Файл: I. Реферативная часть. Древняя Индия общественный и государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»



Институт непрерывного дистанционного образования
Направление подготовки

40.03.01. Юриспруденция
Направленность (профиль)

Гражданско-правовой

Кафедра

Конкурентного права и антимонопольного регулирования

Оценка: ________________




Студентка

Магомедова Светлана Хабибовна

Группа ИДО ОЗБ ЮГП-22

Преподаватель

Сысоев А.В.



Екатеринбург

2023 г.

Содержание

Раздел I. Реферативная часть. Древняя Индия: общественный

и государственный строй…………………………………………………………... 3

Раздел II. Практическая часть………………………………………………….…...8

Список использованной литературы ………………………………………………9

Раздел I. Реферативная часть. Древняя Индия: общественный и государственный строй
Индия, одна из великих стран мира, имея обширную территорию и многомиллионное население, сыграла большую историческую роль в человеческой цивилизации.

Сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.


Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства.

Общественный строй.

Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.

С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.

Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многие из государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это - государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.

Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства – во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие Варны:

  1. брахманы - члены жреческих родов;

  2. кшатрии - военная аристократия;

  3. вайшьи - свободные полноправные общинники;

  4. шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.


Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах.

В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:

1) определенная, наследственно закрепленная профессия;


  1. строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;

  2. поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне (за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот).

Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции.

Со временем все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения: 1) верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; 2) общинники, которые сами работали на своих участках; 3) разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.

Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

1) ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;

2) ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи
, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары.

Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. Тем не менее, Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

1) захваченные под знаменем (военнопленные);

2) рабы за содержание;

3) рабы, рожденные в доме хозяина;

4) купленные;

5) подаренные;

6) доставшиеся по наследству;

7) рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.

Государственный строй.

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьёй, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.

Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

  1. паришад - совет царских сановников;

  2. тайный совет;

  3. раджа-сабха, или царский совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.

Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления: провинция – округ – сельская община.

Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.


Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, "думающим обо всех делах", в его обязанности входил контроль над сельской администрацией.

Практическая часть.
Задача 2. Авилум Мардук-Мубаллит нанял строителя Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом уже был построен, обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша. Какова будет санкция суда на основании законов Хаммурапи?

Ответ: На основании закона Хаммурапи, если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

Список использованной литературы
1. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция": в 2 томах / [О. Л. Лысенко [и др.] ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова и О. А. Жидков. Т. 1 : Древний мир и Средние века. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2020. - 720 с. http://znanium.com/go.php?id=1041586

2. Без автора. Т 1 : Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 томах : Том 1: Древний мир и Средние века#205: / Без автора, Н. А. Крашенинникова, О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. - Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2020. - 816 с. http://znanium.com/go.php?id=1041585

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран и римскому праву [Электронный ресурс] : [хрестоматия] / Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина, Юрид. фак. ; отв. ред. И. А. Исаев ; [сост.: Е. В. Поликарпова, И. Н. Мележик, Т. П. Филиппова]. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. - 544 с. http://znanium.com/go.php?id=1017343

4. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в Средние века [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / А. А. Вологдин. - Москва : Юрайт, 2019. - 165 с. https://www.biblio-online.ru/bcode/433969

5. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" : в 2 томах . Т. 2 : Современная эпоха / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. - 816 с. http://znanium.com/go.php?id=982416
6. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в новейшее время [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата: учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / А. А. Вологдин. - Москва : Юрайт, 2019. - 271 с. https://www.biblio-online.ru/bcode/433971