Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Малосалаирская средняя общеобразовательная школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
высказываниями известных личностей, великих людей.
Проблемно-исследовательский урок – это форма проблемного урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, осуществляют поиск вариантов решения, выбирают оптимальный вариант и подбирают тезис. Это уроки личного или коллективного размышления, поиска собственного решения обозначенной проблемы. Благодаря таким урокам ребята приходят к пониманию того, что знания в тексте учебника – это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня. Одной из тем таких уроков была: «Проблема выбора пути исторического развития русских земель в XIV - XV веках».
Проблемный семинар– это форма учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Такие семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, противоречивые высказывания, определить собственное отношение к историческому прошлому. Семинары по форме очень разнообразны. Привлекательными для учащихся являются: семинар-исследование (приложение №11), семинар – круглый стол (приложение №12), семинар - мозговой штурм (приложение №13), семинар с элементами дискуссии (приложение №14).
Методика проведения семинара должна быть подчинена нескольким правилам:
Подготовка семинара включает в себя:
Темы проблемных семинаров разнообразны, но всегда оригинальны и требуют научных изысканий и поиска решений проблем (приложение №15).
Основой таких уроков является совместная деятельность учителя и учеников, которые переживают этот процесс как субъективное открытие ещё неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознаётся ими как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описанные формы работы интересны для учащихся, так как дают возможность высказывать собственное мнение, учиться слушать и понимать мысли товарищей, защищать свою точку зрения, проявлять максимум самостоятельности в поисках ответов, что в конечном итоге способствует их личностному становлению. Главными итогами своей работы считаю:
Проводимая работа способствует формированию глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к истории и обеспечивает высокую успеваемость: абсолютная - 100%, качественная - от 52 % до 83%, 100% успеваемость на едином государственном экзамене.
Учащиеся способны применять знания в нестандартных ситуациях. Это доказывают призовые места в различных олимпиадах и творческих конкурсах:
2012 год - общероссийский творческий конкурс «Альбус»:
2013 год - общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»:
Закончить описание своего опыта работы я хочу словами английского политика У. Черчеля: «Я люблю учиться, но не всегда люблю, когда меня учат». Думаю, что большинство учеников согласятся с этими словами. Поэтому, идя на урок, необходимо помнить, что «плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».
Литература
Проблемно-исследовательский урок – это форма проблемного урока, где учащиеся самостоятельно формулируют проблему и проблемный вопрос, осуществляют поиск вариантов решения, выбирают оптимальный вариант и подбирают тезис. Это уроки личного или коллективного размышления, поиска собственного решения обозначенной проблемы. Благодаря таким урокам ребята приходят к пониманию того, что знания в тексте учебника – это не абсолютная истина, а достижение сегодняшнего дня. Одной из тем таких уроков была: «Проблема выбора пути исторического развития русских земель в XIV - XV веках».
Проблемный семинар– это форма учебного занятия, в которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. Предполагает не просто овладение новыми знаниями и умениями, а вынесение их на коллективное обсуждение после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Такие семинары позволяют обсудить проблемы и вопросы, не имеющие однозначных суждений, противоречивые высказывания, определить собственное отношение к историческому прошлому. Семинары по форме очень разнообразны. Привлекательными для учащихся являются: семинар-исследование (приложение №11), семинар – круглый стол (приложение №12), семинар - мозговой штурм (приложение №13), семинар с элементами дискуссии (приложение №14).
Методика проведения семинара должна быть подчинена нескольким правилам:
-
четкость определения темы и цели семинара; -
стимулирование активности и познавательного интереса учащихся; -
соотношение деятельности учителя и учащихся: краткость и целенаправленность вводного слова учителя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.
Подготовка семинара включает в себя:
-
своевременность информирования учащихся о цели, теме и плане семинара; -
подбор основной и дополнительной литературы, характер консультаций, работа консультантов, использование алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, выступать). -
разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов, подготовка схем и таблиц и т.д.).
Темы проблемных семинаров разнообразны, но всегда оригинальны и требуют научных изысканий и поиска решений проблем (приложение №15).
Основой таких уроков является совместная деятельность учителя и учеников, которые переживают этот процесс как субъективное открытие ещё неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознаётся ими как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описанные формы работы интересны для учащихся, так как дают возможность высказывать собственное мнение, учиться слушать и понимать мысли товарищей, защищать свою точку зрения, проявлять максимум самостоятельности в поисках ответов, что в конечном итоге способствует их личностному становлению. Главными итогами своей работы считаю:
-
наличие у учащихся положительного мотива к деятельности (хочу разобраться, попробовать свои силы); -
положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (испытываю радость, удовольствие от деятельности); -
переживание учеником субъективного открытия (я сам получил этот результат); -
овладение способами решения проблемных ситуаций, анализ фактов, гипотез.
Проводимая работа способствует формированию глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к истории и обеспечивает высокую успеваемость: абсолютная - 100%, качественная - от 52 % до 83%, 100% успеваемость на едином государственном экзамене.
Учащиеся способны применять знания в нестандартных ситуациях. Это доказывают призовые места в различных олимпиадах и творческих конкурсах:
2012 год - общероссийский творческий конкурс «Альбус»:
-
Алейникова Алена, 6 класс (по истории, 1 место); -
Фурмалева Ирина, 6 класс (по истории, 1 место).
2013 год - общероссийская предметная олимпиада «Олимпус»:
-
Шуляр Крирлл, 5 класс (по истории, 3 место); -
Решетняк Алина, 5 класс (по истории, 3 место).
Закончить описание своего опыта работы я хочу словами английского политика У. Черчеля: «Я люблю учиться, но не всегда люблю, когда меня учат». Думаю, что большинство учеников согласятся с этими словами. Поэтому, идя на урок, необходимо помнить, что «плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».
Литература
-
Андреев В.И. эвристика для творческого саморазвития. – Казань, 1994. – 246с. -
Аруев, Н.М. Учебно – исследовательская работа учащихся/ Завуч, 2005. - №6. -
Баранов, П.А. Учебные лекции и семинары /Завуч, 1998. -№4. -
Блок, М. Апология истории, или ремесло историка. – М.,1986. -280с. -
Гончарова А.И. Диспут на уроке истории // Преподавание истории в школе.1998. №5 -
Грицевский, И.М., Грицевская, С.О. От учебника – к творческому замыслу урока. – М., 1990. - 134с. -
Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.,1992. -340с. -
Дайри, Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. – М.,1966.-240 с. -
Ильинская, Н.Г. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985. – 180с. -
Дайри Н.Г. Об уроках с проблемным изложением и логическим заданием // Преподавание истории в школе. 1965. №1 -
Жиляева А.А. Психологические особенности подготовки и проведения семинарских и практических занятий // Инновации в образовании.2004. №3. -
Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе. 1999. №8 -
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III.: Проблемные уроки. : научно-практическое пособие для учителей. – Ростов н/Д: Изда-во «Учитель», 2006. – 288с. -
Короткова, М.В., Студеникин, М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999.-192с. -
Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. – М., 1968. – 180с. -
Лузинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности // Завуч, 2005. - №6. -
Маркова, А.К., Орлов, А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 64с. -
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1997 – 213с. -
Нетрадиционные формы занятий // З.А.Беляева. – Новокузнецк: ИПК, 1999. – 139с. -
О семинарских занятиях и групповой форме работа // Преподавание истории в школе, 1991. - №3. -
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с. -
Педагогический поиск /Составитель И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987. – 544с. -
Полякова, Н.М. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. - №5. -
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 148с. -
Степанищев. А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.