Файл: Административный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     1) в основном, внесудебный характер  разрешения индивидуальных административных  дел;

     2) индивидуальность решения этих  дел;

     3) регламентируются, как правило, одним  нормативно-правовым актом.

        При этом судья, орган, уполномоченное должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и осуществлять правоохранительные функции, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера. Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций уполномоченными на то органами исполнительной власти, государственного управления осуществляются процессуальные действия, однако административно-правовой спор между участниками этих отношений отсутствует.

        Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников отношений (применительно к стадиям процесса).

       

Админисративный процесс в широком и узком понимании
 В 1960-е гг. в советской науке административного права сложились два подхода к понятию и содержанию правового регулирования административного процесса: широкий (управленческий) и узкий (юрисдикционный). Эти подходы сохраняются в отечественной административно-правовой доктрине до сих пор, хотя каждый претерпел определенную эволюцию за прошедшие полвека.

Основными характеристиками «управленческой» концепции административного процесса являются следующие. Административный процесс – это юридическая форма реализации такой ветви государственной власти, как исполнительная власть. Административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а в случаях, предусмотренных законом, и другими субъектами, например, судьями. Правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права.

Таким образом, с точки зрения широкого подхода административный процесс есть урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами.


Основу «юрисдикционной» концепции составляют следующие положения. Административный процесс представляет собой особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения. Характерная особенность рассматриваемой концепции состоит в признании тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс». Процесс, как гражданский, так и уголовный, являются способами обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы. Следует различать административное производство как процесс деятельности исполнительных и распорядительных органов и административный процесс как деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административно-правовых отношений, а также по применению мер административного принуждения. Основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения, прежде всего и главным образом административных взысканий. Таким образом, с точки зрения узкого подхода административный процесс – это регламентируемая законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Для более полной характеристики административного процесса необходимо произвести сравнение его с гражданским и уголовным процессами.

Общность между тремя видами процесса состоит в их юридической природе, а также в их сущности. То есть каждый вид процесса урегулирован соответствующими процессуальными нормами и является порядком реализации материальных норм различных отраслей права.

Различия же состоят в следующем:

· административный процесс представляет собой юридическую часть управленческой деятельности, а следовательно, он обладает специфическим содержанием


· административный процесс отличается своими задачами, среди которых правоохранительные функции занимают подчинённое положение, тогда как именно эти функции составляют главную задачу гражданского и уголовного процессов;

· административный процесс в значительной мере связан с правотворческой деятельностью компетентных органов государственного управления, в отличии от него уголовный и гражданский процессы реализуют исключительно правоприменительные функции;

· для административного процесса характерно параллельное расположение составляющих его производств., что далеко не всегда требует второй инстанции, существование которой обязательно для уголовного и гражданского процессов;

· и, наконец, административный процесс осуществляется исполнительно-распорядительными органами власти, тогда как гражданский и уголовный процессы осуществляются судебными органами.

Отграничение административного процесса от гражданского и уголовного процессов может быть проведено и по другим признакам, например, по способам и приёмам, используемым в ходе рассмотрения подведомственных дел и т. д.

Сравнивая административный процесс с гражданским и уголовным, нельзя не обратить внимание на наличие общих черт у двух последних видов процесса. «Единство уголовного и гражданского процессов в том, что у них общий предмет регулирования— это вид Деятельности государственных органов, именуемый правосудием. Правосудие— центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов». Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности.