Файл: Задание Заполните таблицу Основные понятия нейропсихологии детского возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.  Заполните таблицу «Основные понятия нейропсихологии детского возраста»

 

Понятие

Определение

1.       

Высшие психические функции по А. Р. Лурия

Сложные, саморегулирующиеся процессы, по происхождению социальные, по строению опосредованные и сознательные и по способу своего функционирования – произвольные.

2.       

Предмет нейропсихологии детского возраста

 Исследование отношения между состоянием высших психических функций и обуславливающих из мозговых механизмов у детей и подростков в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга

3.       

Объект исследования нейропсихологии детского возраста

Психические процессы, которые рассматриваются как звенья в структуре психической функции и выполняют задачу репрезентации в психике человека информативного содержания «собственной функции» 

4.       

Основная задача нейропсихологии детского

Является исследование взаимосвязей между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга 

5.       

Симптом

Наличие симптомов указывает на какое-то неблагополучие психической функции (внешний показатель)

6.       

Синдром

совокупность симптомов с общей этиологией и единым патогенезом.

7.       

Нейропсихологический синдром

закономерное сочетание симптомов, возникающие при поражении того или иного участка мозга

8.       

Нейропсихологический синдромный анализ

процедура, к которой проводят квалификацию симптомов, чтобы выявить основной нейропсихологический фактор и на его основе определить возможную локализацию.


Задание 2. Дополните рисунок характеристиками основных вариантов психического развития ребенка



Задание 3. Напишите эссе на тему (3-5 страниц) «Основные положения дифференциальной нейропсихологии детского возраста»

Методологической основой дифференциальной нейропсихологии развития познавательных функций в онтогенезе являются теория системной динамической локализации ВПФ и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций А.Р. Лурия, концепции функциональной системы и системогенеза П.К. Анохина, представления о биологической и социальной детерминации развития психики Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

В общефизиологической теории функциональной системы П.К. Анохин с помощью разработанных им понятий «функциональная система» и «гетерохрония в формировании и темпах развития различных структурных образований и связей между ними» отвечает на вопросы о том, с помощью каких механизмов и процессов осуществляется адаптация организма к среде и как многочисленные и различные по сложности компоненты функциональной системы, часто пространственно далеко разнесенные друг от друга, могут успешно объединяться (П.К. Анохин, 1968,1980).

Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия показали, что понятие функциональной системы применимо к «сложным «функциям» поведения» (А.Р. Лурия, 1974,с.72) и что основные формы сознательной деятельности следует рассматривать как сложнейшие психические функциональные системы, необходимым условием существования которых является совместная работа различных отделов мозга. Закон гетерохронии проявляется, в соответствии с этим, как в становлении, развитии различных мозговых структур и связей между ними (нейрофизиологические функциональные системы), так и в развитии психических функций (А.Р. Лурия 1969,1973).

Для успешной адаптации и нормального психического развития необходимо гармоническое двустороннее взаимодействие биологических факторов, в частности, обеспечивающих морфогенез мозга, и социальных факторов, в частности связанных с социальной ситуацией развития, в которой формируются требования, предъявляемые к ребенку.


Гетерохронное, соответствующее актуальности стоящих перед ребенком в разные возрастные периоды адаптационных задач, созревание различных структур мозга является необходимой предпосылкой развития психических функций. В то же время активная адресация различных форм социальных воздействий к ребенку определяет способ формирования психических функций и оказывает стимулирующее влияние на созревание соответствующих структур его мозга (Выготский, 1984, Рубинштейн, 1940, Гальперин и др., 1978).

Взаимодействие биологических и социальных факторов выступает общим принципом формирования мозга и психических функций. Конкретная специфика этого взаимодействия определяется индивидуальной морфофункциональной организацией мозга ребенка и социальной ситуацией его развития и реализуется на основе действия механизма гетерохронии.

Гетерохрония роста и темпов созревания различных компонентов функциональных систем, таким образом, является специфической для каждого ребенка и детерминирует индивидуальные различия между детьми как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных этапах онтогенеза. Эти различия отражают степень зрелости различных мозговых структур (структурной основы психических функций) и проявляются в уровне сформированности (результативности) психических функций. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности развития и отклонений в развитии каждого ребенка, дает основания для выявления типологических форм развития и отклонений в развитии детей как в пределах одного, так и в разные возрастные периоды.

Для анализа состояния высших психических функций ребенка в их соотнесенности с работой различных зон мозга наиболее удобным и единственным на сегодняшний день инструментом является синдромный анализ нарушения высших психических функций, разработанный А.Р. Лурия (1969, 1973) в теории системной динамической локализации высших психических функций. Он позволяет установить связь обнаруживаемого при нейропсихологическом обследовании различных психических функций дефицита с работой той или иной мозговой зоны.

В процедуру синдромного анализа входит качественная квалификация ошибок, допущенных при обследовании, которая дает возможность соотнести их с работой конкретных областей мозга и звеньев психических функций. Применение количественной оценки ошибок позволяет определить степень выраженности дефицита или степень сформированности работы соответствующей зоны мозга, звена психической функции.


Таким образом, нейропсихологические методы, включающие синдромный анализ (связанный с поиском нейропсихологического фактора) и анализ, основанный на выявлении нарушенных и сохранных звеньев психических функций (принцип «двойной диссоциации» Г.-Л.Тойбера) удовлетворяют тем требованиям, которые необходимо выполнить для оценки состояния тех или иных психических функций в связи с работой различных отделов мозга.

Важное значение для обоснования методических позиций в дифференциальной нейропсихологии развития психических функций в онтогенезе имеет существование большого количества экспериментальных нейропсихологических фактов, указывающих на связь отличных друг от друга типов нарушения психических функций с работой определенных участков мозга человека; фактов, указывающих на связь различных характеристик психических функций с разными типами структурно-функциональной организации мозга человека; фактов, подтверждающих различия в структурно-функциональной организации психики и мозга у детей, находящихся на разных стадиях возрастного развития, и у взрослых

Литература:

 1.      Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учебн. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

2.      Микадзе Ю. В.  Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с: ил. (Серия «Учебное пособие»).

3.      Поддъякова О. С., Челышева М. В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие.

4.      Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002