Файл: I. Реферативная часть. Древняя Индия общественный и государственный строй.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Институт непрерывного дистанционного образования Направление подготовки 40.03.01. Юриспруденция Направленность (профиль) Гражданско-правовой Кафедра Конкурентного права и антимонопольного регулирования Оценка: ________________ | | Студентка Магомедова Светлана Хабибовна Группа ИДО ОЗБ ЮГП-22 Преподаватель Сысоев А.В. |
Екатеринбург
2023 г.
Содержание
Раздел I. Реферативная часть. Древняя Индия: общественный
и государственный строй…………………………………………………………... 3
Раздел II. Практическая часть………………………………………………….…...8
Список использованной литературы ………………………………………………9
Раздел I. Реферативная часть. Древняя Индия: общественный и государственный строй
Индия, одна из великих стран мира, имея обширную территорию и многомиллионное население, сыграла большую историческую роль в человеческой цивилизации.
Сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен.
Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства.
Общественный строй.
Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной.
С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.
Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.
В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многие из государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это - государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.
Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства – во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований.
В соответствии с Законами Ману существовали следующие Варны:
-
брахманы - члены жреческих родов; -
кшатрии - военная аристократия; -
вайшьи - свободные полноправные общинники; -
шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах.
В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:
1) определенная, наследственно закрепленная профессия;
-
строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны; -
поклонение одним богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне (за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот).
Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции.
Со временем все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения: 1) верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; 2) общинники, которые сами работали на своих участках; 3) разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.
Деревенские ремесленники также занимали различное положение:
1) ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;
2) ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.
Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи
, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. Тем не менее, Законы Ману указывают следующие разряды рабов:
1) захваченные под знаменем (военнопленные);
2) рабы за содержание;
3) рабы, рожденные в доме хозяина;
4) купленные;
5) подаренные;
6) доставшиеся по наследству;
7) рабы в силу наказания.
Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.
Государственный строй.
Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьёй, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.
Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:
-
паришад - совет царских сановников; -
тайный совет; -
раджа-сабха, или царский совет.
В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.
В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе.
Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления: провинция – округ – сельская община.
Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.
Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, "думающим обо всех делах", в его обязанности входил контроль над сельской администрацией.
Практическая часть.
Задача 2. Авилум Мардук-Мубаллит нанял строителя Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом уже был построен, обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша. Какова будет санкция суда на основании законов Хаммурапи?
Ответ: На основании закона Хаммурапи, если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
Список использованной литературы
1. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция": в 2 томах / [О. Л. Лысенко [и др.] ; отв. ред. Н. А. Крашенинникова и О. А. Жидков. Т. 1 : Древний мир и Средние века. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2020. - 720 с. http://znanium.com/go.php?id=1041586
2. Без автора. Т 1 : Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 томах : Том 1: Древний мир и Средние века#205: / Без автора, Н. А. Крашенинникова, О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. - Москва : ООО "Юридическое издательство Норма", 2020. - 816 с. http://znanium.com/go.php?id=1041585
3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран и римскому праву [Электронный ресурс] : [хрестоматия] / Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина, Юрид. фак. ; отв. ред. И. А. Исаев ; [сост.: Е. В. Поликарпова, И. Н. Мележик, Т. П. Филиппова]. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. - 544 с. http://znanium.com/go.php?id=1017343
4. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в Средние века [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / А. А. Вологдин. - Москва : Юрайт, 2019. - 165 с. https://www.biblio-online.ru/bcode/433969
5. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" : в 2 томах . Т. 2 : Современная эпоха / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. - 816 с. http://znanium.com/go.php?id=982416
6. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в новейшее время [Электронный ресурс] : учебное пособие для академического бакалавриата: учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / А. А. Вологдин. - Москва : Юрайт, 2019. - 271 с. https://www.biblio-online.ru/bcode/433971