Файл: Рабочая программа по черчению для дополнительного образования на 2020 2021 уч год по учебнику А. Д. Ботвинникова для основного общего образования Рекомендовано Министерством образования и науки рф москва аст. Астрель 2012 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальная организация дополнительного образования

«Центр дополнительного образования» городского округа Прохладный КБР



СОГЛАСОВАНА

Педагогическим советом

МОДО ЦДО

(протокол от 28.08.2020 №1)


УТВЕРЖДЕНА

приказом МОДО ЦДО

от 28.08.2020 г. № 33 о/д

директор МОДО ЦДО

_____________С. А. Цаголова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ

для дополнительного образования

на 2020 – 2021 уч. год

по учебнику А.Д. Ботвинникова для основного общего образования

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ Москва АСТ.Астрель 2012 г.

Творческое объединение «Основы инженерной графики»

Год обучения – первый

Группа № 6

Возраст обучающихся – 14-18 лет

Составитель:

Леднева О.Н.

педагог дополнительного образования
г. Прохладный

2020-2021 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: техническая.

Вид программы: адаптированная программа основного общего образования для дополнительного образования, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004г.

Настоящая программа по черчению предназначена для учащихся 9-11 классов. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник – М.: АСТ: Астрель, 2008 г.

Приоритетной целью курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности обучающихся. Данный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей обучающихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса обучающихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий педагогу сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание обучающегося.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

Новизна данной программы состоит в том, что в программу по черчению вводятся элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.
Основные положения

  1. Преподавание черчения направлено на формирование и развитие графической культуры обучающихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.

  3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами.

  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.

  5. Для преподавания данного предмета, педагогу необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на занятиях.

  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение обучающимися практического материала.



Структура программы

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для педагога и учебных материалов для обучающихся, а также перечень графических и практических работ.

Согласно утвержденному плану воспитательных мероприятий в 2019 -2020 учебном году в календарно – тематический план включены такие виды деятельности как гражданско-патриотическое, нравственное, интеллектуально-познавательное, направленные на саморазвитие личности обучающегося, реализацию его творческого потенциала, создание условий для проявления обучающимися инициативы, ответственности, творческой самореализации.

Воспитательная работа по данным направлениям запланирована в форме бесед по темам: «Беседа по технике безопасности и санитарно – гигиенические нормы» - 2 раза в год, «Правила пожарной безопасности» - 2 раза в год, «Здоровый образ жизни» - 1 раз в год и «Интернет-зависимость у подростков» - 1 раз в год.

Программа рассчитана на 144 учебных часа (по 4 часа в неделю).
Особенности организации образовательной деятельности по адаптированной программе основного общего образования для дополнительного образования

Кол-во часов по программе - 144, по расписанию – 144, из них теория – 28ч., практика – 116 ч.

Дни и часы занятий:

  • вторник 15.30-16.10 и 16.20-17.00 с перерывом 10 минут;

  • четверг 15.30-16.10 и 16.20-17.00 с перерывом 10 минут.


Цель рабочей программы: овладение обучающимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Цель обучения реализуется через выполнение следующих задач:

  • ознакомить обучающихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;

  • научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

  • научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

  • сформировать у обучающихся знания об основных способах проецирования;

  • формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

  • развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

  • научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;

  • простейшие геометрические построения;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о шрифте;

  • правила выполнения чертежей;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • принципы построения наглядных изображений;

  • основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;

  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;

  • условные обозначения материалов на чертежах;

  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);

  • условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;

  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;

  • основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;

  • место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  • анализировать графический состав изображений;

  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека; правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;

  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;

  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;

  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех – шести деталей;

  • ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;

  • читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;

  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;

  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;

  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;

  • применять полученные знания при решении задач с твор­ческим содержанием (в том числе с элементами конструирова­ния).



Формы подведения итогов

Отслеживание результативности обучения данной программы осуществляется поэтапно в течение всего учебного года. После изучения каждой темы определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками, предлагаемые данной темой. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются:

    • текущий, фронтальный, выборочный, итоговый контроль знаний учащихся;

    • учет готовых работ;

    • графические работы, кроссворды, тесты.

Основными формами подведения итогов реализации программы на всех этапах обучения является практическая деятельность.
Календарно – тематический план

объединения «Основы инженерной графики»

в МОДО ЦДО группы № 6 ,

руководитель: Леднева Ольга Николаевна

2020 – 2021 учебный год


п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Дата

теория

практика

всего

I. Правила оформления чертежей

2,5

11,5

14







1

Беседа по технике безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Правила пожарной безопасности.

Введение. Чертеж как основной графический документ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Понятие о стандартах. Пр.р. Работа с чертежными инструментами.

0,5

1,5

2

Графическая работа

15.09

2

Основные правила выполнения и оформления чертежей. Типы линий. Форматы, рамки, основная надпись. Пр.р. Оформление листа формата А4.

0,5

1,5

2

17.09

3

Графическая работа № 1 «Линии чертежа».

0,5

1,5

2

22.09

4

Сведения о чертёжном шрифте.

Пр.р. Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге.

0,5

1,5

2

Графическая работа

24.09

5-6

Сведения о нанесении размеров.

Пр.р. Упражнения в написании размерных линий и знаков.

0,5

3,5

4

29.09

01.10

7

Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали».

0

2

2

06.10

II. Способы проецирования

6

18

24







8

Способы проецирования

Пр.р. Построение эпюра точки.

1

1

2

Графическая работа

08.10

9

Беседа «Здоровый образ жизни»

Проецирование детали на три плоскости проекций.

Пр.р. Построение предмета в трёх основных проекциях.

0,5

1,5

2

13.10

10-11

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Пр.р. Построение предмета в трёх основных проекциях (фронтальное задание).

1

3

4

15.10

20.10

12

Графическая работа № 3 «Построение трёх проекций предмета».

0

2

2

22.10

13

Получение и построение аксонометрических проекций.

Пр.р. Построение осей во фронтальной-диметрической и изометрической проекций.

1

1

2

Графическая работа

27.10

14-15

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

Пр.р. Построение предмета во фронтально-диметрической и изометрической проекций.

1

3

4

29.10

03.11

16-17

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

Пр.р. Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам).

1

3

4

05.11

10.11

18

Графическая работа № 4 «Построение аксонометрической проекции предмета».

0,5

1,5

2

12.11

19

Технический рисунок.

Пр.р. Построение технического рисунка предмета (фронтально).

0

2

2




17.11

III. Геометрические построения на плоскости

2

4

6







20

Деление окружности на равные части.

Пр.р. Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей

1

1

2

Графическая работа

19.11

21

Сопряжения.

Пр.р. Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей.

1

1

2

24.11

22

Графическая работа № 5 «Чертёж детали с использованием геометрических построений».

0

2

2

26.11

IV. Чтение и выполнение чертежей предметов

5,5

24,5

30







23-24

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Пр.р. Построение проекций геометрических тел

(фронтально).

2

2

4

Графическая работа

01.12

03.12

25

Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным».

0

2

2

08.12

26

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

Пр.р. Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам).

1

1

2

Графическая работа

10.12

27

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

Пр.р. Чертёж детали с нанесением размеров.

0,5

1,5

2

15.12

28

Графическая работа № 7 «Чертеж и аксонометрическая проекция детали».

0

2

2

17.12

29

Порядок чтения чертежей деталей.

Пр.р. Чтение чертежей предметов (фронтально).

0,5

1,5

2

Работа по карточкам

22.12

30

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

0,5

1,5

2

24.12

31

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».

0

2

2

Графическая работа

29.12

32

Эскизы деталей.

Пр.р. Построение эскизов по моделям деталей (фронтально).

0,5

1,5

2

Графическая работа

31.12

33-34

Беседа по технике безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Правила пожарной безопасности.

Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

0

4

4

12.01

14.01

35-36

Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета»

0

4

4

Графическая работа

19.01

21.01

37

Обобщение сведений о способах проецирования.

Пр.р. Чтение чертежа и построение чертежа в трёх видах по двум заданным.

0,5

1,5

2

Работа по карточкам

26.01

V. Сечения и разрезы

6

24

30







38-39

Понятие о сечении. Наложенные сечения. Вынесенные сечения.

Пр.р. Построение наложенных сечений (с использованием кальки по индивидуальным карточкам-заданиям). Построение вынесенного сечения (по индивидуальным карточкам).

1

3

4

Графическая работа

28.01

02.02

40

Графическая работа № 11 «Сечения».

0

2

2

04.02

41

Разрезы.

Пр.р. Решение заданий.

0,5

1,5

2

Графическая работа

09.02

42

Простые разрезы. Фронтальный разрез.

Пр.р. Построение фронтального разреза (фронтальное задание).

0,5

1,5

2

11.02

43

Профильный разрез.

Пр.р. Построение профильного разреза.

0,5

1,5

2

16.02

44

Горизонтальный разрез.

Пр.р. Построение горизонтального разреза.

0,5

1,5

2

18.02

45

Графическая работа № 12 «Простые разрезы».

0

2

2

25.02

46-47

Соединение вида и разреза.

Пр.р. Упражнения на соединение вида и разреза.

1

3

4


Графическая работа

02.03

04.03

48-50

Разрезы в аксонометрических проекциях.

Пр.р. Построение аксонометрической проекции детали с вырезом ¼ её части (фронтально).

2

4

6

09.03

11.03

16.03

51-52

Графическая работа № 13 «Чертёж детали с применением разреза».

0

4

4

18.03

23.03

VI. Сборочные чертежи

3

19

22







53

Беседа «Интернет-зависимость у подростков»

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.

Пр.р. Определение рациональности выполнения чертежа. Условности и сокращения.

0,5

1,5

2

Работа по карточкам

25.03

54

Практическая работа «Устное чтение чертежа».

0

2

2

30.03

55

Графическая работа № 14 «Эскиз с натуры».

0

2

2

Графическая работа

01.04

56-57

Сборочные чертежи. Общие сведения о соединениях деталей.

Пр.р. Стандарты. Изображение резьбы и обозначение различных видов резьб. Шпильки, болты.

1

3

4

Графическая работа

06.04

08.04

58

Графическая работа № 15 «Эскиз резьбового соединения».

0

2

2

13.04

59

Общие сведения о штифтовых и шпоночных соединениях.

Пр.р. Выполнение эскиза шпоночного соединения.

0,5

1,5

2

Графическая работа

15.04

60

Графическая работа № 16 «Эскиз шпоночного соединения».

0

2

2

20.04

61

Чтение сборочных чертежей.

Пр.р. Чтение чертежей (индивидуально по карточкам – заданиям).

0,5

1,5

2

Графическая работа

22.04

62

Понятие о деталировании.

Пр.р. Составление эскизов деталей посредством деталирования.

0,5

1,5

2

27.04

63

Графическая работа № 17 «Деталирование»

0

2

2

29.04

VII. Чтение строительных чертежей

1,5

10,5

12







64

Основные особенности строительных чертежей.

Пр.р. Графические изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования.

0,5

1,5

2

Работа по карточкам

06.05


65-66

Правила чтения строительных чертежей.

Пр.р. Чтение чертежей по учебным таблицам (фронтально).

1

3

4

11.05

13.05

67

Практическая работа «Чтение строительного чертежа»

0

2

2

18.05

68-69

Итоговая графическая работа № 18

0

4

4

Графическая работа

20.05

25.05

VIII. Повторение

1,5

4,5

6







70

Повторение. Способы проецирования.

0,5

1,5

2

Работа по карточкам

26.05

71

Повторение. Сечения и разрезы.

0,5

1,5

2

27.05

72

Повторение. Сборочные и строительные чертежи.

0,5

1,5

2

28.05

Всего

28

116

144