместе с чеком (бумажные купюры и разменная монета выдаётся вместе, не допуская разрыва во времени между выдачей чека и сдачи)

  6. По окончании расчёта с покупателем деньги убирают в денежный ящик.


Я описала примеры профессиональных проблемных (конфликтных) ситуаций с их подробным разбором:

Причины конфликта

Возможные варианты решения

Цена на нужный препарат выросла – покупатель недоволен и проявляет возмущение в адрес фармацевта

— Да, я Вас понимаю, мы в абсолютно равных условиях (присоединение). Как Вы думаете, аптеки сами производят лекарства или приобретают у поставщиков? (активное слушание)

— Если я Вас правильно поняла, то Вас не устраивает цена? (активное слушанье)

— Если я бы Вам предложила аналогичный по действию препарат, но по более доступной цене, Вас бы это устроило?

— Я могу Вам предложить аналог и, поверьте, более доступная цена вовсе не означает, что препарат хуже.

В аптеке нет нужного препарата

— Сообщить, когда в аптеке будет данный препарат

— Подсказать адрес и телефон аптеки, где препарат наверняка может быть

— Записать номер телефона пациента и позвонить ему, как только препарат появится

Покупатель требует продать рецептурный препарат без рецепта

Проявить мягкую твердость и сослаться на силу непреодолимых обстоятельств, правила устанавливает не аптека